Маменькин сынок оттрубил не один срок
21.01.2010 13:17
...и ни лелеяла его родная мать, сын после восьмилетней отсидки за убийство снова попал за решетку. Только на этот раз маменькин сынок не увидел в заде суда свою родительницу – она умерла от инфаркта.

Дитя перестройки

Как анализируют психологи и социологи, большее количество разводов пришлось именно на перестроечное время. Мужчины теряли работу, заработок, некоторые из них «спасались», уходя в запой, другие впадали в депрессию, а в это время семьи тянули женщины, которые, в конце концов, уставали от всего этого и подавали на развод. В итоге дети воспитывались в неполных семьях, без отца, и, конечно, это сильно отражалось на их психике – сказывалось отсутствие отца. С подростками в так называемом трудном возрасте даже самые любящие мамы не могут справиться в одиночку. Запущенные детки становились на кривую дорожку. Считается, что именно перестройка породила большое число преступников. Вот в такое время рос герой нашей истории – житель Керчи Александр Т. Саша вырос без отца. Тот был пьяницей, и мать развелась с ним, когда ребенок был совсем маленьким. Тогда Светлане казалось, что ее материнской любви хватит сполна, чтобы достойно воспитать Сашу. Однако с любовью она, очевидно, перестаралась. Сын рос трудным подростком. Маму любил, но авторитетом для него она не стала. Авторитетов он искал среди старших друзей и быстро попадал под их влияние. Пока мать трудилась на двух работах, чтобы прокормить себя и сына, Сашу воспитывала улица. Что ни день, то новое приключение, что ни вечер, то жалоба от соседей на очередное хулиганство или визит участкового. «Повзрослеет, перебесится», – утешала себя Светлана. Но время шло, на смену школьным шалостям пришли более опасные увлечения: клей, пиво, мелкое воровство...

В 90-е годы Саша брал пример с местных бандитов – они-то и были для него настоящими героями. В то время Керчь сотрясалась от взрывов и стрельбы. Как известно, в те годы это был один из самых криминальных городов. Кельзоновские и адаровские парни были для Саши «крутыми» и всемогущими, и он хотел стать именно таким. Но для членства в ОПГ Саша на тот момент был маловат, поэтому якшался с местной компанией не менее «крутых» малолеток. Мать видела, что ее сын связался с плохой компанией, но ничего не могла с этим поделать.

С большим трудом окончив девять классов средней школы, Саша по настоянию матери пошел учиться в одно из керченских училищ. Но вместо того чтобы уйти от трудного прошлого, он попал в еще более криминогенное окружение. Парни, учившиеся в училище, в большинстве своем попали туда по той же причине, что и наш герой: устроили родители, настоял участковый, больше некуда было пойти... Интеллектуальными способностями учащиеся здесь не отличались, зато очень хорошо знали законы городских джунглей, в которых каждый из них рос и воспитывался. Поэтому уличный принцип «кто сильнее, тот и прав» в этих стенах был нерушимым.

С помощью своих новых друзей Саша узнал, что такое «травка» и технический спирт. А потом ввязался в настоящий криминал. Первым серьезным делом, на которое позвали маменькиного сынка, было ограбление со взломом. На окраине города стоял киоск по ремонту обуви. Найти много денег в кассе не рассчитывали, да и старая обувь никого особо не прельщала, но «молодого» требовалось проверить. Так сказать, посвятить в профессию.

Саше нужно было как можно быстрее взломать ломиком замок на окне ларька, залезть туда и вытащить все более или менее ценное. Парень долго возился, ходил вокруг да около, делал вид, что ждет удачного момента, а у самого просто духу не хватало ступить на скользкую дорожку. Так продолжалось до тех пор, пока друзья не принялись его подначивать: «Хватит трусить, тряпка, будь мужиком!». Два резких движения – и замок сорван, кроссовки на долю секунды мелькнули в образовавшейся щели и исчезли. Через какое-то время из окна показалось довольное лицо Александра. Он с воодушевлением махал руками, призывая быстрее подойти к нему. Подбежавшим товарищам Саша сгрузил в руки всю мелочь из кассы и несколько пакетов «травки», которую нашел под лавкой. Такого крупного улова не ожидал никто. Всю ночь парни «отмечали» удачное дельце, нахваливали Сашу, а он слушал их, скромно потупившись. Обряд посвящения прошел с успехом, начало было положено.

Он не хотел по-хорошему!

Годы учебы в училище пролетели незаметно. В дни, когда Саша все же иногда посещал занятия, он отсыпался на задних партах, а ночью гулял с дружками, время от времени подворовывая в окрестных магазинах. Жизнь шла как по маслу. Мать по-прежнему вкалывала, чтобы прокормить дитятко, и не могла вплотную заняться его воспитанием. А Саша, предоставленный сам себе, учился находить деньги на карманные расходы. Но мать он любил, поэтому умело прятал от Светланы теневую сторону своей жизни. Для нее Саша был простым парнем, который учился в техникуме и мечтал в будущем устроиться на завод. Такое заблуждение вполне устраивало и мать, и сына. Тем более что до окончания училища пареньку оставалось всего-то три месяца.

В ту ночь, когда случилась беда, Светлана сторожила один из маленьких складов, поэтому Саша спокойно отправился гулять с дружками. Явившись в дворик, где обычно собиралась компания, парень сразу почувствовал неладное. Штырь, Лохматый и Белка, главные заводилы компании, вели себя странно, заметно нервничали и срывались на остальных из-за всякой ерунды. Когда народ подтянулся, Штырь поведал причину своего беспокойства. Оказывается, парни узнали, что богатая семья уехала на выходные отдыхать, их квартира осталась без присмотра. Неформальные лидеры компании решили, никого не посвящая, залезть в дом, обчистить его и разделить куш. На дело пошли втроем – ночью залезли в помещение через окно. Добыча оказалась не столь крупная, как хотелось парням, да к тому же на выходе их увидел местный алкоголик – дед Иван, который теперь грозился засадить ребят за решетку и требовал своей доли.

В тюрьму не хотелось никому, и Штырь предложил разобраться с пьянчужкой. Всей бандой – восемь человек – парни направились в гости к деду. Штырь, Лохматый и Белка постучались, остальные остались на лестнице этажом ниже. Саша стоял «на стреме». Дед Иван открыл дверь без лишних вопросов, так как думал, что ему принесли деньги за молчание. Увидев внушительную бутыль спирта, обрадовался и впустил парней в дом. Что там происходило, Саша не знал, только через полчаса из-за двери выглянул Лохматый и приказал зайти.

От того, что он увидел на кухне, Саше стало плохо. На полу весь в крови лежал дед и еле дышал. Рядом с ним валялась отломанная от табуретки железная ножка. «Он не хотел по-хорошему! – в истерике кричал Белка. – Сам виноват. Мы хотели его только припугнуть!» Штырь залепил парню увесистую пощечину, тот немного успокоился, сел в углу и схватился за голову. «А ты что смотришь так испуганно? – вдруг обозлился на Сашу Лохматый. – Хочешь чистеньким остаться? Этот старпер нас собирается за решетку упрятать, давай, бей его по голове». Саша попытался отказаться, но компания начала насмехаться над ним и обзывать трусом. Не выдержав давления, Саша трижды пнул деда по ребрам. А потом вдруг почувствовал силу и стал бить до остервенения, пока его не оттащили. Глотая слезы, Саша кинулся к стене и начал биться об нее головой. Хотя в глубине души знал, что снова сделал бы то же самое и даже хуже, все, что угодно, лишь бы над ним перестали смеяться друзья.

Скользкая дорожка

Тюрьма многому научила Александра. Законы джунглей здесь уже не работали, нужно было постигать строгие правила, установленные разветвленной иерархией авторитетов. Смышленый парень выжил в новых условиях и за восемь лет даже добился кое-какого уважения в тюремной среде. В отличие от бывших товарищей. Их всех признали виновными в убийстве деда Ивана. Белка еще в СИЗО заболел воспалением легких и умер в больнице. Штырь в своей колонии не ужился с местным главарем и через два года погиб от «случайного падения и перелома шейных позвонков». Лохматый, которого определили в то же исправительное учреждение, что и Александра, сошел с ума, не выдержав издевательств. И только Саша пережил все и вернулся домой по условно-досрочному освобождению. Ему уже было 25 лет. Все эти долгие годы Светлана ждала возвращения сына из тюрьмы. Это были восемь горьких лет переписки и редких свиданий, ради которых на последние деньги приходилось ездить за тысячи километров от своего города. И вот, наконец, ее кровиночка, Саша, единственный родной человек вернулся домой. Уставший, озлобленный и изрядно побитый жизнью.

Света встретила единственного сына с радостью, обогрела, отмыла, купила новую одежду. «Теперь-то все будет хорошо, – искренне верила женщина. – Теперь он одумался и обязательно начнет новую жизнь». Но новая жизнь не была благосклонна к Саше. Восстанавливаться в училище было поздно, поступать куда-то еще он не стал. Полгода Саша ходил по городу от одного предпринимателя к другому, искал работу, но никто не хотел брать бывшего уголовника. Ни водителем, ни сторожем, ни дворником устроиться он не смог. Каждое утро парень просыпался с одной и той же мыслью – однажды он ступил на скользкую дорожку, пути назад теперь нет.

Это был конец 90-х, тогда все подумали, что бандитскому беспределу пришел конец, потому что в Крыму началась милицейская зачистка. Саша не хотел опять в тюрьму, поэтому с братвой связываться не стал. Восстановив старые связи, он вышел на нового главаря молодежной банды города, быстро подмял его под себя и стал вить из молодых веревки точно так же, как когда-то ломали его самого. Однажды малолетки рассказали ему, что в одной из квартир живет богатый мужик, который редко бывает дома. История повторялась. Но на этот раз Саша решил быть умнее. Тщательно отследив образ жизни хозяина, в назначенную ночь Саша выставил дозорных по всему микрорайону. В квартиру, которая находилась на втором этаже, полезли самые гибкие и ловкие ребята. Сам Саша наблюдал за процессом с улицы, готовый в любой момент сбежать.

Все прошло гладко. Саша заранее, со знанием дела объяснил пацанам, где и как могут храниться ценности, и они быстро нашли все, что искали: пачку купюр в шкафу среди одежды, золото в постельном белье, мелкую бытовую технику. Деньги Саша забрал себе, а все остальное отдал подельникам – мол, продавайте и делите выручку.

...Наряд милиции появился в квартире Светланы через три дня. Оказалось, не все успели вовремя сбыть с рук ворованное добро. По этим вещам следователи быстро вышли на парней, которые недолго думая сдали организатора ограбления. Большинство малолеток сумели избежать срока. Непосредственно исполнителям, которые залезли в квартиру, дали по три года условно. А вот Александр получил еще пять лет к тому сроку, который он не отсидел, и статус рецидивиста. Как Сашу отправляли в ту же колонию, где он провел несколько лет, Светлана уже не видела. Еще до суда у нее случился инфаркт, она умерла на операционном столе.
Юлия Исрафилова
«Первая Крымская»