Римейк единства «оранжевых» под фронтовым знаменем Яценюка
18.01.2011 11:29
...политической недели ознаменовали собой слухи о готовящемся слиянии нескольких оппозиционных партий в одно целое. Утечки от якобы посвященных во все тонкости процесса источников свидетельствуют о том, что новую партию готовятся создать далеко не последние в украинской политике люди, и занять она должна, пожалуй, самую перспективную оппозиционную нишу. В проект ангажированы народные депутаты от блока «Наша Украина - Народная самооборона» – лидеры «Фронта перемен» Арсений Яценюк, «Гражданской позиции» Анатолий Гриценко, Европейской партии Украины Николай Катеринчук и Украинской республиканской партии «Собор» Анатолий Матвиенко.

Двое первых баллотировались на последних президентских выборах, но отсеялись в первом туре. Однако суммарный показатель Яценюка и Гриценко год назад составил 8,16 % – это без учета динамики последнего времени, какой-то доли процента от Катеринчука и Матвиенко и неминуемого позитивного электорального эффекта в виде завышенных ожиданий от объединившихся политиков.

И речь идет не о том, что данное партийное образование может составить конкуренцию на парламентских выборах базовым политсилам блока НУ-НС – «Нашей Украине» и «Народной самообороне». Партии Ющенко и Луценко, которым за счастье будет попасть в Верховную Раду в 2012-м, новая политсила, по идее, обойдет и не заметит. У нее другая перспектива – ниша «новой» оппозиции. Роль реальной альтернативы потихоньку хиреющим проектам Юлии Тимошенко и поднимающейся на развалах «оранжевого» лагеря «Свободе» Олега Тягныбока.

Эта объединенная партия призвана стать тем, кем хотели, но не сумели стать поодиночке ее составляющие – давно ожидаемым на данном электоральном поле сильным и новым игроком. А вот насколько реально это воплотить в жизнь и как вообще стоит относиться к подобным проектам, From-UA поинтересовалась у отечественных политологов.

Проектом для политиков «среднего возраста» назвал ожидаемую объединенную партию директор социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко.

«Я думаю, что если эти партии объединятся, то получат больший политический вес, чем по отдельности. Проблема заключается в том, кого они выберут лидером и будут ли их декларации подтверждаться конкретными делами», – отметил он.

«А сама по себе идея собрать среднее поколение политиков, которые не участвовали реально в президентской кампании, и дать им политическую базу – очень правильная», – добавил Небоженко.

С «правильностью» задумки согласен и директор Европейского института политической культуры Александр Булавин.

«Если бы такая партия создалась, то это было бы только на пользу украинскому обществу, поскольку сегодня оппозиции фактически нет. В том виде, в каком она сегодня существует, она Украине не нужна, потому что в основном это сборище вожаков, которые пытаются на проблемах общества заработать себе дешевый политический капитал», – расценил текущую ситуацию он.

Эксперт отметил дефицит в государственной жизни нормальной оппозиционной политсилы, способной конструктивно решать общие проблемы, а не заниматься лишь вопросом собственной популярности.

«Если бы возникла политическая сила, которая бы была истинно цивилизованной в европейском смысле, если бы она создавала альтернативные программы, это было бы здорово. И здесь очень важный момент, что они могут сыграть свою роль не как сила манифестаций, не как сила создания волн оппозиции в Украине, а они могут быть сильной политической группой при условии, если они поднимутся до уровня теоретического осмысления ситуации в Украине и создания новых моделей развития, более привлекательных, чем те, которые сегодня предлагает правящая партия», – заявил Булавин.

Оптимистичен в прогнозах и директор Украинского центра социальной аналитики Евгений Филиндаш.

«Перспективы этого образования достаточно неплохие, так как фланг, на котором большая часть этих партий себя позиционирует – правый фланг, – после развала БЮТ, который происходит на наших глазах, освобождается. И это объединение во главе с Яценюком еще больше ускорит освобождение этого избирательного сегмента, и Яценюк попробует перетянуть вместе со своими сателлитами (потому что равноправным союзом это назвать тяжело, всем понятно, что это объединение под Яценюка) бывших избирателей «Нашей Украины» и значительную часть бывших избирателей БЮТ», – рассуждает он.

Не исключено, что данная инициатива даже сыграет на руку Президенту Виктору Януковичу, допускает политолог.

«В этом также негласно будет помогать и помогает, я уверен в этом, и Банковая, т.к. для нее выгодно, чтобы на правом фланге было несколько разных объединений, разных партий, которые будут бороться между собой. То есть речь идет о БЮТ, о новом объединении Яценюка и о Тягныбоке. Поэтому думаю, что таким шагом Яценюк добавит себе потенциальных избирателей, а для других участников объединения это единственный шанс попасть в следующий парламент, так как по одиночке они не смогут туда попасть», – обрисовал перспективы Филиндаш.

Перспективным считает проект и руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала.

«По моему мнению, это один из наиболее удачных вариантов будущего этих политических партий. Все зависит от того, на какой основе они будут объединяться. То есть будут ли они делить между собой лавры, кто из них главнее. И второе – какую идею они предложат украинскому обществу», – заметил он.

По мнению политолога, новая партия способна обеспечить формирование весьма внушительной фракции в будущей Верховной Раде.

«Такое объединение может быть для кого-то вторым, а для кого-то уже и третьим дыханием, и в той ситуации, которая сейчас в Украине, это может быть как раз тот вариант политической силы, которая может обрести достаточно сторонников для того, чтобы быть представленной в парламенте, причем не самой маленькой фракцией», – уверен Бала.

Объединением данную инициативу назвать нельзя, речь идет скорее о присоединении к партии Яценюка более мелких союзников, считает политтехнолог, вице-президент Украинской лиги по связям с общественностью Денис Богуш.

«Если объединятся, то, конечно, станет весомым, потому что Яценюк уже имеет какие-то проценты. Но, имея уже опыт объединения «Нашей Украины» в 2002 году, я знаю, что такое обсуждение названия партии, определение, кто будет лидером. Вот если они пройдут все эти этапы – на базе какой партии делать объединение и кто какие должности получит, – то тогда это будет очень сильный вызов для ПР. Но такого опыта в истории Украины очень значимого я не видел», – выразил скепсис эксперт.

Он называет шансы на успешную реализацию озвученной идеи очень невысокими.

«Фактически стоит вопрос – либо они объединятся, либо одна партия их поглотит. Эти партии неравновесны: Гриценко имеет 1,5 %, Катеринчук меньше процента, Яценюк около 7 % – то есть они не равнозначные партии, и, соответственно, это будет поглощение партией Яценюка более мелких. И когда они начнут рассуждать на эту тему, а потом пойдут какие-то экспертизы, то тогда будет первое испытание, и его надо выдержать. И не очень большая вероятность, что такое выйдет», – считает Богуш.

Прошлое «оранжевых» инициатив не оставляет надежд на успешность объединения у эксперта Украинского независимого центра политических исследований Светланы Конончук.

«Партии у нас действуют на основе закона о политических партиях, и он не предусматривает такой процедуры, как слияние партий. И если мы вспомним не такое далекое прошлое, как 2005 год, когда делались попытки создать единую право-центристскую партию, то эти попытки потерпели крах», – напомнила она.

По мнению эксперта, никакой заслуживающей внимания идеи, кроме необходимости попадания в следующий парламент, за фигурантами объединительного процесса не стоит.

«Вторая сторона вопроса – по политическому содержанию этого намерения. Совершенно очевидно, что такая инициатива вызвана крайней необходимостью для этого спектра малых политических партий, которые должны, объективно вынуждены укрупняться. К этому их подталкивает логика борьбы и логика удержания и репрезентации себя в парламентской системе. Остается открытым вопрос о фундаменте построения такой партии, идеологической репрезентации и, безусловно, способе управления такой партией, потому что все участники предполагаемого объединения совершенно разные по своему идеологическому основанию. Складывается впечатление, что у самих авторов еще нет однозначного решения по поводу того, на основании чего должна строиться идеология этой партии и какие задачи она призвана решать в политическом процесс. Пока что видимой частью этой инициативы являются намерения этих малых партий сохранить себя», – отметила Конончук.

Директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик также не верит в то, что затея «выгорит».

«Разговоры о том, что такая партия создается, идут давно. Попытки объединительного процесса в рамках НУ-НС происходили в течение последних нескольких лет, но все упиралось в то, кто станет лидером, кто станет главным имидж-мейкером. На данный момент складывается впечатление, что НУ-НС снова наступает на те же грабли. Снова мы видим направление конкуренции за лидерство», – признался он.

По словам эксперта, глобально важным аспектом также является появление новых лиц в политике, а с этим у нового формирования пока туго.

«На мой взгляд, говорить о каких-то больших перспективах нового политического проекта пока преждевременно. Надо посмотреть, какой будет устав, какая будет внутрипартийная структура, кто станет новым лидером и сможет ли новый партийный проект произвести обновление лиц в партии. Это очень важно, потому что без кадрового обновления, без новых ярких лидеров они просто обречены на повторение опыта «Нашей Украины», – считает Кулик.

Как видим, не все эксперты единодушно хвалят, казалось бы, очень привлекательную инициативу. Но, тем не менее, таких большинство. Их оптимизма скептики не отрицают – основания для него имеются очень веские. Больно уж красивые перспективы открываются перед объединенной партией.

Однако ее еще нужно объединить. То есть создать. А тут уже в силу вступают не менее веские аргументы скептиков. Из них важнее всего – опыт. Тот самый жизненный и всем известный опыт «оранжевых» политиков, которые из года в год объединяются, в результате чего разобщенных партий и отдельных лидеров становится все больше и больше…

Любопытно, что даже при желании не попрешь ни против аргументов оптимистов, ни против скептических замечаний других. И тут, наверное, больше значит внутренний эмоциональный настрой: хочется верить в будущее объединенной «оранжевой» оппозиции – верь, не хочется – не верь. Но с аргументами и трезвым расчетом в прогнозы не лезь – все равно противоположная сторона перечеркнет их своими резонами. В сухом остатке будет ноль. Увы, тот самый, на который чаще всего все эти инициативы и сходят…