Недочеловек года
04.01.2012 15:24
...оказалось проблематично. Оценки были даны по самым разным критериям и оттого получились очень противоречивыми, а местами взаимоисключающими. Характерно, что часть экспертов и вовсе отказалась называть какие-то фамилии, ограничившись лишь общими фразами.

Главу государства Виктора Януковича назвал человеком года нардеп Вадим Колесниченко. «Потому что это единственный Президент за последние 20 лет независимости Украинского государства, который не поддался на давление ни России, ни Запада, ни США. Он четко на протяжении этого года отстаивал интересы украинского государства. Поэтому если и есть кто патриот, так это он», – аргументировал свой выбор народный депутат. «Он не сдал наши интересы, не согнулся под бременем ответственности власти и смог доказать, что Украина – это государство не марионеточное, которым управляют то из-за океана, то из-за границы, а что украинское государство имеет право, имеет возможности и будет самостоятельным государством благодаря людям, которые живут и работают в этом государстве», – объяснил свою точку зрения Колесниченко.

Руководитель Центра «Третий сектор» Андрей Золотарев остановиться на одной кандидатуре не смог. Он решил разбить титул по своего рода номинациям. «Открытием года в большой политике является Наталья Королевская. Надежда года – это партия, у которой появились перспективы, это партия Виталия Кличко. И третья персона этого года – это человек, который находится на распутье, но у которого еще не все потеряно – это, безусловно, Юлия Тимошенко, поскольку ситуация с арестом подарила ей шанс на вторую политическую жизнь», – сказал Золотарев.

Фамилий не упоминал политолог Александр Палий. «Я думаю, что отличились донецкие чернобыльцы и донецкие защитники школы», – обратил взоры на Донбасс эксперт. А касательно депутатов и чиновников был крайне сдержан. «Особых достижений со стороны политиков я не вижу. В лучшем случае – рутинная работа», – заметил Палий.

Депутат Леонид Грач уверен, что вся украинская элита проявила прежде всего продажность, а потому никаких поощряющих титулов не заслуживает. «И какое-то яркое открытие очень сложно назвать. Скорее всего, их можно искать в области тех изданий, которые ведут свою линию, независимо от того, кто сидит сегодня на Банковой», – заметил он. Правда, при этом парочку фамилий коммунист все же упомянул. Сугубо ради объективности. «Если брать с точки зрения известности, с точки зрения того, кто сегодня на слуху, то я бы назвал Тимошенко и Луценко», – признался Грач.

Куда более определенно высказался в этом вопросе депутат Киевсовета от БЮТ Александр Бригинец. «Человеком года, безусловно, стала Тимошенко», – заявил он. Также персонами года, по мнению политика, стали судьи и прокуроры, причастные к уголовным делам Тимошенко. «Уникальность состоит в том, что впервые четко было заявлено, что наша власть руками своего исполнительного органа – судов, начала реализовывать проекты, которые не только приносят им выгоду, но и те, которые приносят им удовольствие, что для политика недопустимо», – пояснил Бригинец.

По резонансности дело Тимошенко несравнимо ни с чем, признает политолог Сергей Таран. Однако есть и другие критерии выбора. «По влиятельности – Янукович», – привел пример он. «По глупости – безусловно, Азаров, потому что это человек, который ничего не может, он даже выговор не может вынести без согласования с Президентом, но с которым у нас много чего связано, в том числе и народное недовольство», – пояснил Таран.

Нардеп от Народной партии Олег Зарубинский предпочел персоналий не касаться. «Я думаю, что много личностей, но среди них я не хочу называть политиков», – дипломатично ответил он на вопрос о человеке года. «Это те люди, которые на своих рабочих местах сделали так, что стана выжила и продолжает развиваться. Личностями года являются труженики», – сказал Зарубинский.

Номинацию «антигерой» предложил ввести руководитель Фонда социального действия Роман Василишин. И сразу же подобрал кандидатуру победителя. «Тигипко», – отметил он. «За его геноцидно-фашистские реформы», – мотивировал Василишин.

Политолог Александр Булавин предпочел судить по более традиционным и объективным критериям. «Если речь идет о количестве упоминаний в прессе, то, конечно, это Янукович, Тимошенко и Азаров», – сказал он. Правда, фамилию вице-премьера упомянул и он. «Но если говорить о резонансности принимаемых решений, то я бы первым назвал Тигипко, вторым – Януковича, а третьей – Верховную Раду, которая приняла целый ряд решений, вызвавших очень разную реакцию в обществе», – признался Булавин.

Скепсис коллег разделил и эксперт корпорации стратегического консалтинга «Гардарика» Константин Матвиенко. «Положительно – никого. А в антиноминации, пожалуй, не известные нам люди, которые настолько подвели всю систему власти, что уровень доверия ко всем институтам достиг рекордно низкого уровня», – считает он. Ведь кто-то советует первым лицам делать такие глупости, как они делают, или же не делать того, что нужно делать. «2011 год – это год-рекордсмен по уровню недоверия к власти. Никогда такого не было – ни в тяжелые 90-е, ни после разочарования перессорившимися лидерами Майдана», – объяснил свою обеспокоенность такими плодами Матвиенко.

Шире мыслит писатель Олесь Бузина. Он назвал сразу три фамилии: Саркози, Путин и Янукович. «Никто не ожидал от Франции такой мощной внешней политики, которую продемонстрировал Саркози в Ливии. Думаю, что за скандалом вокруг сексуальных приключений со Стросс Канном стоят интересы Саркози. У него родился ребенок, кроме того, – то есть он все продемонстрировал, что нужно для политика, – три в одном», – отметил писатель. «Путин очень мощно возвращается и всем своим видом демонстрирует, что собирается править Россией как великой державой, а не как марионеткой Запада», – заявил он. Касательно третьей личности получилось интереснее всего. «Янукович совершенно неожиданно для большинства продемонстрировал способность к решительным действиям внутри страны. По факту после того, как суд оставил Тимошенко за решеткой, после того, как резко ослабели в окружении Януковича группы западников – тех, которые звали Украину в ЕС, Янукович реально до следующих выборов, будучи легитимным Президентом, имеет полномочия, которые не всякий диктатор имеет в мире. Он накопил максимум политического и экономического влияния в стране. Это пик Януковича», – уверен Бузина.

Кардинально иначе оценивает людей журналист Роман Чайка. «Юрий Андрухович – это человек, который не боится противостоять антиукраинскому режиму и имеет абсолютно четкие ориентиры. Второй – это патриарх УГКЦ Шевчук, самый молодой патриарх, который возглавил церковь и со светлой головой может противостоять сатанизму Московского патриархата. И Юрий Луценко – это человек, который уже год просидел абсолютно без вины и не сломался», – сделал свой выбор Чайка.

Без политиков обошелся и список номинантов братьев Капрановых. Собственно, в этом перечне писатели указали только одну фамилию. Своего коллегу, который был, что называется, на слуху в минувшем году. «Василь Шкляр за то, что он все-таки отказался от Шевченковской премии, что приятно», – сказали Капрановы.

Затруднился с выбором политолог Владимир Фесенко. «Я бы пальму первенства никому не отдавал. Среди тех, кто позитивно себя проявили в этом году, я бы отметил Кличко и Королевскую. Из остальных во власти я бы сейчас никого не стал выделять персонально», – признался он. Это сложно, потому как, с одной стороны, часть задач, которые ставились властью в этом году, решены, и по сравнению с некоторыми европейскими странами в Украине ситуация развивается достаточно неплохо Но стратегические проблемы по-прежнему далеки от решения. «Это и дисбаланс во внешней торговле, и социальное напряжение. И процесс над Тимошенко, и другие проблемы в отношениях между властью и оппозицией ухудшили политическую атмосферу. Давая коллективную оценку, я бы сказал, что и власть, и оппозиция в этом году не могут считаться победителями, потому что кризисные тенденции есть и там, и там», – подвел итог Фесенко.

Не верит в роль личности в истории депутат-нунсовец Юрий Костенко. «Я верю только в команду, в идею команды. Я альпинист, и самые удачные восхождения бывают только при командной работе. Поэтому я в Украине не дал бы никому не только звание «Человека года», я за 20 лет не вижу ни одного политика, которому можно было бы дать номинацию, что он что-то сделал значимое для страны», – заявил Костенко.