Азазель на Печерских холмах
31.01.2006 10:07
…очистились. Этого козла, которого теперь именуют козлом искупления или отпущения, иудеи называли Азазель.

С больной головы – на здоровую

Сам же ритуал, как впоследствии было установлено, не иудейского происхождения, а, скорее, заимствован у более древних египтян. Как бы то ни было, козел по имени Азазель остается примером того, как можно разрешить проблему греховности посредством перекладывания вины с больной головы на здоровую.

Обычно человек не в состоянии иметь дело с идеями в чистом виде, поэтому ему необходимо придать им видимую, вещественную форму. Немногие вправе удивляться тому, что существуют козлы отпущения, а тем более потешаться над этим обычаем, ведь и поныне жизнь большинства людей, особенно в Украине при власти «оранжевых», изобилует всякого рода козлами отпущения.

Теория козлов отпущения не только помогает неудачливой власти освободить себя от чувства вины, она не позволяет также при возникновении недовольства в обществе направить его против провалившегося лидера.

Конечно, козел отпущения вовсе не обязательно должен быть доморощенным. Враждебные чувства можно направлять и на лидера и народ любой другой страны, по мнимой «вине» которого, мол, у нас дома «не сложилось». И нет разницы, с чем «не сложилось» - с языками или энергоносителями, с Европой или ВТО. Все равно во всем виноваты «они».

Оруэллианское общество

Внутри страны роль «козлов» отводится всем политическим оппонентам режима. Набирающая силу на востоке и юге страны идея федерализации Украины объявляется сепаратизмом. Конституционная реформа, утверждающая парламентско-президентскую форму правления, подлежит, мол, отмене. Требования о придании русскому языку, родному для большинства граждан Украины, статуса государственного, объявляются подрывом государственности.

Зато стремление режима втянуть страну в НАТО объявляется укреплением суверенитета государства. А вот вхождение в ЕЭП, за что выступает большинство общества, получается, означает утрату независимости. В свою очередь, требования социальной справедливости, оказывается, несовместимы с западной системой ценностей.


Оценочные суждения и практические действия власти до боли напоминают роман Джорджа Оруэлла «1984». Вспомним, что в оруэллианском обществе буквально все перевернуто с ног на голову. Ведением перманентной войны занимается там «министерство мира», распределением скудного рациона – «министерство изобилия», распространением всевозможной лжи – «министерство правды», а «министерство любви» соединяет функции разведки и контрразведки. Точно так же нарочито абсурдный характер носят широко рекламируемые лозунги господствующей идеологии: «Свобода есть рабство», «Мир есть война», «Правда есть ложь», «Невежество есть сила».

Если Ющенко и его «люби друзи» сейчас снова шумят об «идеалах Майдана», на деле речь идет только об одном: чтобы обман Майданом тех избирателей, которые еще не прозрели, трансформировался в самообман. Вполне в духе романа Оруэлла!

«Внешний враг»

Поскольку же все эти выкрутасы особых политических дивидендов уже не приносят, а рейтинг партии власти продолжает неуклонно падать, «последнее доказательство» своей полезности народу орнжевые ищут за рубежом. Им срочно понадобился «внешний враг», который повинен во всех бедах Украины. Роль такового отведена соседней России.

Хотя Виктор Ющенко первый заявил о том, что экономические отношения с Россией надо перевести в рыночную плоскость, то есть привести политику ценообразования в соответствие с мировой практикой, попытка «Газпрома» поднять цену газа на уровень близкий к европейскому была воспринята как покушение на независимость Украины. Возник затяжной конфликт, который, несмотря на формальное его урегулирование на компромиссной основе, продолжает тлеть до сих пор.

И это в то время, когда даже многие недруги России признают, что она имела основания действовать именно так, как и поступала. Например, Джеймс Шерр, научный сотрудник Центра изучения конфликтов при Академии обороны Великобритании, на страницах «Зеркала недели» пишет: «Некоторые из самых опытных представителей коридоров власти (европейских стран.- Авт.) советуют не демонизировать Россию, и доля здравого смысла в этом есть. Украинская независимость очень долго держалась на дотациях, уходящих своими корнями в советское прошлое, и продолжать такую практику было бы неразумно и несправедливо. С украинцами всегда было трудно договариваться: с июня прошлого года Киев упорно игнорировал все предложения «Газпрома», вынудив, в конце концов, Москву прибегнуть к ультиматуму. Каковыми ни были бы геополитические мотивы Кремля, он имел все экономические основания поступить так, как поступил. И на его экономические аргументы нужно отвечать экономическими же аргументами. С этим согласны почти все серьезные аналитики и политики».

Увы! Не нашлось таковых «аналитиков и политиков» на Банковой. Не получилось с газом – решили прибегнуть к иным «аргументам», способным, по мнению «стратегов» из «Нашей Украины», пробудить у граждан Украины недружественные чувства к соседям и, соответственно, любовь к «оранжевым» политикам. Последовали «маяковая война», заявления политиков вроде Антона Бутейко, первого заместителя министра иностранных дел (!), о неминуемом, как им представляется, и скором распаде России. Пошли апелляции к Европейскому Союзу.

Хотя тот же Джеймс Шерр поясняет: «Но что сейчас вызывает в ЕС больше всего вопросов по поводу Украины, так это сама Украина. Некогда единые «оранжевые силы» обвиняют друг друга в предательстве, структуры власти парализованы, а все опросы общественного мнения свидетельствуют об отчаянии и недоверии народа, относящегося к своему правительству не иначе как к объекту насмешек».

Более того, похоже, что европейцы вообще не склонны воспринимать официальный Киев как жертву «имперских устремлений Москвы». Например, в связи с продолжающейся практикой «несанкционированного отбора» Киевом газа, транспортирующегося из России в Европу, министр промышленности Италии Клаудио Скажола заявил, что такой факт является «недопустимым» и «неприемлемым».

Италия стала первой страной Западной Европы, выступившей с критикой украинских властей. Но, как замечает обозреватель Би-би-си Стивен Ик, «если обвинение со стороны Италии будет означать начало переоценки того, кто несет ответственность за проблему с газоснабжением, Украина может оказаться в очень сложной ситуации».

Короче говоря, как бы не случилось так, чтобы поиски козла отпущения за рубежом не привели к обратному результату – заграница может прийти к выводу, что Азазель находится в Киеве.

* * *

Но если заграница пока продолжает оставаться в тревожной для официального Киева задумчивости, большинство граждан Украины, как свидетельствуют социологические исследования, уже пришли к совершенно определенному выводу. Он сводится к следующему: Азазель не только по форме, но и по своей глубинной сути, то есть с реальными грехами, в Украине присутствует и находится на Печерских холмах. Правда, вероятно, только до выборов.