Афёра под парусом
25.01.2006 13:25
…приличные, порой, призовые.

Мой знакомый так в шутку отзывался о своем приятеле-штангисте: «Недостаток в умственном развитии компенсируется, как правило, необузданной физической силой». Не знаю, сколь справедливо это утверждение, но в том, что недостаток в физическом развитии зачастую приводит на путь жульничества – уверен. Наверняка нет слабого, не желавшего бы одолеть более сильного. А уж коли тут замешаны деньги…

Термин «срезать» известен не только спортсменам. Так говорят, когда человек хочет сократить путь, используя извилистость маршрута, чтобы сэкономить силы и время. Для нечистоплотного спортсмена это еще и самый легкий путь к победе. В 1968-69 гг. некий англичанин по имени Дональд Кроухерст умудрился срезать не метры, и даже не сотни метров, а несколько десятков тысяч километров! Это может показаться невероятным, но факты вещь упрямая.

Родился Дональд в 1932 году в семье железнодорожного чиновника. Юношей поступил на службу в королевские ВВС в качестве инженера-электронщика, но так как натуру имел необузданную, о дисциплине имел представление весьма отдаленное, вскоре из ВВС его вежливо выпроводили. Дональд подал заявление в армию. Не знаю, какие отношения существовали между ВВС и армией, но хронического нарушителя… приняли. Даже отправили на курсы изучать радиоэлектронное вооружение. Но натура есть натура: дисциплинарные взыскания одно за другим, потом угон автомобиля и – прощай военная карьера.

Еще несколько профессий, теперь уже на гражданке, и, наконец, мятущаяся душа вроде бы нашла успокоение в качестве главного инженера-конструктора электронной фирмы в Бриджуотере. Дональд женился на симпатичной ирландке, вскоре у них было уже четверо детей. Казалось бы, ну что еще надо человеку для счастья: очаровательная жена, детишки, неплохой заработок. Он имел даже 20-футовую яхту, на которой по выходным выходил в море. Но Кроухерсту этого было мало. А больше всего не хватало денег – даже название его яхты говорило само за себя – «Горшок золота».

Кроухерст бросает работу, основывает собственную фирму, уговаривает мать продать дом и вложить в фирму деньги, короче, во имя золотого тельца пускается во все тяжкие. И надо сказать, дела его поначалу пошли очень неплохо, он даже купил себе «Ягуар». Но недисциплинированный по жизни, он не лучшим образом вел себя и на дороге и в результате попал в аварию. Дональду удалось выкарабкаться и даже немного поправиться, но тяжелая черепно-мозговая травма не лучшим образом сказалась на его психическом здоровье.

Все это отразилось на бизнесе, и в 1967 году Кроухерсу пришлось обратиться с протянутой рукой к местному бизнесмену Стенли Бесту. Как раз в это время произошло знаменательное событие: из одиночного кругосветного плавания на парусной яхте возвратился сэр Френсис Чичестер. Господи, как же Кроухерст ему завидовал! Ведь обласканный воистину всемирной славой, Чичестер ко всему прочему получил весьма кругленькую сумму от спонсоров и рекламодателей.

И Кроухерст понял – вот оно! Если ему удастся в одиночку пройти вокруг земного шара, будет все – и слава, и деньги. Вот только яхта… Где ее взять? Собственная не годилась, а на постройку новой не было денег. Но не таков был Кроухерст, чтобы опустить руки! Сначала он попытался арендовать знаменитый «Джипси Мот IV» Чичестера, а когда попытка не удалась, снова обратился… к Бесту. Как раз к этому времени газета «Сэнди таймс» решила провести кругосветную гонку на приз «Золотой глобус» с двумя призами: за самое быстрое плавание и для первой яхты на финише. И так велико было обаяние Кроухерста, что Бест внял обещаниям выиграть оба приза и дал еще 6000 фунтов.

Яхта – тримаран «Тейнмауский электрон» – едва-едва поспела к моменту начала гонок, к тому же была плохо подготовлена к плаванию в экстремальных условиях. Да и сам Кроуферст был не ахти каким яхтсменом, за все время под парусом он отплывал от берега едва-едва на сотню миль, а тут более 30000! Короче, едва только отчалив, он понял – не видать ему не только победы, сохранить бы жизнь.

И Кроухерст решил «срезать»: вместо того, чтобы отправиться по маршруту регаты, он поплыл прямиком к мысу Горн, рассчитывая присоединитья к завершающим гонку соперникам у юго-восточного побережья Америки. В пути яхтсмен вел два вахтенных журнала: один для себя, второй, в котором описывал вымышленные события на пути вокруг света – для судейской коллегии.

Однако проходили дни, в фальшивый журнал заносились все новые и новые записи, и постепенно Кроухерст начал сознавать, что рано или поздно его уловка раскроется. И он решает гонку не выигрывать. Так или иначе, но его будут считать героем, реклама фирме обеспечена, а его журналом никто и не поинтересуется.

К тому времени один из соперников, Робин Нокс-Джонстон, уже закончил гонку, выиграв финиш, впереди оставался только Нейджел Тетли. Вот он пусть и выигрывает гонку на скорость, решил Кроухерст. Но его ждало горькое разочарование: не траверзе Азорских островов Тетли попал в жесточайший шторм и его яхта затонула. Кроухерст не знал, что делать: проиграть он не мог – по времени он был впереди Нокса-Джонстона на два месяца, но и выигрывать тоже нельзя, иначе придется предъявить судьям фальшивый вахтенный журнал и обман раскроется.

…10 июля 1969 года между Бермудскими и Азорскими островами с грузового судна была замечена дрейфующая яхта без признаков экипажа. Это и был «Тейнмауский электрон» Кроухерста. Последняя запись в вахтенном журнале была сделана в 11.20 1-го июля: «Нет смысла в мучениях, которые…». На этом запись обрывается. Предполагают, что Кроухерст окончательно потерял рассудок и бросился в океан.