Украина: здравствуй, кризис!
01.03.2012 10:00
Как не порадоваться за правительство

Государственная служба статистики довела до сведения интересующихся: «Індекс промислової продукції у січні 2012р. порівняно з січнем 2011 року становив 102,0%».

Надо сказать, индекс промышленного производства последовательно демонстрирует заметный спад еще с начала сентября 2011 года. Если в августе (к августу 2010 г.) темпы роста промпроизводства составляли еще 9,6%, то в декабре они снизились до минус 0,5%. И вот тебе в январе рост на 2%.

Можно было и порадоваться за правительство, что оно в условиях продолжающейся убыли мировой конъюнктуры на изделия из черных металлов все же извернулось нарастить производство.



Однако вспомнилась история трехлетней давности. Тогда, в разгар кризиса, премьер Тимошенко вдруг громогласно объявила, что в феврале 2009 года по отношению к январю произошло увеличение промышленного производства на 5,4%. Что ж, подъем и впрямь оказался чудесным, если бы не одно но, которое дезавуировало заявленную изворотливой и находчивой премьеркой «перемогу над крызою». В феврале оказалось на 2 рабочих дня больше, чем в январе, а это дополнительное время и дало прибавку к индексу целых 9,5%. Если её вычесть, то победа решительно превращалась в очередное поражение: минус 4-4,5%. Юлия Владимировна запамятовала, что самолично подмахивала постановление правительства о нерабочих днях в январе.

Помнится, тогда же Николай Янович на посиделках у Шустера прочитал ликбез, как надо правильно считать индекс промпроизводства, тем, кто беспричинно впал в эйфорию роста.



Схожая ситуация возникла и в январе нынешнего года. Незадача для уряда – в январе 2012 года оказалось на 2 рабочих дня больше, чем в «курортном» январе 2011 года. Таким образом, с поправкой на календарный фактор, индекс промышленного роста переходит из скромного плюса в 2% в существенный минус – примерно на 7%. А так как промышленное производство у нас является триединой сущностью: решающей, определяющей и завершающей частью ВВП, то и показатель последнего также обязан уйти в ощутимый минус. Спад января к январю оказался настолько серьезным, что впору говорить о том, что кризис вернулся до дому, до хаты.

Задуть печи

То, что Украина вновь радушно открыла двери «вихрям враждебным», было осторожно говорено «железными канцлерами» и на балансовом совещании предприятий Горно-металлургического комплекса, состоявшемся в Днепропетровске 15 февраля. Генеральный директор ассоциации “Металлургпром” Василий Харахулах констатировал снижение темпов производства с начала года: «Уровень производства января несколько ниже уровня суточного производства прошлого года, и особенно резко снизилось производство за первые 15 суток февраля».

По состоянию на 1 февраля метпредприятия эксплуатировали 28 доменных печей из 36 (78%), 19 конвертеров из 21 (90%), 13 мартеновских печей из 21 (62%) и 7 электропечей из 15 (47%).

«Запасы в портах почти на месте, было 1,359 млн. тонн, осталось 1,357. Рынка нет, торговли нет, фактически все стоит. Производство работает, но пока реализация слабая», – отметил начальник отдела развития ГМК и химической промышленности департамента промышленной политики Министерства экономического развития и торговли Юрий Деркач.

В конце января, упреждая вздохи-охи заседателей, холдинговая компания Metinvest B.V. огласила итоги своих трудов, согласно которым «в IV квартале2011 г. производство стали сократилось, по сравнению с ІІІ кварталом, на 6,7% (до 3,4 млн т) в результате общего ослабления спроса на рынке металлопродукции».



Нет нужды повторять всем хорошо известный факт, что в руках металлургии «контрольный пакет акций» восстановления (чуть не сказал глупость – «развития») украинской экономики. Снижение производства стале-чугунных чушек цепной реакцией тянет за собой сжатие конечного потребительского спроса.

И хотя сталеплавильщики держат хвост трубой, планируя в марте по сравнению с январем снизить свою силу, что в плавках, на некритичные 0,5% (с трибуны обязательно источать веру в чудо внешней конъюнктуры), ситуация на мировых рынках не располагает к благодушию.

В 2012 году рынок Европы будет для украинских сталеваров и металлопрокатчиков не шибко перспективным. В 2011 г. на ЕС пришлось около 30% общего объема украинского экспорта. В 2012 г. этот показатель, по мнению экспертов, грозится обвалиться до 20%. Причина банальная – прекращение экономического роста в ведущих европейских странах, что ещё наблюдался в гомеопатических дозах до осени 2011 года.

Европейским братьям все последующие годы предстоит заниматься жесткой экономией средств посредством сокращения бюджетных дефицитов. А такая политика, в конечном итоге, угнетает экономический рост. Политика «экономика должна быть экономной» уже сказалась на динамике ВВП в последнем квартале 2011 года. Страны еврозоны выдали ВВП за четвёртый квартал: чуть выше нулевой отметки поднялась только Франция – на 0,2%; но Германия – минус 0,2%, Италия – минус 0,7%. В целом еврозона просела на 0,3%.

Чем противостоять волне?

Можно лишь надеяться на то, что депрессия, под воздействием внешних факторов, усугубленных традиционной неадекватностью властей вызовам времени, будет развиваться не взрывообразно, как это случилось осенью 2008 года. Противостоять новой волне у нас просто нечем. Уж такова структура украинской экономики, которую с любовью к суверенной державе построили эффективные реформаторы. Украину, как последний прицепной вагон состава, летящего во тьму мировой депрессии, будет трясти сильнее других.

Безусловно, замечательно, что власти продолжают бурлить должностным оптимизмом, невзирая на грозные признаки «шухера». Но что им остается делать. И будут ясновельможные наши при любом раскладе горячо уверять избирателей, что если бы не их своевременные рациональные действия, то могло быть ещё хуже. Хотя их жизнелюбие сродни позитивному взгляду на действительность дяди короля-балагура из сказки Шварца «Обыкновенное чудо»: «Когда при нём душили его родную жену, любимую, он стоял возле и уговаривал: потерпи, может, обойдётся». Начальствующие чины будут излучать позитив ещё долго, счастливо и безнаказанно.

Тем же, «кто выжил в катаклизьме» 90-х и осилил его ренессанс 2008-2009 гг., следует пребывать в бодром «пессимизьме». Ибо только он предполагает реальный взгляд на вещи.

Как «пересичному» смягчить неминуемые удары судьбы? Опыт человека, пережившего уже два поколения ненькореформаторов, подсказывает, что прежде всего не следует ввязываться в процентные отношения с банками. Боже вас избавь от подобных поползновений, что бы вам сии «гобсеки» ни плели про выгодный процент. Депозиты, однозначно, обнулить и уйти в долларовый кэш. «Зеленый» будет расти до последнего вздоха мировой экономики. Не следует торопиться с приобретением жилья, если на повестке дня стоит вопрос его покупки. Лежбища скоро здорово подешевеют. Если прицелились купить что-то из дорогостоящей бытовой техники, то не следует откладывать покупку в долгий ящик. Импорт уж точно дешевле не будет, а зарплату, если вы не особа, приближенная ко двору, и далее будут начислять в нацвалюте без курсовой привязки. Кроме того, её ещё ответственно урежут. Хорошо бы купить домик в деревне: и делом полезным на земле займетесь, и без картошки с борщевым набором зимой не останетесь.



Разумеется, эти упреждающие действия не спасут от серьезных проблем, ведь депрессия - это надолго. Однако вы хотя бы не пополните многомиллионную армию обманутых оптимистов-ротозеев, что с 1991 года все надеются получить от государства в личную собственность вклады, сгоревшие в огне капиталистических преобразований.

В идеале, конечно, хорошо бы отделиться от государства и аналогично долгогривой братии с крестами на упитанных животах смело смотреть в будущее. Но подобная благодать не про нас.

Биоорганизмам, свободно дрейфующим в офисах, в первую очередь придется туго. Втюхивать потребителю свои навязчивые услуги станет куда сложнее. Тем, у кого руки растут не из седалишных мозолей, будет полегче. Вообще рекомендую посмотреть голливудское рукоделие «В компании мужчин». Там внятно показано, что мастеровые ребята гораздо легче переносят кризисные явления, чем бойкие менеджеры по продажам всего и вся. Тех, кто умел лишь впаривать покупателю импортный ширпотреб, в считанные месяцы взашей вытолкали за пределы сытой и разнообразной жизни среднего и выше среднего буржуа.



«Не верь, не бойся, не проси» – вот подходящий девиз для простого украинца, решившего выжить вопреки тайным желаниям властей. Надеяться можно только на себя. Проект «Украина» замышлялся не для того, чтобы в державе плодились и размножались граждане.