Батька всех других покруче!
21.03.2006 07:07
...Александра Лукашенко на президентских выборах не решились отрицать даже его противники, а пришедшие по призыву оппозиции минчане разошлись по домам после короткого митинга. Уже к утру стали известны результаты голосования: на участки пришли 92,6% избирателей, из них 82,6% отдали свои голоса действующему президенту…



Джинсы лопнули по швам

Редкая революция заканчивалась столь конфузно, как это произошло в Минске вечером 19 марта. Пришедшие по призыву оппозиционных кандидатов на площадь белорусской столицы их сторонники быстро выпустили пар в скандирование лозунгов. Уже через пару часов, то ли устав и потеряв интерес, то ли замерзнув в снежной метели, потенциальные «революционеры» начали дезертировать по домам – сначала по одиночке, а потом целыми группами.

А начиналось все довольно серьезно. Сценарий оппозиции был известен давно и полностью копировал стандартный сценарий всех «цветных революций» - не согласиться с результатами выборов в случае своего поражения, вывести на улицы своих сторонников. Затем, задушившись поддержкой Запада, либо требовать пересмотра итогов в сторону «демократических», тем самым практически заставить власть добровольно уйти в отставку, либо «свергать диктатуру», ведя толпу на госучреждения и переманивая на свою сторону силовиков.

В канун дня голосования сторонники оппозиции, стремясь вывести на улицы максимальное количество народа, начали рассылать на мобильные телефоны SMS-сообщения с призывами приходить вечером 19 марта на Октябрьскую площадь Минска и приводить своих друзей и детей. Эту идею, возможно, им подсказали их «революционные побратимы»: SMS-сообщения использовали для сбора своих сторонников в 2000-м году сербский «Отпор», а детьми от возможных атак милиции готовились прикрываться организаторы украинского Майдана.

Запад, как всегда благоразумно не выказывая официальной поддержки какому-то кандидату, не скрывал своей симпатии к белорусской оппозиции, в том числе и финансово. Однако главным образом это была политическая поддержка, причем США и Польша зашли в ней довольно далеко.

Так, накануне выборов, Джорд Буш прибегнул к «черному пиару», передав в Конгресс «доклад о доходах» Александра Лукашенко. Правда, сколько же именно получает Бацька, общественность так и не узнала – доклад объявили секретным. На территории же Польши, в приграничных с Беларусью районах, где бывают по коммерческим делам белорусы, развернули массовую агитационную кампанию – в том числе и вещающую на Беларусь радиокомпанию. А лидер польской партии «Гражданская платформа» Дональд Туск и вовсе обратился к Александру Милинкевичу с посланием, в котором не сдерживался в своих оценках действующей власти: «Последняя европейская диктатура не должна стать вашей судьбой. Польша, Европа и весь свободный мир требуют свободной и демократической Беларуси».

Надо полагать, что в случае успешного развития «джинсовой революции» в Минске быстро бы высадился десант сначала польских и прибалтийских политиков, а потом и представителей ЕС – как это было на Майдане. А одно из западных посольств стало бы штабом революции, в котором бы решались вопросы, кому передать власть и что делать с Александром Лукашенко. Однако имея более чем достаточную поддержку Запада, белорусская оппозиция пользуется невысокой популярностью среди собственных избирателей, что и стало причиной неудачного для нее развития событий.

Еще за день до выборов два главных оппозиционных кандидата - Александр Козулин и Александр Милинкевич - заявили, что после голосования народ будет протестовать «против фальсификаций». И тем самым выказали свое полное пренебрежение не только к закону, но и к логике, поскольку как можно утверждать о фальсификации и тем более приглашать протестовать против нее людей, если выборы еще не начались!

О фальсификациях они твердили и в течение 19 марта, а уже вечером выступила с оригинальным заявлением того же жанра. Оказывается, по словам Милинкевича, власть сфальсифицировала… результаты exit-poll, которые проводились белорусскими социологическими службами и показывали очень высокий рейтинг Лукашенко. Лидер оппозиции утверждал, что эти цифры - чистой воды подтасовка, а вот у него есть результаты истинного exit-poll, согласно которому Лукашенко набрал всего 47% голосов, а сам Милинкевич – 25%. На основании чего начал требовать проведения второго тура выборов.

Далее лидеры оппозиции приложили максимум усилий, чтобы превратить революцию в комедию. Первым на Октябрьскую площадь Минска, где собирались сторонники оппозиции, а также «дорогие гости» из Украины, Грузии и России (члены партии СПС) – всего, по разным оценкам, от 5 до 25 тысяч человек, – прибыл Милинкевич, который сразу озадачил митингующих своей «фальсификацией exit-poll».

Появление второго кандидата, Козулина, было более эффективным – он пришел во главе крестного хода 200 сторонников непризнанной белорусской автокефальной православной церкви. При этом вместе с иконами и флагами кто-то нес портрет… патриарха УПЦ КП Филарета.

На фоне огромного монитора, транслирующего программы государственного телеканала ОНТ, при отсутствии нормальной трибуны и вообще какой-либо организованности, лидеры оппозиции обращались к собравшимся в мегафоны, а те отвечали какофонией лозунгов.

К общей неудаче вечером в Минске началась метель – на что Александр Козулин поспешил заметить, что «снег, который шел, шел не сам по себе. Власти очень хотят, чтобы что-нибудь произошло». Это тут же породило слух, что власти установили на крышах зданий снегообразующие машины и таким образом хотят сорвать революцию.

Насколько поверили в них участники митинга - неизвестно, но толпа начала стремительно таять – и стало ясно, что акцию нужно красиво завершать, в противном случае лидеры оппозиции рискуют оказаться публично покинутыми своими сторонниками. Около полуночи Милинкович объявил, что сам факт прихода на площадь является «победой народа», поблагодарил за участие и предложил собраться вечером следующего дня. Так сказать, «всем спасибо, революция переносится на завтра».

А неунывающий Козулин предложил тем, кто еще не собирается укладываться спать, задержаться на часок и совершить с ним еще одно шествие – к мемориалу героям Великой Отечественной для возложения цветов. Дело, конечно, святое, однако час ночи - не лучшее время для подобных мероприятий!

Валенки, эх, валенки!

В понедельник на акцию оппозицию пришло, по меньшей мере, вдвое меньшее число ее сторонников. Как нетрудно догадаться, «джинсовая революция» была перенесена на вторник, потом ее наверняка перенесут на среду – и так до тех пор, пока минчанам не надоест приходить на митинг или пока эти акции не прекратит белорусская милиция. Собственно, «революция» провалилась, и это уже видно по реакции Запада, который критикует выборы за их «недемократичность» и даже грозит санкциями, но все же не ставит под сомнение победу Лукашенко, признавая его высокую популярность.

Хотя есть и положительные отзывы. Так, международные наблюдатели британец Марк Алмонд (член британской неправительственной организации, наблюдающий за выборами в Белоруссии с 1994 года), венгр Аттила Балогт и Сергей Назария (Молдова) заявили, что не обнаружили серьезных нарушений в ходе выборов. Единственное их замечание – что данные exit-poll были опубликованы раньше срока, до окончания голосования.

О причинах провала «цветной революции» уже выдвигаются различные версии. Так, огромной ошибкой оппозиции называют ее абсолютную неподготовленность к организации уличных акций, особенно в материальном плане. К примеру, участники акции быстро замерзли и были просто вынуждены разбежаться по теплым квартирам. Как тут не вспомнить знаменитые валенки Майдана! А вместе с ними палатки с «буржуйками», костры, горячую пищу. Неужели белорусская оппозиция рассчитывала, что 19 марта в Минске будет уже теплая весна?

Возможно, сказалось и отсутствие майдановской сцены-трибуны, с хорошей акустикой, большим экраном и периодически развлекающих народ артистами. Без этого «сердца» акции удерживать ее участников достаточно долгое время на одном месте весьма проблематично. Не были замечены в толпе и организующие ее «полевые командиры».

Но главным образом, причиной стали кадры – точнее, их малочисленность. Популярность Лукашенко оказалась столь высока, что даже в миллионном Минске не набралось достаточное количество его активных противников. А концентрировать их, свозя из остальных регионов, наверняка воспрепятствовали власти.

Вспомним, что в Украине все было совсем наоборот – поезда и автобусы с участниками «оранжевой революции» беспрепятственно пропускали в Киев, а власти западных регионов даже способствовали отправке волонтеров на Майдан. Но в Беларуси, в отличие от Украины, нет оппозиционных регионов, республика политически однородна, и повсюду высока поддержка Лукашенко. И чиновники выстроенной им за 12 лет вертикали власти отнюдь не спешат переметнуться на сторону оппозиции.

Это же касается и силовых структур – вопреки бодрым крикам в мегафоны «Милиция с народом!», МВД и вооруженные силы демонстрируют не просто лояльность, а готовность выполнить приказ Лукашенко. Что же касается белорусского КГБ, то, в отличие от украинского СБУ 2004 года, он не искал контактов с оппозицией на даче у Милинковича, а нанес довольно серьезный удар по «спонсорам революции», а также препятствовал свободному въезду в Беларусь «профессиональным революционерам» из Украины, Грузии и Европы.

Все это делает Лукашенко очень сильным игроком внутри Беларуси, где он чувствует себя очень комфортно, что одновременно позволяет ему не обращать внимания на ворчание «мирового сообщества».

Для самого же Запада новая победа Лукашенко создает целых две проблемы. Во-первых, США и Евросоюз уже настолько демонизировали белорусскую власть, что пообещали ввести против республики ряд экономических санкций. Этот шаг откладывался под предлогом «посмотрим, как пройдут выборы» - теперь выборы прошли, и Западу пришлось определиться. Уже в понедельник Европа заговорила о намерении таки ввести санкции.

Однако действенные санкции, способные серьезно ударить по Беларуси, ЕС принять не может. Ведь он – один из основных торговых партнеров Минска, и портить экономические отношения с ним ему никак не выгодно. По сути, европейцы загнали себя в тупик: объявить санкции – убытки, не объявить – значит как бы признать, что в Беларуси с демократией все не так и плохо. Пришлось выбрать золотую середину – объявить санкции лично Лукашенко и ряду белорусских чиновников, касающихся их передвижения по Европе и открытию банковских счетов.

Но удар оказался в бровь – ни Лукашенко, ни его помощники не имеют счетов в западных банках, а без путешествий по миру они и так все эти годы прекрасно обходились (в отличие от украинских коллег). «Давление» Запада оказалось фикцией, рассчитанной скорее на замыливание глаз западным обывателям.

А второй проблемой стал сам факт провала «цветной революции». Это уже третья неудача такого рода на постсоветском пространстве – после Узбекистана и Азербайджана. И это не только новая и одна из самых серьезных неудач западных геополитиков, но и настоящий удар по престижу западных ценностей, поскольку одно дело, когда революцию подавляет силой жестокий диктатор, а другое – когда прозападная оппозиция оказывается в роли маргиналов.

Кроме того, не секрет, что следующей и главной мишенью «революционеров» должна была стать Россия – во время президентских выборов 2008 года. Учитывая большое сходство политической ситуации и настроения общества в обеих странах, многие назвали Беларусь полигоном для отработки более важной «революции» в Москве. Что ж, учитывая, что маневры под названием «джинсовая революция» оказались провальными, можно только догадываться, как повесили носы те, кто планировал через два года не допустить в Кремль преемника Путина, вознеся на волне российской «цветочной революции» своего прозападного кандидата…