Регионалы бранятся – только тешатся
16.01.2012 12:30
...в пресс-службе правительства. Встреча с депутатами состоялась, не отрицают официальные источники, однако разговора на повышенных тонах не было. Источники СМИ, которые распространили такую информацию, остались неназванными, поэтому противопоставить основной версии оказалось нечего. Однако осадок, как обычно случается в подобных ситуациях, остался. Причем у каждого свой.

Речь идет о совместном заседании политсовета Партии регионов и совета фракции ПР в Верховной Раде 11 января, посвященном итогам работы в 2011 году и определению задач на новый временной отрезок. Формат мероприятия как раз подходящий для «разбора полетов». Особенно учитывая, что у формального лидера партии премьера Азарова возможностей пообщаться с партийцами о делах сугубо внутренних из-за чиновничьей работы не так уж и много. Поэтому регионалы вполне могли использовать ситуацию, чтобы задать давно накопившиеся вопросы.

Другое дело, как это интерпретировано и действительно ли вопросы звучали остро и громко? Тут ясность могут внести только сами участники дискуссии, а регионалы, как известно, сор из избы выносить не приучены. Поэтому даже если и было что – станут отрицать. На публике показывать внутренние раздоры – гиблое дело.

«Противоречия есть всегда, в любой политической силе, поскольку есть разные взгляды, разные настроения. И то, что есть разные взгляды, разные настроения, есть критика – это свидетельство того, что это сила здоровая, иначе бы можно было говорить о том, что это авторитарная сила», – рассуждает директор Европейского института политической культуры Александр Булавин.

По его словам, предпосылки для конфликтной ситуации действительно имеются. Рейтинг партии власти падает, и депутаты, выезжающие в провинцию для общения с избирателями, ощущают это, как никто другой. Не исключено, они уже и не рады, что принадлежат к данной политической силе и вынуждены отвечать за действия тех чиновников, на которых повлиять не имеют возможности, предполагает политолог. Отсюда и стремление сделать «прививку» против самоуспокоенности правительства и найти отдушину для выплеска негатива. «Дело в том, что основа для этой критики есть. С одной стороны, реформы проводятся не всегда эффективно, с другой стороны, абсолютно отсутствует правительственный пиар, поэтому очень многие вещи извращенно понимаются населением. По крайней мере, они воспринимаются населением в интерпретации оппозиции. В результате этого, конечно, есть искаженное представление не только у населения, но и у некоторых депутатов ПР, которые не слишком вдумываются и вчитываются в эти законопроекты», – пояснил ситуацию Булавин.

Как это выглядело – рассказал нардеп от ПР Василий Киселев. «Никакой критики не было, был деловой разговор», – заметил он.

По словам парламентария, ничего принципиально нового на этой встрече сказано не было. «Если кому-то хотелось скандала, то его не было и не будет. Если кому-то хотелось жареных фактов, то это была абсолютно рабочая, нормальная обстановка. И Литвин десятки раз заявлял, что, к сожалению, поступают «сырые» законопроекты. Так что не надо искать никакой подоплеки», – попросил Киселев.

Чуть больше информации дал другой представитель Партии регионов депутат Владимир Зубанов. «Президент указывал правительству, что надо действовать более решительно. Депутаты тоже по ряду законопроектов вносят замечания в ВР о том, что они некачественные. У нас есть претензии к правительству, потому что чиновники не объясняют обществу шаги правительства, не занимаются разъяснительной работой, надеясь, что депутаты будут прикрывать все их неэффективные действия. То есть это, конечно, есть», – констатировал он.

Но это рабочая ситуация, подчеркнул нардеп. Тем более, что она объективная, ведь претензии по некачественной подготовке ряда законопроектов к правительству обоснованны. Законопроект по льготам чернобыльцам, афганцам взбудоражил общество и так и не был принят – раз. Налоговый кодекс по малому предпринимательству взбудоражил общество, даже Президент вмешивался в ход дела – два. Недавно Президент ветировал Таможенный кодекс – три. «Поэтому, конечно же, хотелось бы, чтобы все законопроекты были более продуманные, чтобы работа с парламентом была лучше налажена, чем сейчас. Понятно, что премьер-министр выступает довольно часто, но там же еще есть заместители, начальники отделов. Не надо сидеть в Киеве, надо ездить по регионам, общаться, давать для местной прессы пресс-конференции, встречаться с активом на региональном уровне. Плюс некоторые министры позволяли себе раньше делать политические заявления вместо того, чтобы заниматься работой. То есть идет обычный рабочий процесс. Кто ничего не делает – тот не ошибается. Поэтому к депутатам тоже есть претензии от правительства, потому что и нам, как публичным людям, надо более активно разбираться. Не только пояснять шаги правительства и решения, но и более плотно работать в правительственных комитетах на стадии разработки законов. Многие депутаты этого не делают, а ждут, когда дойдет до комитета ВР. То есть все эти замечания, предложения направлены на повышение эффективности работы и правительства, и ВР, участия большинства в ВР», – подробно изъяснился Зубанов.

Экс-заместитель секретаря СНБО Степан Гавриш ощущает потребность тяжелого отчета власти о положении дел в стране в условиях кризиса. И с этой атмосферой он связывает текущий контекст. «Учитывая то, что президентская команда сразу после выборов Президента приступила к креативному проекту подготовки выборов 2015 года, Президент не может нести глубокой и серьезной ответственности за существующие провалы в проведении реформ в Украине, прежде всего экономических. Понятно, что должен кто-то отвечать. Понятно, что это может быть исключительно правительство, которое принадлежит ПР, поэтому критика со стороны ПР на закрытом заседании Кабмина премьера Азарова означает, что в элитарной части ПР, которая формирует основную часть политики, назрел соответствующий разрыв и недовольство тем, что нет скоординированной работы между ключевыми центрами влияния администрации, правительством и парламентом», – высказал свою точку зрения бывший чиновник.

Он считает проблемой отсутствие четкого и понятного портфеля реформ, который должен принадлежать правительству. Именно это является преградой для того, чтобы парламентское большинство смогло возобновить свой рейтинг накануне парламентских выборов. «Предвкушение выборов и привело к такому выхлопу эмоций со стороны членов ПР, которым не с чем сегодня идти ни на партийные выборы, ни на мажоритарные округа. Хотя Президент неоднократно заявлял о возможном увольнении ряда чиновников, тем не менее скамья запасных фактически закончилась, и там нет серьезных возможностей для кадровых предложений. И в ПР уже начинается серьезная конфликтная ситуация перед выборами 2012 года. Но это только начало года, начало эмоций. Думаю, что основная критика еще впереди. Если правительство не будет сменено в 2012 году, то после завершения парламентских выборов, хотя правительство не складывает свои полномочия перед новой ВР по Конституции 1996 года, но я думаю, что после выборов его точно поменяют», – прогнозирует Гавриш.

О внутренних противоречиях в Партии регионов политологу Анатолию Луценко было известно еще задолго до того, как ПР стала партией власти. «Как в любой политической силе, тем более в большой политической силе, которая ориентирована не только на свой профессиональный бренд, но и на бренд лидера, всегда есть разные течения, разные группы. Тем более, что мы понимаем, что то, что называется ПР, пока что выглядит больше как бизнес-корпорация, чем как некая политическая партия. Есть еще так называемый эффект разложения властью, когда очень меняются взаимоотношения и коммуникации между людьми, политиками в том числе. Одно дело, когда они все вместе в оппозиции, у них есть общий враг, и они готовы потерпеть по многим вопросам, чтобы добиться цели, а сейчас ситуация такая, что партия уже два года при власти», – отметил эксперт.

Он уверен, что нынешняя верхушка в некотором роде повторяет процессы «оранжевой команды», у которой «разложение» произошло намного быстрее. И предпосылки для конфликтов намного глубже, чем какие-то противоречия в команде ПР. «Тут ничего удивительного для украинских политических реалий нет. Пока у нас нормально не пройдет административная реформа, правительства будут меняться и уходить, а некачественная законотворческая деятельность Кабмина будет оставаться. Для того, чтобы это ликвидировать, надо провести административную реформу и перейти к парламентской форме правления», – сделал свой вывод Луценко.

Несколько оппонирует такой точке зрения глава социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко. «Я не сторонник искать большие противоречия в ПР. Она, конечно же, развалится, как развалилась «Наша Украина», как БЮТ разваливается, потому что это партии-монстры, рассчитанные под одну личность (в одном случае это Ющенко, в другом Тимошенко, в третьем Янукович), и они не могут существовать как партийные общие национальные механизмы», – заметил он.

По мнению эксперта, разрушение этих команд обречено происходить по-разному. «75 % депутатов ВР от ПР хотят опять оказаться в ВР. Это, конечно, уже будет политическая смерть Януковича, если он через административный суд додавит полное воспроизводство сегодняшнего неэффективного парламентского большинства. Вот этот вопрос самый главный. Это не проблема в реформах, не проблема в повышенном цинизме Азарова или нежелании министров-однопартийцев считаться с депутатами-однопартийцами. Через дружеские связи, через партийные связи, через коррупцию все решается. Самое главное, что они не могут получить ответ – какое их политической будущее после выборов 2012 года? Вот основной реальный источник конфликта», – отметил Небоженко.

Противоречия внутри Партии регионов видны главе Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимиру Фесенко невооруженным глазом. Поэтому опубликованной неофициальной информации он склонен доверять больше, нежели официальной. «Пока это кулуарные утечки, но очень показательные, причем с высокой детализацией», – уточнил эксперт.

По его словам, проблемы видны и в других аспектах. Например, в отношениях депутата Коновалюка и министра юстиции Лавриновича, которые являются давним конфликтом, связанным с ЕДАПСом. Из такой же оперы публичные выяснения отношений между нардепами Ландиком и Ефремовым. Еще одна линия раздора – борьба за выдвижение кандидатов в мажоритарных округах. И эта проблема будет только обостряться, потому что проходная часть списка ПР теперь будет существенно меньше, причем не только потому, что будет смешанная избирательная система, но и потому, что рейтинги партии уже ниже, чем были ранее. «Я уже не говорю о проблеме, которая очевидна как минимум полгода: это нарастание противоречий в разнице подходов к проведению реформ, к экономической политике между Администрацией Президента и Кабмином. Это скрытое политическое недовольство, поскольку многие регионалы считают, что неэффективная работа правительства снижает рейтинг партии. Так что проблемы есть, и задачу внутренней консолидации регионалам также придется решать. Эта проблема для них не менее актуальна, чем для многих оппозиционных сил», – констатировал политолог.

«Есть еще и вторая сторона проблемы, самая сложная – дело в том, что Азаров не только премьер-министр, но еще и формальный лидер ПР. Соответственно, главный претендент на первый номер списка. А поскольку рейтинги упали, теперь перед регионалами стоит очень сложная технологическая проблема – кого ставить во главе списка. Более или менее оптимального решения этой проблемы нет. Клюев не публичный, и его надо раскручивать. Он должен быть сам к этому готов, он должен на порядок усилить свою публичную активность. Колесников многими воспринимается как человек Ахметова и в этом плане может вызывать недовольство и у Администрации Президента, и у некоторых других видных регионалов. Тигипко чужой. Ефремов еще не имеет достаточного политического веса. Ну и так далее, проблема очень серьезная. И вопрос о том, когда снимать Азарова, будет все более и более актуализироваться по мере приближения парламентских выборов. Тут два варианта решения: либо весной, чтобы было время для подготовки к выборам с новым премьером, либо после выборов», – объяснил Фесенко.