Итоги газовых боев
09.01.2006 20:40
…между противоречивыми комментариями обеих сторон. Проблему усложняет тот факт, что многие детали подписанного «Газпромом», «Нафтогазом» и «РосУкрЭнерго» договора остались за кулисами, а озвученные цифры позволяют трактовать полученный результат так, как выгодно той или иной стороне. Чтобы прояснить ситуацию, редакция From-UA выяснила, что думают на эту тему представители ключевых политических сил.

Власти и страсти

Президент Виктор Ющенко в ту же памятную среду, 4 января, заявил, что «украинская экономика полностью готова к новым условиям рынка». Как сообщил официальный сайт Президента, В. Ющенко еще раз отметил, что именно Украина выступила за отмену бартерных схем в оплате за транзит и либерализацию цены на газ «по прозрачной, понятной формуле, европейской модели».

Позже, 6 января, Виктор Андреевич отметил, что решение газового вопроса является «большим достижением нашего государства, большой победой», подчеркнув, что «Украина выдержала свою позицию и защитила свои интересы». Негативные оценки подписанных соглашений Президент назвал «политическими спекуляциями накануне выборов» и «откровенным непрофессионализмом».

Этот последний камень предназначался прежде всего для огорода его былой соратницы Юлии Тимошенко, не устающей критиковать подписанное соглашение. Представитель первой пятерки БЮТ Александр Турчинов все в ту же среду разразился резким комментарием, в котором назвал итоговый договор откровенным предательством национальных интересов Украины. По его мнению, «самовосхваления властей вокруг безусловно проигрышного соглашения вызывают только иронию. Значит, украинская власть мало того что проиграла, она еще и не поняла, что проиграла».

Все хорошо помнят, что Юлия Владимировна как раз в разгар газовых баталий призывала ликвидировать компанию «РосУкрЭнерго». Этот шаг, по ее словам, положил бы конец «газовату». Теперь же Ю. Тимошенко утверждает, что подписанные документы разрушили стабильную систему обеспечения Украины природным газом.

Верный соратник Леди Ю., народный депутат Андрей Шкиль, в комментарии From-UA добавил: «Арифметика свидетельствует о том, что Украина подписала договор на один год в обмен на договор до 2010 года. В договоре четкого указания, что он работает пять лет именно в тех ценах, которые там указаны, нет. Поэтому все его могут свободно трактовать. Для чего было столько времени торговаться и вводить людей в заблуждение, если подписано решение о том, чего Россия так добивалась? Где тут компромисс со стороны России?»

А вот спикер Владимир Литвин весьма осторожно отзывается о подписанном договоре, зато не щадит стрел для критики правительства по поводу повышения тарифов за газ для населения. По его словам, правительству сейчас нужно «четко гарантировать, что цена в $95 за тысячу кубов газа не изменится на протяжении пяти лет. Есть достаточно много сомнений, что эта позиция будет выдержана».

Владимир Михайлович не преминул напомнить, что Верховная Рада принимала недавно постановление, которым запретила повышать тарифы на энергоносители для коммунальных услуг. Однако, по его словам, правительство все-таки приняло решение о повышении цены на газ и электроэнергию. Спикер пообещал, что парламент «спросит» Кабмин, почему он не выполняет его постановление.

Более откровенен в оценках был соратник В. Литвина, народный депутат Олег Зарубинский. По его словам, достигнутые договоренности «можно называть компромиссом, а можно и не называть, потому что компромисс – это уступки, а со стороны РФ я уступок не увидел. Российская Федерация как пыталась установить цену для продажи своего газа для Украины по $230, так по $230 она его и продает. А что касается $95, то эта цена стала возможна не потому, как это было заявлено украинской властью накануне Нового года, что 40 млрд. кубометров газа из Туркмении мы будем получать по цене $50. Мы же и туркменский газ уже фактически покупаем за $95».

Народный избранник подчеркнул, что достигнутые договоренности «не нужно преподносить как серьезную победу. Россия своего добилась полностью. А какая ей разница, что Украина покупает туркменский газ дешевле, чем у нее? $95 – это среднее арифметическое между $230 и тем, что нам обещал Туркменбаши».

Резюмируя, Олег Александрович отметил, что между Украиной и Россией «нужны отношения на инвентаризованной базе, а не спонтанные, не как реакция на те или иные действия России».

Мнение левых

Социалисты предпочитают (пока?) не давать резких оценок. Народный депутат Виталий Шибко убежден, что украинско-российские договоренности по газу не стоит драматизировать. «Не нужно забывать о том, что мы живем уже в другом мире, где преобладают рыночные отношения», – пояснил народный депутат. Он добавил, что «если цена будет и дальше смещаться, что будет отвечать реальной цене газа, то это нормальное явление. Это экономический вопрос, и решать его надо было давно».

«Я давно говорил, что все встречи без галстуков были не на пользу, – отметил Виталий Яковлевич. – Они загнали ситуацию в сложное положение. Мы можем на сегодняшний день на равных разговаривать с теми, с кем торгуем. И никто не будет никого упрекать, что кто-то кого-то кормит».

Коммунист Леонид Грач полагает, что если инициаторы «газавата» с обеих сторон не остановятся, «мы дождемся своих Балкан». По его словам, достигнутые договоренности по газу – лишь один из этапов продолжения большой конфронтации, которая не исчерпывается экономической сферой.

«Конца и края этому не будет, – убежден Л. Грач. – Украинская сторона, которая пообещала Западу разрушить до основания восточнославянскую цивилизацию, торпедировать СНГ, ЕЭП, ни в коем случае на "достигнутом" не остановится».

Как ни странно, но позитивно о подписанном договоре отозвались лидеры Блока Натальи Витренко «Народная оппозиция». В его заявлении, в частности, было сказано, что «подобная договоренность с Россией могла быть достигнута еще в прошлом году и конфликтной ситуации удалось бы избежать, будь на то политическая воля украинской власти».

Главный упор «Народная оппозиция» теперь делает на необходимости снижения потребительских цен на газ, «повышенных с 1 января 2005 года распоряжением правительства Украины на 25% в связи с газовым конфликтом».

Один из лидеров блока, руководитель партии Русско-украинский союз «Русь» Иван Симоненко считает, что окончательного решения газовой проблемы не произошло. «Для снятия напряженности было принято настолько компромиссное решение, насколько это было возможно, – объяснил Иван Петрович. – Оно вытекало из того положения, что Украина была готова к обычным процессам взаимоотношений Киева и Москвы привлечь третью сторону, прежде всего США. После того, как Евросоюз отказался быть посредником, Украина обратилась к международным институтам, в частности, евроатлантическим, таким образом планируя напомнить об "оранжевой волне", когда международные спецслужбы, технологии и деньги вынудили Россию отступить. Похожее повторилось и по газовому вопросу».

«Я глубоко опечален поведением украинской стороны вообще и олигархов, в частности, - заявил И. Симоненко. – Они пытаются втравить в эту проблему народ. Вместо того, чтобы не воровать газ и перепродавать его в Европу, они пытаются повесить это все на плечи народа и сказать, что виновата Россия. Вот в чем беда».

Чья же это победа?

Партия регионов расценила договоренности крайне негативно. Так, народный депутат Владимир Сивкович считает, что они угрожают национальной безопасности. «"РосУкрЭнерго" – это частная фирма. С точки зрения национальной безопасности это несет достаточно большую угрозу», – пояснил он.

Владимир Леонидович напомнил, что «"РосУкрЭнерго" управляется людьми, которые постоянно живут в России. На них можно надавить, повлиять. К тому же они невыездные. В США эти люди имеют по несколько сот лет тюрьмы! Они уже осуждены! Такая фирма может через полгода-год обанкротиться, и мы вернемся в ту же ситуацию, с которой начали. А договора на цену $230 уже подписаны. И тогда Украина снова вступит в этот раунд переговоров, но тогда уже будет цена не $95, а значительно больше, возможно, те же $230».

А Тарас Чорновил вообще высказал мнение, что достигнутые украино-российские договоренности по газу «должен был бы оценивать генпрокурор на уровне уголовного дела». «Не существует цены в $95, – убежден народный избранник. – Россия требовала от Украины $230, и Украина подписала договор с ценой в $230. То, что какая-то посредническая структурка будет выполнять роль "смешивателя в ванне" очень горячей российской суммы с менее горячей туркменской, еще не значит, что с Россией мы подписали что-то другое. Россия получила ту цену, которую она и требовала. Украина ее подписала безусловно».

«Более того, – подчеркнул Тарас Вячеславович, – Украина согласилась с тем, что мы больше не будем иметь прямых поставок из Туркмении, то есть отказалась от диверсификации. И подписалась под тем, что поставки теперь будет осуществлять структура, которая подконтрольна именно российской стороне и завязана на сомнительных фигурах российского бизнеса. Мы потеряли диверсификацию, не учитывая того момента, что с 1 января 2007 года весь экспортный туркменский газ Россия уже выкупила. Автоматически этот газ становится российским. Это значит, что ровно через год Украина будет иметь газ по цене только $230 и ни цента меньше. И это закреплено в подписанном соглашении».

«Стороны были обречены подписать компромисс», – заметил один из лидеров блока «Не Так!», народный депутат Степан Гавриш. Однако, по его словам, «$95 – это не победа Украины, а первое, довольно серьезное поражение. В будущем оно может обернуться серьезными проблемами в отношениях не только с Россией. Украина продемонстрировала, что она не является надежным и прогнозируемым партнером в геополитических играх и готова в любое время, спекулируя на внутренних проблемах, демонстративно бороться, вместо того, чтобы искать инструменты диалога и компромисса».

Степан Богданович подчеркнул, что «Украина так и не усвоила урок, полученный в ходе газового конфликта». Об этом свидетельствуют «победные заявления министра иностранных дел, что абсолютно недопустимо, поскольку дипломаты должны, наоборот, смягчать конфликт. Об этом же свидетельствуют заявления А. Ивченко о возможности начала судебного процесса относительно представителя "Газпрома" Куприянова».

Еще один представитель блока «Не Так!», народный депутат Игорь Шурма пояснил, что «в договоренностях по газу больше вопросов, чем ответов. Проблема, которая привела к употреблению термина "газовая война", разрешилась одномоментно, и все из нее вышли победителями. Это свидетельствует, что проблема не снята, просто сохранена хорошая мина».

Также И. Шурма подчеркнул, что «нужно прояснить одну вещь. Если частное предприятие "РосУкрЭнерго" покупает газ в Туркмении по $40 и продает Украине по $95, это понятно – как платятся налоги и т.д. Как можно объяснить, что у России газ закупается по $230, а продается по $100? Россия будет доплачивать НДС и прочие выплаты в бюджет? Как можно объяснить нормальному человеку, что товар покупается по $230, а продается за $100? Думаю, что очень многие люди ответа на этот вопрос не получат».

«Государство доверило частному предприятию с неизвестно какими активами свою энергетическую безопасность, – констатировал Игорь Михайлович. – Если завтра это предприятие станет банкротом, а договор нельзя пересматривать, мы что, начнем платить $230 за кубометр? Ответа на этот вопрос нет».

Квинтэссенцией сказанного, резюмировал И. Шурма, является вопрос, как мог Президент Украины в период энергетической опасности поехать на отдых и отдаться любимым делам? Думаю, что "газовая принцесса" перейдет в наступление и покажет дилетантам от газа, как нужно профессионально и эффективно решать межгосударственные проблемы».

* * *

Очевидно, что позитивные оценки подписанному с «Газпромом» договору дает только украинская власть, преподнося его как победу над Россией. Действительно, ей ничего другого делать и не остается, особенно накануне выборов. Ведь в любимом детище Президента – блоке «Наша Украина» – представлены все те люди, которые сыграли в «газовой войне» ключевую роль. Однако ждать, чем обернется подписанное соглашение, осталось недолго – до выборов остались считанные месяцы. А потом, пожалуй, избирателям уже поздно будет хвататься за стремительно худеющие кошельки…