Последняя жертва «Газпрома»
09.01.2007 12:25
...и проводить против него удушающие приемы. 31 декабря в 23 часа 58 минут по московскому времени «Газпром» таки задрал «беловежского зубра» – «бацьку» Лукашенко.

В присутствии премьер-министра Белоруссии Сергея Сидорского подписан пятилетний контракт на поставку и транзит газа в 2007-2011 годах. Определена цена российского газа при поставках в 2007 году - $100 за тысячу кубометров, формула цены с 1 января 2008 года полностью соответствует формуле цены при поставках газа в Европу. Скидки от рыночной цены на 2008, 2009 и 2010 годы соответственно – 67%, 80% и 90%. Согласована тарифная ставка при прокачке газа по сетям «Белтрансгаза» – 1,45 доллара (что на 20% меньше украинского транзитного тарифа) и плата за услуги по управлению газопроводом Ямал - Европа. Утверждены условия скупки «Газпромом» 50% акций ОАО «Белтрансгаз» – равными платежами в течение четырех лет заплатить всего $2,5 млрд. (лукавый «отец белорусов» загибал $15 млрд. за свои газовые сети). Все платежи будут осуществляться денежными средствами.

Таким образом, не состоялся переезд белорусов на место жительство в землянки, о котором запальчиво, в духе китайской мести (повеситься на пороге нелюбимого соседа), заявлял Лукашенко.

Прелюбопытна реакция украинского руководства на упорство Александра Григорьевича. Юрий Бойко бойко (тавтология уместна) отреагировал предложением прокачивать предназначенный для Европы метан не через земли строптивого союзника России, а через ГАТС Украины. Разумеется, не бесплатно. Так, мол, будет надежнее, а то начни действовать Лукашенко методами белорусских партизан, любимая Европа не досчитается трети от всего объема российского экспорта углеводородов. А ведь год назад в Украине в упор не понимали, что такое рыночные цены на газ, а теперь таким «братским» предложением дали понять, что Григорьич не прав, потому солидарности не будет. В прошлом году Украина стенала о шантаже «Газпрома», а как только отлегло от седалищных мозолей, сразу и понимание формулы цены обнаружилось, и желание подзаработать на трудностях соседа утвердилось. Не можем «быти», когда другому хорошо «жити».

Белоруссия была последним редутом иждивенчества за счет «старшего брата». С падением его наступили времена Новой экономической политики имени Путина.

НЭП по-российски

Надо признать, что откровенной ошибкой России было посредством бросовых цен на углеводороды держать в упряжке СНГ национальных вождей, почувствовавших вкус к самостийному княжению. Удельные князья кивали головами, слушая благоглупости Москвы о единой исторической судьбе, и алчно поглощали почти дармовой товар. Собственно, благодаря сему украинская экономика не загнулась еще десять лет назад и продолжает тлеть поныне, а многие украинские элитарии сняли «банчишку» на спекуляциях с углеводородами. И Лукашенко сотворил «белорусское экономическое чудо» благодаря исключительно российским подаркам. Даже пенсии в губернии у «бацьки» выше, чем в России, на 30%, вон как присосался к газпромовской титьке!

Толчком к пересмотру коллаборационистской политики российских младореформаторов стало осознание отставными гэбистами, просочившимися в Кремль, того факта, что и в постиндустриальную эру традиционная энергетика – стержень экономики. Задвижка на трубопроводе может отправить в небытие все компьютерные навороты вместе с нанотехнологиями. Но чтобы эффективно крутить вентиль на трубе – необходимо безусловное укрепление государства.

Политика «Газпрома» в отношении соседних стран незамысловата: $200 – рыночная цена для СНГ. В ушедшем году монополист громогласно объявил, что больше не намерен дотировать эсэнговскую братию. Торговые отношения должны и впредь определяться классическим соотношением спроса и предложения.

Грузия недолго сопротивлялась. У Ирана вашингтонские хозяева запрещают покупать топливо (и его еще как-то надо допереть до территории вольно-цитрусовой Грузии). Турки обиделись, что их за лохов держат, и отказались продавать грузинам дешевый газ. Рынок есть рынок. Пришлось без фанфар скромно, но со вкусом согласиться на $235.

Впрочем, у Грузии имелся шанс на нехитрую комбинацию: отказаться от газпромовских услуг и закупать газ у «братского» Азербайджана. А тот, за неимением свободного газа (своего для собственных нужд едва на половину хватает), рассчитывал подкалымить, элементарно спекулируя российским. В итоге «Газпром» походя влупил и Азербайджану «общечеловеческие цены», чем вызвал у Алиева-младшего нервный срыв. Ильхам Алиев заявил, что его государство будет отказываться от российского газа. Много подобных речей звучало на постсоветском пространстве, однако «воз и ныне там». Ох, и тяжко отвыкать от соски. Но здесь, как говорится, ничего личного, только бизнес.

Страны-лимитрофы (прибалтийские карлики) уже смирились с НЭПом. Да им много и не надо, промышленность лежит и уже не встанет. Хотя поначалу артачились без царя в голове. Как сказал незабвенный герой Анатолия Папанова: «Если человек идиот, то это надолго». В итоге прибалты не только получили новые цены на газ, но еще лишились верного крупного дохода от транзита по своей территории энергоносителей и прочих русских товаров. Северяне очень быстро соорудили Балтийский нефтепровод и гонят 65 млн. тонн нефти в год мимо рта прибалтийцев, к тому же споро построили несколько крупных портов на российской Балтике.

Разумеется, «Газпром», как и всякая уважающая себя ТНК, не может не вести агрессивной экспансионистской политики. Миллеровская контора накладывает свою тяжкую длань везде, где только можно. Недавно запустила коготь во французские газовые сети. Скупила весь свободный газ в Узбекистане по очень выгодной цене – $100 за 1 тыс. куб. м. Зафрахтовала практически весь туркменский газ. Держит в своей власти не только российские, но и магистральные среднеазиатские и восточноевропейские трубопроводы. Москва оперативно наладила отношения с новыми властями Туркмении.

Осенью 2006 года в Кремле дали «Росприроднадзору» команду «фас» на проект «Сахалин-2». И ведомство Олега Митволя мертвой хваткой вцепилось в транснационалов. Благо и ТНК своей откровенной наглостью в пользовании недрами России дали повод к тому, чтобы их ободрали как липку. Итог наката – мегапроект «Сахалин-2» фактически передан в управление «Газпрому». По условиям нового соглашения газовый монополист заплатит $7,45 млрд. за 50% плюс 1 акция оператору проекта — Sakhalin Energy. Все заморские акционеры проекта «добровольно» отдадут «Газпрому» половину своей нынешней доли. Путин упорно тянет «Газпром» на мировой пьедестал. Подозреваю, Владимир Владимирович и станет главным менеджером супер-гиганта после окончания своей президентской каденции.

Европе откровенно не по вкусу НЭП. Премьер-министр Финляндии от лица ЕС тяжко вздыхает: «Европа не хотела бы, чтобы Россия двигалась в сторону авторитаризма». Отчего такое беспокойство? Ответ очевиден. При сильной центральной власти с четкими элементами авторитаризма Россия имеет исторический шанс быть мировым субъектом политики, а не объектом схваток ТНК. Слабый Кремль – это залог того, что страну при первой возможности раздерибанят так, что и собирать будет нечего.

Нелепо обвинять Россию и в применении «энергетического оружия». Этим оружием, считай шире – «экономическим оружием», пользуются все страны, которые имеют свои интересы. Масса всяких эмбарго, которыми со смаком пользуются США и его союзники, – это все разновидности экономического оружия. Потому стенания бледнолицых братьев смахивают на слезы серого над костями съеденной им овечки.

На кону вопрос – кто будет доминировать в энергетической сфере ЕС. Если русским удастся в этом вопросе сохранить и развить свои позиции, это автоматически сведет американское влияние в Европе к некритичной величине. А также окоротит мелких русофобов вроде Польши и прибалтийских «гигантов мысли».

Возникновение единой газовой системы Россия - Европа – залог самодостаточности Европы и развития России. Хотя для России отсутствие такого тандема не означает крест на своей судьбе. Россия всегда была самодостаточной страной. Энергетический альянс с Европой – это вопрос не выживания, а скорости экономического развития, не более. Есть альтернативный вектор – «драг нах остен». Частично Россия строительством мощных нефтепроводов из Сибири на Дальний Восток обозначила перспективы своего развития в XXI веке. Но пока Европа – доминирующий фактор в планах России, и в их реализации федералы временами прут напролом.