Ну вот что, ребята,<br> полномочия я вам не отдам!
16.01.2006 09:17
«Мели, Емеля….»

Пятница, 13-е, запомнилась гражданам Украины напряженным ожиданием обещанного вечернего обращения Президента к народу. А так как главной политической темой недели была отставка правительства и возникший в связи с этим конфликт между Президентом и Кабмином, с одной стороны, и Верховной Радой, с другой, то о теме обращения можно было догадаться сразу. Интрига была лишь в том, о чем именно объявит Президент народу.

Версии строились самые разные, вплоть до роспуска Верховной Рады, но объединяло их одно – большинство ожидали от Виктора Ющенко принятия решения. Все ж таки гарант Конституции, первое лицо государства, должен же он в этой неразберихе топнуть ножкой и попытаться навести порядок.

Однако принимать решения, по-видимому, не в традициях Виктора Андреевича – в чем и убедились в очередной раз телезрители, просмотрев не обращение сурово нахмурившего брови главы державы, а очередное витийствование «на злобу дня». Причем обо всем сразу: и о конфликте между ветвями власти, и о каких-то новых меморандумах между политическими силами, и о том, что все обвинения в коррупции к компании «РосУкрЭнерго» не имеют основания. После чего плавно перешел к прожекту энергетической безопасности Украины, по сравнению с которым Ленин со своим ГОЭЛРО нервно курит в стороне.

Словом, тревога оказалась ложной. Правда, отрицательный результат – тоже результат. Во всяком случае, разгона парламента в ближайшее время не предвидится. Более того, виноватой во всем оказалась… политреформа. Которой от Президента и досталось больше всего.

Уверенно заявив, что 95 жителей Киева из 100 не знают ее сути, что она создает массу проблем, Ющенко пообещал вынести вопрос о политреформе на всеукраинский референдум. Собственно, это был единственный значимый пункт из всего его «обращения».

В этой инициативе украинского Президента многих удивила не столько его уверенность в том, что знают и чего не знают киевляне (Виктор Андреевич привык «расписываться» за всех «маленьких украинцев»), сколько уровень юридических знаний самого Ющенко.

Во-первых, реформа уже произошла, и случилось это 1 января. С этого момента, как заметила Юлия Тимошенко, «должность Президента приравнивается к руководителю «Главкиевархитектуры». Логика подсказывает, что вопрошать народ об изменениях в Конституцию следовало бы раньше. Во-вторых, по украинским законам итоги референдума имеют лишь рекомендательный характер и не могут автоматически утвердить или отменить политреформу. Более того, власть даже не обязана претворять их в жизнь.

Единственный, кто мог бы отменить эту реформу как «антиконституционную», это Конституционный Суд. Однако его новый состав до сих пор так и не сформирован. Причем в последнем голосовании по кандидатурам судей в Верховной Раде бюллетени не брали в том числе и члены пропрезидентской фракции «Наша Украина». То есть обвинять в «саботаже» лишь некие «нездоровые силы» было бы необъективно.

Не мытьем, так катанием

В таком случае, зачем же Виктор Ющенко вышел с такой заведомо юридически несостоятельной инициативой? Тут есть два варианта. Первый – что сам не ведает, что творит, точнее говорит. Но трудно предположить, что Виктор Андреевич так углубился в размышления о великом, что начал плохо разбираться в мирском. Тем более, что рядом с ним есть помощники, советники и просто «люби друзи», которые укажут на ошибку.

Тогда остается второй вариант: инициируя референдум, призывая обратиться к мнению народа, пусть и чисто консультативно, Ющенко пытается заморозить политическую реформу. Сначала, возможно, наложить на нее своеобразный мораторий, попробовав уговорить депутатов не пользоваться своими расширенными полномочиями до тех пор, пока не станет известна «воля народа». А так как сам референдум состоится (если состоится) нескоро, да еще понадобится время на подсчет голосов и трактование итогов, то мораторий этот может растянуться до конца года.

Идея несколько напоминает «последнюю соломинку», за которую хватается утопающая президентская власть. Сам Ющенко и его команда и так были не в восторге от того, что им придется поделиться полномочиями с парламентом, и в течение 2005 года не раз высказывали свое отрицательное отношение к ней.

А тут еще добавились два неприятных фактора. Во-первых, «оранжевый» лагерь раскололся, Юлия Тимошенко не скрывает своих притязаний на пост премьера в постреформенной Украине. Учитывая ее отношения с «любимыми друзьями» Виктора Ющенко, последних в этом случае ожидает, как минимум, окончание административной карьеры.

Установить же свое большинство в будущей Раде «Нашей Украине» с ее рейтингом более чем вдвое ниже, чем у Партии Регионов, конечно, не удастся – даже при поддержке СПУ. Поэтому получить 100% «своего» премьера ей не удастся. В такой ситуации лишаться полномочий в пользу парламента и неизвестного главы правительства не хочется еще больше.

Вторым ударом стало «восстание парламента», наделившего Кабмин приставкой «и.о.». Кроме непосредственных проблем, связанных с теперешним статусом министров, уже не имеющих юридического права принимать ряд решений в отношении собственности, финансов и важных соглашений, столь важных для команды Ющенко в канун выборов, это создало в Раде ситуативное антипрезидентское большинство. Что могло серьезно напугать Виктора Андреевича и его соратников, поскольку неизвестно, что это большинство еще выкинет за оставшиеся 2 месяца, будучи наделенным расширенными полномочиями.

Ну а почему же именно референдум, ответить очень просто. У Ющенко и его окружения, еще с допрезидентских времен, есть старая добрая традиция: если цели нельзя достичь правовым путем, то надо использовать «волю народа» - как в случае с Майданом.

Однако устроить второй Майдан, где бы многотысячная толпа стучала в бочки и требовала отмены политреформы, Ющенко просто не сможет, поскольку на его трибуне он будет в грустном одиночестве. И Юлия Тимошенко, и Александр Мороз на этот раз стоят по другую сторону баррикад. Поэтому использовать «волю народа» Ющенко может лишь в виде референдума.

Политреформа. Руками не трогать!

Из-за своей идеи референдума, точнее намерения совершить с политической реформой нечто нехорошее, Виктор Ющенко рискует потерять своего второго союзника по Майдану – Александра Мороза, который на почин Президента отреагировал болезненно.

Аргументацию Президента он назвал некорректной, с чем можно полностью согласиться, поскольку она основывалась на эмоциях и предположениях Виктора Андреевича, а не на фактах. К тому же об авторах политреформы Ющенко отзывался в целом, забыв, вероятно, что среди них есть и Сан Саныч. А тот наверняка обиделся.

Судя из заявлений Мороза о том, что «СПУ не позволит сделать ревизию и вернуть страну к авторитарной модели никому, в том числе и путем референдума», можно предположить, настроен он очень серьезно. Это самые резкие слова в адрес Ющенко за все время их плодотворного сотрудничества. Дело может пахнуть и расколом.

Собственно, ничего удивительного нет. Если политреформу отстоять, то какой смысл и дальше подпирать авторитет Президента с полномочиями «главы «Главкиевархитектуры» и его партии с уверенно падающим рейтингом? Александр Мороз бывалый политик и наверняка уже видит смысл искать место своей партии в новой коалиции будущей Верховной Рады, которая и принесет ему и его партии дивиденды в виде портфелей. А вот поддержи он сейчас Ющенко, то без политической реформы единственным успехом СПУ будет Юрий Луценко. Да и то сохраняющий свой пост исключительно по доброте Виктора Андреевича.

Однако, что еще хуже, эта инициатива Ющенко вызовет возмущение депутатов Верховной Рады – и таким образом лишь усилит разгоревшийся конфликт. К тому же, вряд ли без внимания останутся и другие пункты его «обращения к народу». В частности, оценка инициаторов политреформы, которую вслед за Морозом прокомментируют и другие политики. А слова Ющенко о «РосУкрЭнерго» были прямо обращены в сторону БЮТ, что подвинет Юлию Владимировну и ее соратников к новым заявлениям и действиям и внутри парламента, и за его пределами.

Таким образом, если Ющенко и хотел как-то «разрулить» назревший конфликт, то сделал он это очень неудачно, и результаты будут, скорее всего, прямо противоположны намерению. Не зря говорят, что в пятницу, 13-го, нужно вести себя предельно осторожно!