Последняя охота
18.01.2007 10:20
...тяжелое ранение, он был доставлен в клинику, где врачи сделали несколько операций, борясь за его жизнь. Однако 17 января в 13.45 его сердце остановилось…

Вот пуля пролетела и…

Как только появилось сообщение о трагедии, тут же возникли всевозможные версии случившегося – откуда и при каких обстоятельствах вылетела эта злосчастная пуля. Ведь беда Украины не только в том, что в ней установилась недобрая традиция гибели известных политиков и высокопоставленных чиновников, но и в том, что обстоятельства их гибели часто остаются до конца не выясненными.

А сообщения были довольно противоречивыми. Ранен, в плечо! Нет, в живот! Но как? Сначала сказали, что Евгений Петрович охотился с товарищами, они ехали в машине, тут «на дорогу выскочил волк, и они начали стрелять».

Согласимся – версия какая-то странная. Получается, увидев волка, взрослые мужчины, не первый раз выехавшие в лес с ружьем, начали панически палить во все стороны (из окон, что ли?), пока не задели своего товарища? Видимо, это понял и сам «источник», поскольку затем появилась информация, что при остановке автомобиля ружье случайно выстрелило внутри салона: увидев волка, охотники начали суетиться, схватились за ружья, и кто-то случайно спустил курок.

Нет, не внутри – возражает третья версия. «Они выехали осматривать угодья, увидели бегущего волка, выскочили из автомобиля, при стрельбе один из стрелявших ранил народного депутата Евгения Кушнарева». Как затем уточнили, следственный эксперимент показал, что выстрел был произведен с расстояния не менее 5 метров.

По последней версии правоохранительных органов, выстрел был произведен из оружия Дмитрия Завального - заместителя директора завода «Точприбор» и депутата Харьковского облсовета. С него была взята подписка о невыезде.

Да что там – не смогли даже толком назвать модель оружия, из которого был произведен выстрел. Сначала сказали, что это была «Сайга». Может быть, но какая «Сайга», ведь их добрая дюжина моделей, от дробовика 12 калибра до короткоствольного полицейского карабина? Затем немного уточнили – нарезной карабин 7,62. Спустя несколько часов появляется уже иная версия – нет, не «Сайга», а карабин «Бинелли». Это, кстати, не совсем одно и то же, и не только по конструкции и цене – там и патроны разные.

Более того – прошла информация, что выстрел был не один! Наконец, начали путаться в том, была ли это охота или же… Дело в том, что официально 16 января на территории Украины был не охотничий день, то есть в воздухе повис термин «браконьерство». Поэтому слово «охота» в официальной версии поспешили заменить на «осмотр угодий», а затем добавили, что отстрел волков разрешен в любое время года.

Одним словом, возникла полная неразбериха – что и как? А тут еще следствие начало рассматривать сразу убийство по неосторожности, несчастный случай и умышленное убийство. Затем, правда, остановилось на первой версии.

Поэтому неудивительно, что некоторые усомнились в случайности происшествия и начали вспоминать загадочную автокатастрофу Вячеслава Чорновила, странное двойное самоубийство Юрия Кравченко.

К тому же сам Евгений Кушнарев однажды чуть не стал жертвой покушения или теракта, когда 22 марта прошлого года в Харькове у входа в областное отделение Партии регионов сработало взрывное устройство.

Наверняка трагическая гибель Кушнарева дополнит ряд загадочных смертей украинских политиков, даже если в ближайшее время будет опубликована ее окончательная официальная версия. В последние у нас не верят со времен гибели Юрия Гагарина.

Но все же следует отметить, что несчастные случаи на охоте – дело нередкое. Так, в прошлом году американский вице-президент Дик Чейни случайно выстрелил в своего адвоката. В октябре на охоте погиб директор николаевского ООО «Цемремонт», смертельно раненный в живот.

Такую же рану в 2004 году получил бывший защитник сборной Аргентины Хосе Луис Кусиуффо, который ехал на своем джипе и неосторожно прислонил ружье к своему телу. В том же году погиб охотившийся на волков известный казахский банкир Алем Ержан Татишев.

В Венгрии ежегодно на охоте погибают около 10 человек. В России, только в вятских лесах, каждый сезон насмерть застреливают товарищей 3-4 охотника. От Карпат до Камчатки гибнут важные чиновники, главврачи, даже военные – люди, имеющие богатый опыт обращения с оружием – умудряются пальнуть не в лося или кабана, а в своего сослуживца или себя.

Поэтому не стоит поспешно супить брови и скептически ворчать «да знаем мы ваши версии, убили человека!». Со временем, возможно, все прояснится. Хотя верится в это с трудом.

Харьков - Киев

В отличие от некоторых политиков (не будем указывать пальцем), умудрившихся одинаково усердно служить и «преступному режиму», и «демократической власти», постоянно при этом заявляя о своей высокой морали и «свидомости», Евгений Кушнарев безграничной лояльностью к престолу не отличался. Бескомпромиссным скандальным борцом за «правду» он, конечно, тоже не был, но всегда имел свое мнение и позицию, которые он, бывало, отстаивал, не боясь последствий.

Свою политическую карьеру Евгений Петрович Кушнарев (1951-2007) начал в Харькове в должности заведующего организационным отделом горкома КПУ. В 1989-м он бросил скучную аппаратную работу и вступил в публичную политику, стал одним из организаторов городского отделения «Демократической платформы КПСС». Если кто помнит, это была первая советская оппозиция.

1989 год – не 1991-й, когда Союз уже разваливался и можно было без последствий публично сжигать свои партбилеты. Тогда позиция Кушнарева стоила ему конфликта с еще сильной властью. Но зато он приобрел себе популярность и сторонников среди будущих избирателей. Помнится, в то время в харьковском кафе «Русский чай», куда с рублем в кармане захаживали местные записные демократы (в перерывах между митингами), все обсуждали Горбачева, Ельцина и Кушнарева.

В 1990 году он был избран в городской совет Харькова, который затем возглавил, а в 1994 году – мэром этой «второй столицы». Он был также избран народным депутатом Украины.

В 1995 году Кушнарев возглавил политическое объединение «Новая Украина», а с 1996 по 2000 занимал пост заместителя и первого заместителя председателя НДП.

С 1996 по 1998 был главой Администрации Президента, являлся председателем комиссии по государственным наградам, членом Совбеза. Во время президентских выборов 1999 года выступил координатором блока партий «Наш выбор – Леонид Кучма». И с октября 2000 по декабрь 2004 г. Евгений Кушнарев возглавлял Харьковскую областную администрацию.

Собственно, тогда он был тем, кого «оранжевые» называли «кучмистами». Но не в негативном смысле этого слова. Это была скорее политическая позиция «центриста», выбравшего своим союзником не правых, не левых, а таких же «центристов» из президентской команды. Хотя политическая активность Кушнарева в эти годы упала – в 2002 году он даже возражал против проведения референдума по статусу русского языка в Харькове.

Однако «кучмизм» Кушнарева закончился с началом Майдана. В то время, как большинство губернаторов и прочих высоких чиновников, политиков и бизнесменов из команды Кучмы (да и сам Кучма) начали наводить мосты дружбы с «оранжевыми», Евгений Кушнарев обозначил свою четкую позицию относительно всех этих событий. И заявил, что Харьков не будет подчиняться Майдану и самопровозглашенному президенту Ющенко (это было до третьего тура). А также принял участие в знаменитом, столь ненавидимом «оранжевыми» Северодонецком съезде, где, в частности, произнес следующее:

«Ни у кого из нас нет сомнения, что в течение недели в Украине осуществлялся тщательно спланированый и подготовленный, великолепно профинансированный антигосударственный переворот по самым современным технологиям оболванивания людей. Пытались любым методом, в т.ч. и силовым, воцарить на трон самозваного Президента… Мы хотим спокойно жить, работать, созидать, творить. Но над нашей страной, над нашим будущим нависла страшная «оранжевая» угроза. Поэтому еще раз призываю всех быть непоколебимыми, встать в полный рост и отстоять наш выбор. Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой, с «нашистской» силой темною, с «оранжевой» чумой!»

Нетрудно догадаться, почему сразу после этого Евгений Кушнарев был объявлен «оранжевыми» сепаратистом и врагом народа, а сразу после воцарения Ющенко вошел в тройку самых опальных украинских политиков – вместе с Виктором Януковичем и Борисом Колесниковым. И был арестован по обвинению в целом ряде грехов – которые, впрочем, так и не удалось подтвердить.

Заметим: а мог бы нацепить на шею оранжевый шарфик и с криками «Так! Ющенко!» побежать к «вашингтонскому помазаннику» - выпрашивать себе какую-нибудь вотчину. Или хотя бы тихонько с миром уйти со сцены и переждать до лучших времен. Многие так и сделали.

Но даже открытие уголовных дел не «образумило» Кушнарева – с 2005 года он усилил свою политическую активность, став одним из главных рупоров оппозиции к «оранжевой» власти, регулярно выступая в СМИ. Вспомним его статьи, интервью и самое яркое – его участие в передачах «Свобода слова».

Учитывая немногословие Виктора Януковича, Кушнарев постепенно стал главным публичным политиком Партии регионов, в которую он вошел вместе с образованной им в декабре 2004-го партией «Новая демократия». Образно выражаясь, если Виктор Янукович является лицом ПР, то Кушнарев был ее устами.

Партия без Кушнарева

Поэтому трагическая гибель Кушнарева без всякого преувеличения – невосполнимая потеря для Партии регионов. Партии хоть и самой большой, но на публичных политиков небогатой.

Фишка Кушнарева была в том, что он был более «восточноукраинским» - а значит, был ближе и понятней избирателям Восточной Украины. Кушнарев, что очень важно, был «харьковским». По сути, это именно его большая заслуга в том, что Харьков поддержал Януковича и ПР. Сделав, таким образом, из «донецкой» партии уже «левобережную». Поэтому уже высказываются опасения, что его смерть может низвести на нет позицию «харьковских» в ПР и даже отколоть их от партии.

А значит, ПР рискует опять сократиться до чисто региональной партии - с неизбежной потерей электората Харьковщины, который может частично перейти или к ПСПУ, или к Компартии, или даже к БЮТ. Ничего удивительного – Юлия Тимошенко давно ведет наступление на харьковском направлении. Однако до сих пор ее там сдерживала команда популярного Кушнарева.

Поэтому перед ПР возникла непростая задача. Мало того, что партия лишилась своего основного публичного топ-менеджера, заменить которого некем. А ведь давно, и не раз, регионалам намекали на острый дефицит в их рядах публичных политиков, без которых в современных условиях добиться победы на выборах очень проблематично. Что толку, что у партии фракция в полторы сотни человек – а выйти с речью к избирателям особо некому!

Думается, что теперь Партии регионов следовало бы озаботиться сближением со своими потенциальными союзниками, которые бы могли частично разрешить эти проблемы. К примеру, у СДПУ (о) есть немало красноречивых публичных политиков. К тому же она в какой-то мере представляет Закарпатский регион. Стоило бы примириться и с Натальей Витренко. Ну и, конечно, интенсивно растить собственные кадры, чтобы на равных тягаться с политическими оппонентами не только в тиши кабинетов, но и на политических рингах.

В принципе, это нужно было бы сделать давно, чтобы укрепить свой потенциал и не быть уязвимыми от фатальных ударов судьбы…


Вдобавок возникает вопрос – кто заменит Кушнарева во главе «харьковской» команды? Понятно, желающих будет много, но вот будет ли кандидат столь же популярен у харьковчан?..