От нашего референдума - вашему
18.09.2007 09:00
…по трем вопросам: придание русскому языку статуса государственного, выборность глав районных и областных администраций, отказ Украины от участия в военных блоках. Однако, не успев начаться, процедура подготовки референдума спровоцировала ожесточенные дискуссии, в том числе и в рядах самой ПР.

Неожиданная инициатива

Вопросы далеко не новые и не праздные для нашего общества. За проведение такого рода референдума всегда выступали коммунисты и прогрессивные социалисты. Провести референдум по вопросам вступления в НАТО и ЕЭП по- прежнему требуют объединенные эсдеки. Однако регионалы, даже став правящей партией, когда их организационно-политические и экономические возможности неизмеримо увеличились, никаких веских шагов в этом направлении не предпринимали.

В отношении русского языка объяснения сводились к тому, что для решения этой проблемы надо иметь конституционное большинство в парламенте, а до тех пор телегу с места не сдвинуть. В случае с НАТО руководство партии ограничивалось заявлениями, что вопрос о вступлении/невступлении будет решаться только через референдум, но время для его проведения, мол, еще не пришло.

О выборности глав администраций вообще почти ничего не говорилось. Больше говорили о продолжении конституционной реформы, в ходе которой предполагалось повышение роли местного самоуправления, в результате чего можно было обойтись без администраций вообще - путем создания исполкомов местных советов. И это было бы вполне логично, если исходить из становления в стране парламентско-президентской республики, или парламентской вообще.

Ведь нынешнее двоевластие, подчинение глав администраций Президенту и минимум прав у советов не только вызывают у Виктора Андреевича соблазн вернуться к президентской республике, но и порождают хаос на местах, мешают нормально работать правительству.

Словом, если новая инициатива регионалов несколько не ко времени - все же заниматься одновременно и выборами, и сбором подписей довольно затруднительно, - можно было бы ограничиться расхожей фразой: лучше поздно, чем никогда. Хорошо, мол, что регионалы наконец прозрели, взялись за ум и готовы внести свою лепту в осуществление чаяний большой части общества.

Крайнее средство

Но вопрос остается в силе: почему прозревали так долго? Ответ, судя по всему, следует искать в трех плоскостях. Во-первых, все больше экспертов говорят о падении рейтинга Партии регионов. Множащиеся слухи о неких договоренностях регионалов с Президентом о создании «широкой коалиции», к распространению которых охотно прилагает руку БЮТ, экономические неурядицы, связанные с быстрым ростом цен на продукты питания, вызвали тревогу у немалого количества прежних избирателей ПР.

Поэтому затея с референдумом - это, видимо, то крайнее средство, которое должно устранить шатание и разброд в раньше стройных и сплоченных рядах электората партии.

Одновременно, это и косвенное признание того обстоятельства, что ранее планируемое укрепление позиций партии в Центральной Украине осуществить не удалось - БЮТ своей социальной демагогией не позволил. И теперь, когда прироста электората за счет Центра не ожидается, необходимо подмести избирательные сусеки у себя дома, на Юго-Востоке, где немало разочарованных украинской действительностью граждан вообще не собираются принимать участие в выборах.

ПР более шутить не намерена

Во-вторых, сбор подписей за проведение референдума должен убедить Президента и его окружение в том, что более ПР шутить не намерена. Дело в том, что Виктор Андреевич хорошо понимает всю призрачность своих шансов быть избранным Президентом на второй срок. Он-то хочет, и очень, только за велеречивой Юлией Владимировной ему не угнаться. Поэтому, даже зная, в чем его будет обвинять лидер БЮТ после союза НУНС + ПР, Президент видит, что только такая коалиция может открыть ему дорогу к третьему сроку.

Но в политике торги играют еще большую роль, чем на восточном базаре. Поэтому он хотел бы не только иметь коалицию с ПР, но и пост премьер-министра для «своего», а вот с этим не могут согласиться регионалы. Ведь не для того боролись, чтобы и Ющенко на второй срок избирать, и премьерство его людям отдавать. В такой ситуации затея с референдумом может мыслиться в качестве способа дать понять Виктору Андреевичу, что политика - это искусство возможного, что, погнавшись за многим, можно потерять все.

То есть если коалиции ПР и блока НУНС суждено состояться, то строиться она должна не исключительно на условиях Банковой. Видимо, история с Универсалом, первым нарушителем которого сам Ющенко и оказался, пойдя на разгон парламента, произвела на регионалов неизгладимое впечатление.

Российский фактор

Наконец, в-третьих, в Партии регионов весьма обеспокоены прохладным к ним отношением со стороны Кремля. Здесь не место спорить о том, говорили ли Владимир Путин и Виктор Янукович, встречаясь в Москве на аэрокосмическом салоне, об участии «Газпрома» в активах украинской ГТС, или нет. Если и говорили, то, наверное, разговор такой состоялся слишком поздно, чтобы регионалы могли извлечь из него практическую пользу уже в ходе этих выборов.

Проблему надо было решать сразу после формирования правительства Антикризисной коалиции. В размене частью активов между «Газпромом» и «Укрнефтегазом» с одновременным допуском украинцев к разработке месторождений на территории России никакого криминала, как пытается представить это Юлия Тимошенко, нет.

Примеров тому не счесть. Вот итальянская компания Eni и «Газпром» в июле подписали меморандум о взаимопонимании с целью строительства газопровода из России в Евросоюз по дну Черного моря (этот проект прозван «Южный поток»). Британская компания British Petroleum объявила о создании вместе с «Газпромом» совместного предприятия с капиталом в 3 млрд. фунтов стерлингов после того, как ей позволили сохранить за собой небольшую долю в Ковыктинском газовом месторождении. Тогда же Николя Саркози дал понять Владимиру Путину, что «Газпром» может принять участие в слиянии компаний Suez и Gaz de France. Взамен россияне выбрали французскую компанию Total в качестве акционера корпорации, которая будет осваивать Штокмановское месторождение в Баренцевом море, и т.д.

Теперь, видно, в ПР понимают, что действовали очень и очень медленно, осторожничали. Остается лишь попытаться упущенное в экономике компенсировать в гуманитарной и политических сферах. Ведь и русский язык в Украине, и особенно НАТО - это те вопросы, которые волнуют не только российские власти, но и простых граждан России. Подготовка к референдуму неминуемо активизирует украинскую тему на российских телеканалах, что может принести ПР дополнительные голоса на Юго-Востоке.

Лучший вариант

И все же, несмотря на, казалось бы, продуманную тактику регионалов на завершающей стадии избирательной кампании, некоторые сомнения в ее успехе остаются. Долгое время они пытались лавировать между Президентом и его атлантической и русофобской линией, с одной стороны, и настроениями своих избирателей, с другой. За оставшиеся две недели до выборов вряд ли удастся убедить избирателей в искренности своих намерений.

Как вариант выхода из действительно затруднительной ситуации могло бы стать подписание какого-либо договора о создании красно-синей коалиции. Такого, например, какой предложил лидер коммунистов Петр Симоненко. Это, во-первых, стало бы весомым фактором мобилизации красно-синего электората - все сомнения сторонников двух партий остались бы позади. Кроме того, появились бы дополнительные избиратели, из тех, кто далеко не уверен в способности ПСПУ и СПУ преодолеть 3-процентный барьер.

Соглашение о коалиции во многом помогло бы уменьшить масштаб планируемых оранжевыми силами фальсификаций при подведении итогов выборов. В этом случае представители двух партий на участках действовали бы слаженно и сообща, безупречно подсчитывая бюллетени за регионалов и коммунистов.

И, что тоже немаловажно, такое соглашение могло бы до предела обострить борьбу за первенство между двумя силами оранжевого лагеря. Раздрай между БЮТ и НУНС мог бы деморализовать часть их электората, а взаимные нападки - ухудшить и без того не отличающиеся особой любезностью отношения между их вождями. А разве это не на руку регионалам?