Страсти по референдуму
22.01.2007 16:54
…«сверху». Президент В. Ющенко, за которым остается последнее слово, предпочитает отмалчиваться за спинами сотрудников своего Секретариата.

Быть или не быть?

Мелодрама под названием «Референдум по вопросу вступления Украины в НАТО и ЕЭП», которая длится уже более года, подошла к своему кульминационному моменту. Какой же будет развязка?

Напомним, что еще 24 ноября 2005 года СДПУ(О) передала в Центральную избирательную комиссию документы для регистрации инициативных групп по сбору подписей за проведение референдума. А уже 28 февраля 2006 года в Центризбирком были сданы 4 664 902 подписи в поддержку референдума – собранных не без труда. Как на Юге-Востоке, так и в «оранжевых» регионах процессу активно мешали представители «самой демократической» власти.

Но на этом мытарства не закончились. ЦИК начала более чем тщательную (как никогда прежде) проверку подписей, забраковав 224 509 из них. Процедура растянулась до самой зимы, что породило не только справедливое возмущение инициаторов референдума, но и комментарии третьей стороны. Так, необоснованно медленную работу ЦИК называли одним из методов заболтать, задавить инициативу референдума бюрократической волокитой. Было и мнение, что ЦИК и ее председатель Ярослав Давыдович просто боятся гнева президентской команды и не решаются официально завершить проверку подписей.

При этом ЦИК обнаружила ряд нарушений во время сбора подписей, по которым власть немедленно открыла уголовные дела. Возможно, делая этим недвусмысленное предупреждение: мол, откажитесь от своей затеи, а то будут большие неприятности!

Как писали в то время СМИ, «…уж если глава ЦИК тянет резину, то не из-за нарушений, которые не влияют на общую картину, а исключительно потому, что его об этом очень попросили».

Однако настойчивость «эсдэков» и поддержка депутатов Антикризисной коалиции все-таки сдвинули застопорившийся было процесс. На ЦИК даже подали в столичный Печерский суд за бездеятельность, который 11 декабря 2006 года признал ее, то бишь бездеятельность, противоправной. И всего через две недели, 29 декабря, фактически выполняя решение суда, ЦИК официально признала действительными 4 млн. 431 тыс. 674 подписи и передала необходимые документы Президенту Украины, чтобы он, в соответствии с Конституцией, объявил дату проведения референдума.

Правда, 15 января 2007 года Апелляционный суд Киева решение Печерского суда отменил в части признания противоправными действия ЦИК. Но это был уже ход, имеющий целью обелить в глазах общественности Центризбирком, ведь итоговый протокол по собранным подписям его члены уже подписали.

Итак, теперь слово за Виктором Ющенко. Все замерли в ожидании – поступит ли Президент в соответствии с законом и духом той самой демократии, о которой он столько любит рассуждать? Но Виктор Андреевич пока следует своей традиции: он в очередной раз спрятался от неудобной для него ситуации.

Пока он издал указ о планах проведения совместных с НАТО военных учений на территории Украины в 2007 году – очевидно, таким образом продемонстрировав, что не намерен изменять своей программе на скорейшую интеграцию в этот военный блок.

А 13 января 2007 года заместитель председателя Секретариата Президента Игорь Пукшин заявил, что «эти вынесенные вопросы не могут быть предметом референдума». И добавил, что по этому поводу Президент подаст обращение в Конституционный суд.

Господин Пукшин абсолютно не прав, поскольку, согласно статье 74 Конституции, на референдум нельзя выносить лишь вопросы налогов, бюджета и амнистии. Так что вступление Украины в НАТО и ЕЭП – это очень даже «предмет референдума»! И тут заместитель председателя Секретариата либо не знает основного закона державы (тогда почему он занимает этот пост?), либо сознательно выдает неверную информацию. Возможно, потому, что ему, как говорится, нечем больше крыть.

Вообще, в свой новый Секретариат Ющенко набрал далеко не лучшие кадры. Самое умное, что они ему насоветовали, – прятаться от проблем, игнорировать их вместо того, чтобы искать пути их решения. Сами же работники Секретариата регулярно оказывают своему боссу медвежьи услуги.

Таким образом, каких-то веских юридических аргументов, позволяющих Президенту не проводить референдум, у «оранжевых» до сих пор нет. Похоже на то, что они будут продолжать свою тактику затягивания процесса всеми доступными способами. Поэтому состоится ли, в конце концов, референдум и когда – будет зависеть, главным образом, от настойчивости его инициаторов.

Не хочешь – заставим!

Итак, главный вопрос – состоится референдум или нет? Виктор Ющенко явно «ушел в отказ», к тому же существует и еще одна проблема – на проведение референдума нужны деньги. Председатель ЦИК Ярослав Давыдович назвал цифру в 410 миллионов гривен, которые следует предусмотреть в бюджете. Сумма немалая!

Возможно, кто-то иной и опустил бы руки. Но не Виктор Медведчук. Собственно, понятно, что как лидер СДПУ(О) он является и одним из «застрельщиков» референдума. А в проталкивании трудных проектов у него есть хороший опыт. Достаточно вспомнить конституционную реформу, которую «оранжевые» называли «проектом Медведчука». Тот же Р. Бессмертный, который был тогда в команде Л. Кучмы не последним человеком, недавно подтвердил, что в вопросе авторства политреформы с Медведчуком «никого и рядом не стояло». И политреформа, в конце концов, была принята, несмотря на яростное сопротивление тогдашней оппозиции.

А тогда, напомним, сопротивлялась еще единая и мощная «оранжевая команда». Однако ее все же «уговорили». Вряд ли сейчас большую проблему для опытного игрока В. Медведчука представляет Секретариат Президента Ющенко, работники которого умеют лишь создавать много шума, проявляя при этом юридическую безграмотность.

У некоторых читателей может возникнуть недоумение: зачем же тогда для В. Медведчука понадобился этот референдум? Политреформа – понятно, это грандиозный проект, который не только трансформировал Украину из президентской в парламентско-президентскую республику, но и изменил ход политических процессов. Политреформа приблизила Украину к Европе гораздо ближе, чем все действия и заявления наших «евроинтеграторов».

Некоторые считали (не без пропагандистской «помощи» сами знаете кого), что политреформа задумывалась исключительно как способ, позволяющий «кучмистам» удержать немного власти. Что, мол, Л. Кучма станет премьером и будет опираться на парламентское большинство в составе бывших «заединщиков». Как уже показало время - это весьма ограниченный взгляд.

Во-первых, в 2004 году никто не знал, каким будет парламент после выборов 2006 года. Вдруг «оранжевым»? Или «красным»? Тогда ведь та же Партия регионов еще только набирала свою силу. Уверен, что даже В. Медведчук не мог предвидеть ее победу на выборах, предвидеть создание Антикризисной коалиции. Во-вторых, когда политреформу принимали, то уже не было прокучмовского парламентского большинства, которое частично перебежало к «оранжевым» во главе с тогдашним спикером. И сама реформа вступала в силу только с 2006 года.

То есть пресловутые «кучмисты» явно пролетали, как фанера над Парижем. И ведь пролетели! Образование же Антикризисной коалиции произошло только в результате распада «оранжевой». А если бы она не распалась? Имела бы сейчас Украина премьершу Тимошенко. Тогда бы по логике упомянутых «пропагандистов» вышло, что В. Медведчук писал политреформу под Юлию Владимировну! Тем более является парадоксальным, что Тимошенко была самым непримиримым противником политреформы.

Нет, политреформа – проект более масштабный, а главное – рассчитанный на очень долгий период. Безусловно, всех ее положительных или отрицательных сторон (для кого как) мы еще не открыли. Но уже сейчас видно, что она, во-первых, активизировала политическую жизнь страны. Она не дала Украине впасть в очередной «застойный режим», на этот раз «оранжевый». Во-вторых, реформа уравновесила ветви власти, избавив страну от риска годами быть заложницей политики президента-самодержца. Это, так сказать, ее общегосударственная польза.

Непосредственно же для СДПУ(О) реформа давала шанс участвовать в политической жизни и бороться за власть независимо от того, кто является Президентом Украины. То, что «эсдэки» проиграли на последних выборах, это, в общем-то, случайность – банальный тактический просчет. Зато если бы победили – сейчас бы в Кабмине работали не только М. Папиев и Н. Шуфрич. Так что приходится признать: В. Медведчук является одним из немногих политиков Украины, способных выстраивать долговременные планы, как бы к нему ни относились его противники. К тому же, обладая способностью видеть на несколько лет вперед (в отличие от многих почивавших на лаврах он знал, что власть Л. Кучмы не вечна), В. Медведчук доказал свою способность решать задачи, которые он ставит перед собой. А то, что он всегда привык доводить начатое до конца – факт бесспорный. Сегодня референдум для него совсем не предвыборный пиар, в чем его пытались и пытаются упрекнуть, а дело принципа. Подтверждением тому является практически отсутствие его в СМИ, на его месте любой другой не вылезал бы с телеэкранов и газетных полос.

Нетрудно предположить, что и референдум, которым занимается Виктор Владимирович, – это для него больше, чем референдум. И уж точно это не способ насолить Виктору Андреевичу, своему давнишнему политическому оппоненту. Смысл, возможно, не в отказе от интеграции в НАТО, а в подтверждении нейтрального статуса Украины, который отстаивает СДПУ(О) и ее лидер. А точнее, в плодах, которые даст этот статус. Поэтому и вряд ли в референдум просто так включен и вопрос о ЕЭП.

А возможно, смысл заключается не в результатах, а в проведении референдума. В частности, в том, кто еще из политических партий и отдельных политиков поддержит этот явно «антиоранжевый» проект и тем самым обозначит свою «антиоранжевость». Либо напротив – проявят себя как явные или скрытые союзники команды В. Ющенко.

Это легко можно проверить, если СДПУ(О) обратится за помощью в проведении референдума к парламентскому большинству. Ведь, во-первых, Верховная Рада тоже может инициировать референдумы. Во-вторых, именно парламент должен внести соответствующие поправки в бюджет – для финансирования всенародного плебисцита. Поэтому все необходимое для его проведения теперь может сделать и парламентское большинство.

Разумеется, в Антикризисной коалиции немало тех, кто не хотел бы брать на себя лишние заботы или еще раз ссориться с президентской командой. Даже Виктор Янукович слишком уж часто протягивает Виктору Ющенко «руку дружбы», да и в поддержку референдума высказался как-то вяло.

Однако им следовало бы помнить, что отказ поддержать референдум по НАТО – это прямой удар по позициям Партии регионов, которая опирается на антинатовски настроенный электорат. Избиратель ведь может просто не понять, почему это их любимая партия вдруг перестала противостоять «янки»…