Кто быстрее в ВТО?
01.06.2004 08:48
Так случилось, что Единое экономическое пространство (ЕЭП) в украинские реалии пришло раньше, чем ВТО и ЕС. А на недавно завершившемся ялтинском саммите глав государств-участников ЕЭП Украина, Россия, Белоруссия и Казахстан решили согласовывать процесс своего вступления в мировое торговое сообщество.

В силу заметной разницы в экономическом развитии говорить о неком «одновременном вступлении» четырех государств «единого экономического» в ВТО вряд ли приходится – каждый несет свой крест. Не случайно эксперт Фонда Карнеги Андерс Аслунд заявил в интервью газете «День», что если есть соглашение между этими странами (членами ЕЭП – Ред.) о том, чтобы координировать свое вступление в ВТО, то они еще много лет не смогут вступить туда, «так как это означает соединение всех проблем этих стран».

Что же касается успехов Украины на пути во Всемирную торговую организацию, то о них можно было говорить разве что до мая. Потому что после расширения Евросоюза Киеву придется заново заключать договора о взаимном доступе на рынки товаров и услуг с рядом центрально- и восточноевропейских государств-«неофитов» (пока что это удалось только с Латвией), а вот Москва сделала значительный прорыв. В то время пока в Ялте четыре президента думали о том, как наполнить каркас ЕЭП конкретным содержанием, Россия и ЕС подписали соглашение о завершении двусторонних переговоров между Российской федерацией и Евросоюзом по вопросам присоединения к ВТО. А это уже выводит Россию вперед, так как хотя Украина подписала в прошлом году соглашение о взаимном доступе на рынки, но с «прежним» ЕС, а вот россияне договариваются – с расширенным. Есть, правда, существенный тормоз: до сих пор не утрясен вопрос о дотациях сельхозпроизводителям, но это – общее больное место на пути в ВТО для любого государства, а потому, в принципе, дело решаемое.

Украина, как известно, подала заявление о вступлении во Всемирную торговую организацию еще в 1993 году и первоначально планировала завершить этот процесс до 1998 года. Затем Президент Украины определил срок: до конца 2003 года. Валерий Хорошковский в свою бытность министром экономики говорил о конце года нынешнего. Нынешние прогнозы специалистов-оптимистов из Минэкономики переносят это событие на начало 2005 года. В настоящее время Киев подписал договоры о взаимном доступе на рынки товаров и услуг в рамках вступления в ВТО с 23 странами и продолжает переговоры с США, Австралией, Аргентиной, Китаем и рядом других государств. Всего для «попадания» в ВТО необходимо подписать договора с 46 державами.

Относительно России, то после того, как ЕС декларировал намерения помочь ей с членством в ВТО до конца 2004 года, осталось договориться о взаимном доступе на рынки товаров и услуг с США, Японией и Китаем. Нужно было еще решить вопрос о повышении внутрироссийских цен на газ, на чем настаивал Брюссель. Но и это, похоже, уже неактуально: по сообщениям РИА «Новости», ЕС уже отказался от данных требований. Украинцам же мало того что придется договариваться с более чем двумя десятками стран, еще предстоит обеспечить поддержку со стороны США. Несмотря на то что 99% тарифов уже согласованы для окончательного подписания двустороннего протокола о доступе на рынки, американцы ставят жесткие условия по защите от пиратского производства компакт-дисков, считая меры украинских властей в этой области недостаточными. Украина, в свою очередь, рассматривает подобные заявления как попытку уничтожить национального производителя высокотехнологичной продукции.

Надо отдать должное - российская экономика достаточно быстро готовится к присоединению к ВТО: совершенствуется налоговая система, улучшается инвестиционный климат и т.п. При этом даже «мягкая национализация» ЮКОСа как-то не сильно смущает Запад.

Исходя из всего этого, нельзя исключать и такого развития событий, при котором Украина вступит в ВТО не в определяемые ее чиновниками сроки, а когда сможет. То есть после России.

А что же другие государства-члены ЕЭП? Казахстан и раньше был намерен синхронизировать процесс вступления в ВТО со странами ЕврАзЭС, но сделать это намеревался все-таки самостоятельно. В настоящий момент наиболее оптимистическим сроком вхождения Казахстана во Всемирную торговую организацию представляется конец 2005 - начало 2006 года, притом, что заявка была подана в январе 1996 года. С учетом того, что в экономику Казахстана привлечено за время его независимости около $25 млрд. иностранных инвестиций, а прирост ВВП на редкость динамичный (только в 2003 году он составил 9,1%), этот оптимизм имеет основания.

Белоруссия, несмотря на бравые заявления своего лидера, похоже, никаких иллюзий по поводу ВТО не питает. Даже примерные сроки не называются. Более того, по некоторым данным, Минск даже не подала заявки на вступление, а ведение переговоров в данном случае – «не в счет». Долгие, но безрезультатные попытки дружить с Россией, напряженные отношения с ЕС не оставляют белорусам никаких шансов попасть в мировое торговое сообщество.

Но самое интересное, что анализируя текст Соглашения о создании ЕЭП, невольно приходишь к выводу, что речь идет фактически об отдельно взятом ВТО на постсоветском пространстве. И как будут взаимодействовать два вида организации экономики – всемирный и региональный (хоть и почти на одной шестой части суши) – пока не совсем ясно. Вернее, совсем не ясно. А может, из двух стоит выбрать что-нибудь одно?

Вопрос только – что выгоднее…