Наш номер - первый!
01.02.2006 10:14
…или даже (следуя логике политреформы) министерского портфеля. From-UA предлагает посмотреть более внимательно на лица основных претендентов в этом забеге.

Партия Регионов (ПР) занимает устойчивое первое место в предвыборных рейтингах. Ее электорат стабилен. Расколы в стане «оранжевых» помогают ей лидировать. Если бы коалиция «оранжевых» сохранилась в своем дореволюционном виде, ПР было бы не так легко. Но продолжение сотрудничества между НСНУ и БЮТ исторически невозможно и политически невыгодно. Поэтому социологам приходится ставить на первую строчку именно «регионалов».

Власть или оппозиция?

Любопытная вещь - взаимоотношения ПР с властью. Казалось бы, они должны были складываться неважно. Однако уже утверждение Ю.Тимошенко на пост премьера прошло на «ура». Политологи объяснили это «деморализацией» партии, еще за два месяца до этого шедшей к званию «правящей».

Однако потом В. Янукович подписал меморандум со своими бывшими противниками и поддержал правительство Ю. Еханурова (мы не учитываем голосование 10 января; оно явно носило предвыборный характер).

Как видно, лидеры ПР не готовы были, да и сейчас не очень рвутся быть в жесткой оппозиции. Дух противоречия, столь свойственный украинской политике, практически не коснулся ПР. Ее ряды монолитны.

Если ранее влияние Р. Ахметова на ПР подразумевалось всеми, но официально не признавалось, то теперь донецкий олигарх сам все сказал. Он стал практически последним из крупных бизнесменов, кто все-таки вошел в публичную политику под знаменем ранее созданной «собственной» партии. Не хочется впадать в очевидные всем суждения, но, наверное, это было сделано ради все той же депутатской неприкосновенности.

«Русскоязычный» фактор

Партия уязвима в случае со своим названием. Привлекательный тезис усиления местного самоуправления и общей децентрализации оборачивается обвинениями в «сепаратизме» и представлении интересов только одной части Украины. Хотя последнее может быть адресовано многим политическим силам, Партия Регионов сама дает козырь оппонентам в их контрпропаганде.

Действительно, ПР сильна в восточной и южной частях страны. В ее первой списочной сотне много донетчан. Оппоненты справа в связи с этим даже называют ПР «партией одного региона». Впрочем, если вспомнить, что каждый десятый избиратель проживает не в Черновицкой или Тернопольской области, а именно в Донецкой, то, наверное, в этом нет ничего предосудительного.

Впрочем, для первого места на парламентских выборах вполне достаточно поддержки только одной части страны. И ПР это хорошо понимает.

Слабое место этой партии – столица. То ли «регионалы» не хотят ее завоевывать, то ли не получается. Это обстоятельство уже сыграло злую шутку с В. Януковичем на президентских выборах, но пока, похоже, партия не сделала серьезных выводов из этой проблемы. Кандидатов от партии не видно среди серьезных претендентов на кресло киевского мэра.

Почему «регионалы» не могут закрепиться в Киеве, отдавая его на откуп НСНУ и БЮТ, «Поре»-ПРП? Возможно, здесь проявляется определенная «провинциальность» партии, более близкой интересам шахтеров и металлургов, чем «сытых» потребителей-киевлян.

ПР по-шахтерски пряма и не боится одиозных коалиций. В Крыму, например, где партия пользуется стабильной поддержкой, она создала предвыборный союз с блоком пророссийских партий.

Впрочем, ПР не изменяет и другим своим давним приоритетам. Как и в президентскую кампанию, партия внесла предложение о придании русскому языку статуса государственного. Это может мобилизовать ее традиционных избирателей, но вряд ли поможет на западе или в центре страны. Вопрос только, интересует ли это саму ПР?

Партия способна побороться за отъем части электората у коммунистов и витренковцев. Лозунги сближения с Россией, придания русскому языку статуса государственного, поддержки отечественной промышленности созвучны тезисам этих двух левых партий.

Год спустя

В любом случае, предвыборная парламентская кампания проходит под знаком прошлогоднего поражения «сине-белых». Поэтому небезынтересно, каким образом этот фактор будет проявляться в партийной агитации.

И действительно, горечь непредвиденного поражения периодически возникает в рекламных роликах, выступлениях лидеров, политических инициативах. Тезис о том, что год назад «Вам» обещали нормальную жизнь, а вместо этого «Вы» получили рост цен, постоянные кризисы и коррупцию, хорош. Он объективно отражает существующую реальность.

Возможно, партия нуждается в некотором кадровом обновлении. Пока что в бой ее ведут в основном те же, кто и в 2004 году. Поэтому повторяются отдельные приемы. Идет борьба за свой электорат, о западных областях никто всерьез не думает, и о борьбе за «аграрно-социалистический» центр, как видно, тоже.

Скорее всего, ПР займет первое место по итогам мартовского голосования. А дальнейшее уже будет зависеть не только от нее. Доля собранных голосов не позволит самолично диктовать условия. Придется договариваться. Вопрос только: с кем?