Лукашенко vs. Бен Али, Бериша и Мубарак: угадайте, кто для Запада демократ?
04.02.2011 14:20
...внимание наших СМИ, стал ряд бурных событий – вначале в Беларуси, а затем в Тунисе и Египте, и их последствия. Схожие события в Албании при этом промелькнули несколькими сюжетами в один день и больше не освещались. Любопытно сравнить все эти события и реакцию на них «мировой общественности» – в лице руководства ведущих стран Запада и «мировых» (т.е. западных) СМИ, за которыми следует и большинство СМИ украинских.

Итак, сравним по порядку.

Беларусь

Лукашенко выиграл президентские выборы с большим отрывом, набрав 80 % голосов, после чего несколько тысяч (по разным данным – от 5 до 40 тысяч, наиболее вероятна, очевидно, средняя цифра – около 20 тысяч) оппозиционеров вышли на акцию протеста, в ходе которой попытались штурмом взять здание правительства, выломав при этом двери и разбив окна в здании. После чего акция была разогнана милицией с применением дубинок (другие спецсредства, не говоря уж об огнестрельном оружии, не применялись), а около 600 ее участников было задержано. Большая часть из них вскоре была выпущена, повторно подобные акции больше не проходили.

Теперь – как отреагировал на эти события Запад. Известно как – Запад (и США, и ЕС) не признал результаты выборов, в очередной раз назвал Лукашенко «диктатором», ввел против Беларуси политические и экономические санкции. А также официально, в заявлении Госдепартамента США, сообщил о том, что «Соединенные Штаты планируют увеличить в этом году как минимум на 30 % помощь белорусскому гражданскому обществу, независимым СМИ и демократическим политическим партиям». То есть, называя вещи своими именами, Запад собирается увеличить уже имеющееся финансирование белорусской оппозиции, которая, собственно, и ведет свою деятельность в основном за счет западного финансирования.

Тунис

Бывший тунисский лидер Бен Али был давним партнером и союзником Запада. Еще в 1995 г. Тунис во главе с Бен Али подписал договор об ассоциированном членстве в ЕС, включая создание зоны свободной торговли (чего Украина, кстати, за много лет так и не добилась), а в 2005 г. Тунис присоединился к американской «Транссахарской контртеррористической инициативе».

Западные страны – в особенности, США и Франция – были главными кредиторами Туниса, ежегодно оказывали режиму Бен Али безвозмездную военную и финансовую помощь на десятки миллионов долларов, называли его своим ключевым союзником в регионе Сахары.

МВФ присвоил Тунису, который во главе с Бен Али проводил либерально-рыночную экономическую политику, высокие кредитные рейтинги и описывал ситуацию в стране как «разумное макроэкономическое правление», а западные СМИ писали об «экономическом чуде» в Тунисе, называя его «одним из африканских львов».

И, естественно, Запад «не замечал», что Бен Али бессменно правил страной с 1987 года (Лукашенко, кстати, с 1994 г.), переизбираясь пять раз подряд, что все эти годы парламентское большинство составляли исключительно члены его партии, а оппозиционные партии были максимально «задавлены». Что в 1990-х гг. в Тунисе было арестовано 18 тысяч членов оппозиционной исламской организации «Ан-Нахды», включая большинство ее лидеров, а в госаппарате проводились «чистки рядов», откуда были уволены сторонники оппозиционеров. Что многие руководители исламистов получили длительные сроки тюремного заключения. Что многие оппозиционные журналисты оказывались в тюрьмах или бежали за границу, а власть фильтровала вообще всё информационное пространство, включая Интернет.

А бывший президент Франции Жак Ширак, говоря в свое время о «тунисском экономическом чуде», заявил, что «наиболее важные права человека – это права быть сытым, здоровым, образованным и иметь жильё», почему-то «забыв» при этом о столь любимых Западом «свободе слова» и «правах оппозиции».

Западные СМИ начали широко освещать тунисские события только после того, как грандиозная демонстрация прошла по улицам столицы, за день до бегства Бен Али, когда уже пошла цепная реакция в других странах региона – волна самосожжений, «продовольственных бунтов» и политических демонстраций. При этом они практически игнорировали бушевавшие до этого несколько недель подряд массовые народные выступления в ряде других тунисских городов и первые жертвы, появившиеся среди демонстрантов.

Кстати, не случайно Бен Али вместе со своей семьей, спасаясь от возможной расправы, полетел вначале в поддерживавшую его на протяжении всего правления Францию, и лишь потом, когда Париж, поняв, что Бен Али к власти уже не сможет вернуться, быстренько от него открестился, тот оказался в Саудовской Аравии.

До того, как Бен Али потерял власть и бежал из страны, ни одного заявления, хоть как-то осуждающего его режим как «недемократический», не говоря уже о каких-то санкциях, никто на Западе не делал.

Албания

В конце января в столице Албании Тиране на улице вышли десятки тысяч (сами оппозиционеры заявляют о сотнях тысяч, минимальная оценка западных информагентств – 20 тысяч) людей, требуя отставки правительства и обвиняя его в коррупции и фальсификации предыдущих парламентских выборов. На выборах правящая теперь Демократическая партия по официальным данным лишь на 1,6 % опередила оппозиционных социалистов, которые приводили данные о фальсификациях, но под давлением дипломатов Евросоюза выборы были признаны состоявшимися, и премьер-министром стал Сали Бериша из Демократической партии Албании.

Итак, как и в Беларуси, оппозиция обвинила власть в фальсификациях и вышла на улицы. При этом, в отличие от Беларуси, оппозиция значительно более популярна в народе. Об этом свидетельствуют и результаты выборов – почти полное равенство власти и оппозиции даже по официальным данным. И то, что даже если демонстрантов было 20 тысяч (а не больше 100 тысяч, как заявляет сама оппозиция), то для Тираны с населением в 350 тысяч это составляет совсем другой процент (на улицы в таком случае вышел примерно каждый седьмой взрослый житель албанской столицы), чем те же 20 тысяч для Минска с населением 1 миллион 800 тысяч человек. И, кстати, сведений о финансировании албанской оппозиции, в отличие от белорусской, откуда-то из-за рубежа нет и не было.

Так вот, вышедшие на улицы албанские оппозиционеры еще на дальних подступах к зданию правительства (а не в процессе выламывания дверей и разбивания окон, как в Минске) столкнулись с отрядами полиции и республиканской гвардии, которые в процессе разгона демонстрации применили не только дубинки, а также слезоточивый газ и водометы (которые, кстати, в Минске вообще не применялись), но и начали стрелять в демонстрантов. В результате – сотни задержанных, десятки раненых, а трое демонстрантов было убито республиканскими гвардейцами выстрелами из огнестрельного оружия.

И что же Запад? А ничего. Никаких осуждающих албанские власти заявлений, а тем более угроз и санкций. Западные СМИ (а за ними, естественно, и большинство наших, в вопросах международной политики в основном слепо следующих за западными) мгновенно переключились с Албании на другие темы, не вспоминая больше об этой неприятной для Запада теме, хотя, в отличие от Беларуси, массовые оппозиционные демонстрации там продолжались.

А ведь Албания – член НАТО, «клуба демократических цивилизованных государств», как уверяют нас на Западе и вслед за ним наши доморощенные западники. И, по идее, избиения и убийства оппозиционных демонстрантов властями страны-члена НАТО и потенциального члена ЕС должны были вызвать шум в мировых СМИ и жесткую реакцию Запада в масштабах, как минимум, не меньших, чем в отношении Беларуси, где жертв не было и оппозиционеры отделались синяками и ушибами. Но, как видим, ни шума, ни другой реакции.

И эти албанские события – не просто какая-то случайность. Еще в 2008 году, когда Албания только вступала в НАТО, нынешний премьер Албании, «демократ» Сали Бериша уже угрожал убийством своим политическим противникам. Причем делал это публично, в стенах парламента. Тогда Бериша вел дискуссию по вопросу о назначении нового министра здравоохранения. Тогда премьер-министр отказался от услуг одного коалиционного партнера в пользу другого.

Отвергнутый же коалиционный партнер, теперь уже оппозиционер Таулан Баллы, решил поиронизировать над новым назначением. Он заявил, что теперь, «в свете назначения Анилы министром здравоохранения, у премьера могут возникнуть проблемы дома, так как о должности министра его может попросить собственная дочь». На это Бериша ответил так: «Ты должен знать, что я тебя убью! Тебе не удастся уйти живым! Я тебя убью!». Вся эта дискуссия транслировалась в прямом эфире албанского телевидения.

На Западе, очевидно, решили, что такие демократы им вполне подходят, и в 2009 году Албания успешно вступила в НАТО.

Египет

Нынешний президент Египта Хосни Мубарак правит страной уже 30 лет подряд. Все это время в стране официально действует чрезвычайное положение, при котором, невзирая на периодическое проведение выборов, вся власть сосредоточена в руках президента. Основной соперник Мубарака на последних президентских выборах, лидер египетской оппозиционной партии «Завтра» Айман Нур вскоре после выборов был приговорен к 5 годам тюрьмы. Оппозиционные выступления в стране неоднократно подавлялись силовыми методами.

И что же Запад? Думаю, вы уже догадываетесь. Так как Мубарак все эти годы шел в фарватере Запада – в частности, поддерживал в 1991 году войну против Ирака и даже направил в помощь американцам и другим странам НАТО египетские войска, едва ли не единственный в арабском мире был в хороших отношениях с Израилем и т.д., – то он, как и Бен Али, и Сали Бериша, и многие другие был «своим сукиным сыном» для Запада.

Египет много лет получает от США ежегодную финансовую помощь в размере более 1,5 миллиарда долларов, ему периодически списывают внешние долги и дают новые кредиты, и т.д.

И даже сейчас, когда в результате попыток подавления массовых демонстраций в Египте, по данным ООН, погибло уже около 300 человек, не говоря уже о раненых, Запад не демонстрирует в отношении Мубарака ничего, подобного тому, что он делает против Лукашенко.

По словам госсекретаря США Хиллари Клинтон в недавнем интервью телекомпании NBC, Мубарак, оказывается, «проявляет сдержанность в отношении мирных демонстрантов», и потому «администрация президента Барака Обамы пока не рассматривает вопрос о прекращении предоставления Египту ежегодной финансовой помощи». Действительно, сдержанность – всего лишь каких-то жалких три сотни сравнительно демократически убитых. Куда им до ужасных синяков и шишек оппозиционеров, полученных в «тоталитарной Беларуси».

А «премьер-министр Кэмерон и президент Обама едины в своем отношении к происходящему в Египте и считают, что Египет нуждается в политических реформах». Об этом сообщил представитель премьер-министра Британии. «Канцлер подчеркнула, насколько важно поддержать диалог с народом, и в особенности с молодежью, и отозваться на их вполне оправданные беспокойства», – сказал представитель Ангелы Меркель Штеффен Зайберт.

Тон, в котором западные лидеры говорят сейчас о событиях в Египте, как видим, весьма осторожный и обтекаемый. Ведь непонятно еще до конца, удержится ли в итоге Мубарак у власти или нет. По этим же причинам и семья Мубарака благополучно пребывает сейчас в Лондоне. Вот если Мубарак не удержится, тогда, как и в случае с Тунисом, Запад сделает хорошую мину при плохой игре и сообщит, что он всегда поддерживал демократические устремления египетского народа к свободе, и Мубарака решительно осудит, забыв о своей предыдущей 30-летней поддержке. А вот если удержится – тогда обо всей этой истории предпочтут забыть, как это уже произошло с Албанией.

И только те, кто, как Лукашенко, проводит действительно независимую и успешную (по последним официальным данным ООН об индексе развития человеческого потенциала, обобщающем показатели качества жизни, Беларусь значительно опережает и Албанию, и все остальные страны СНГ, включая Россию с Украиной и Тунис с Египтом) политику в интересах собственного народа, а не Запада (или других мировых центров влияния), всегда будут для западных и подпевающих им по всему миру «демократов» «жестокими тиранами». А тех лояльных к интересам Запада правителей, кто действительно держит свои страны в нищете и не стесняется стрелять в демонстрантов и убивать их, «мировое сообщество» по-прежнему будет одобряюще похлопывать по плечу и периодически подкидывать им миллиардик-другой на «поддержание демократии».

Ведь кому, как не «светочам демократии», по приказу которых были начаты войны, только за последние полтора десятилетия угробившие в Югославии, Ираке, Афганистане сотни тысяч жизней мирных граждан, знать, какой кровью (чужой) дается «поддержание демократии». При которой право определять, кто является «прогрессивным демократом», а кто – «жестоким диктатором», зависит от очень убедительных СМИ, очень больших денег и очень больших авианосцев.
Евгений Филиндаш
директор Украинского центра социальной аналитики