Церковный откат
15.10.2012 08:00
Сумерки разума

Человечество расщепило атом и столкнуло элементарные частицы. Научилось собирать нанотрубки и производить микропроцессоры. Расшифровало ДНК и создало генномодифицированные организмы. Ступило на поверхность Луны и отправило послание за пределы солнечной системы. Опустилось на океанское дно и проникло в недра земли. Написало мудрые книги и сняло выдающиеся фильмы.

А теперь бывшие граждане одной из самых научно развитых стран мира поклоняются чудотворным фетишам и закупают обереги. Они разбрелись по разным церквям – и чуть ли не на кулаках выясняют, какая из них истинная. Они подарили людям в ритуальных нарядах монополию на истину и духовность. Они с праведно-патриотическим гневом обрушиваются на «безбожников» и с опасением смотрят в сторону бесчисленных толп тех, кто во имя «всемилостивого и милосердного» готов вырезать всех «неверных».

…У меня есть соседка-пенсионерка. За плечами этой ныне простоватой бабульки – два высших технических образования (советских) и кандидатская диссертация на тему синтеза полимеров, должность начальника лаборатории крупного химкомбината. Дома на полках стоят собрания сочинений величайших умов человечества. А теперь она глубоко верующий человек. И верит она вовсе не в то, что современный дружище Христос является вдохновителем творческих людей науки и культуры, и после «перехода в другое измерение» ждет всех их в небесном дискуссионном клубе. Она верит в чудотворные мощи и пояса и вместе со своими бывшими сотрудницами простаивает многочасовые очереди, чтобы коснуться святой реликвии. Хорошая женщина, добрая. Но она уже давно не читает когда-то любимых фантастов Беляева и Азимова, теперь её интересуют рассказы подружек о путешествиях к святым местам…


Как же так вышло, что когда развитые страны, сверкая огнями светодиодов, уверенно шагнули в XXI век буквально, население 1/6 земного шара (и Украины в частности), размахивая хоругвями и потрясая четками, отступило в XIX?

Во многом этому способствовала сама наука. Слишком уж большие надежды на неё возлагались в прошлом XX веке. Мы всерьез полагали, что очень скоро наука сможет всех одеть, накормить, навсегда избавить от болезней и плохого настроения, а возможно, даже подарить нам бессмертие. Вот-вот, ещё немножко, скоро будет сделано это важное открытие! Но наука чуда не сотворила.

И тогда надежда сменилась унынием. А когда к людям приходили болезни, материальные проблемы, череда разных несчастий и смерть, возникали страх и отчаяние. И в такой ситуации люди готовы хвататься за любую соломинку. Они даже готовы отречься от теорий Коперника и Дарвина и уверовать в плывущего на черепахе слона, лишь бы этот слон вылечил им их подагру, паралич, рак. Если какие-то «высшие силы» помогут им сменить полосу сплошного невезения на удачу, если некая особая молитва или заговор избавят сына от непутевой жизни.

Почему же люди, не получающие ожидаемой помощи свыше (а некоторые и снизу), не разочаровываются в религии? И тут ответ очень прост. Жрецы имеют много тысячелетний опыт «поедания» человеческого мозга. Они прекрасно знают не только как «охмурять» свою паству различными обещаниями, но и как потом объяснить, почему эти обещания не исполнились.


Вам снова не везет? Это Господь испытывает вас, чтобы впоследствии вознаградить, крепитесь! Больная старушка умерла? Господь призвал её к себе, помолимся! Дождь так и не пошел? Неисповедимы пути Господни! А знаменитой фразе «по вере вашей воздастся вам» уже две тысячи лет. И всё это время она помогает христианским жрецам снимать с себя всякую ответственность. Ибо если Господь не внял вашим молитвам, значит, ваша вера в него недостаточна, значит, это исключительно ваша вина. Аминь!

А главное, у жрецов в рукаве всегда есть самый козырный туз – это вера в загробное существование. То, что позволяет победить самый сильный страх – страх перед смертью. То, что современная наука рассматривает исключительно гипотетически (возможность существования сознания вне тела как энергетической формы жизни), как перспективы далекого будущего (копирование сознания в компьютер). А жрецы это успешно сулят уже добрых пять тысяч лет. Порою так убедительно, что люди добровольно лишают жизни себя и других, чтобы поскорее перебраться из этой никчемной жизни в ту другую, лучшую…

По дороге к храму

Недавно другая моя соседка крестила своего ребенка. Ребенку полтора года. Меня эта традиция православных и католиков всегда озадачивала, поскольку, согласно Библии, крещение есть добровольное осознанное принятие человеком веры в Христа. А я очень сомневаюсь, что младенцы вообще знают, кто это такой. Какой тогда в этом смысл?

«Крещенные детки здоровыми растут, потому что Богу принадлежат!» - бодро ответила мама. Святая простота! Она не только перепутала христианское крещение (принятие веры) с иудейским обрезанием (посвящение ребенка Богу). Впрочем, это уже проблема тех, кто объяснял ей основы религии. Но зачем ей суть таинства крещения, если оно для неё деградировало до чего-то типа еще одной прививки малышу…

А ведь, помнится, всё так величественно начиналось. Сначала советские почвенники привозили из деревень иконы и старые молитвенники, доставали где-то издания философов «белой войны» и долгими вечерами, с гитарой и водкой, размышляли о вечном. А затем в 1984 году был снят первый из перестроечных хитов – довольно посредственный фильм «Покаяние» (по мотивам комедии Хичкока «Неприятности с Гарри»), в котором ликующая интеллигенция узрела обличающую критику «кровавого палача Берии» и услышала знаменитую фразу про «дорогу к храму». И начала эту самую дорогу искать, активно поддержав идею Горбачева о «возрождении духовности», которая якобы была утрачена за годы «коммунистического режима».


Трудно сказать, чем эта утраченная духовность отличалась от существовавших тогда советских или даже западных морально-этических норм. Разве что заповедью «возлюбите врагов своих». Однако для отечественной интеллигенции воззвание Христа оказалось совершенно неприемлемым, поскольку та никого так и не возлюбила, а напротив – бросалась на своих противников, как стая шакалов. Даже сама церковь все последние 20 лет усердно занимается тем, что сводит счеты со своими прошлыми и нынешними противниками. И уж тем более не спешит прощать и любить врагов суровый рабочий люд. Вот порвать кого-то, сверкая преисполненными верою глазами, это запросто!

Пока интеллигенция, обступив руины закрытых церквей, гневно прощала «сталинский режим», а батюшки ходили по исполкомам и просили вернуть экспроприированную во время революции недвижимость, остальной народ подготавливали к наступающей эпохе чудес. В телевизоре водил руками, заряжая воду и зубную пасту, Алан Чумак, в морге колдовал над покойниками Юрий Лонго, а на стадионах укладывал рядами живых зрителей Анатолий Кашпировский. СМИ пестрели историями о Ванге и рекламными статьями первых знахарей и экстрасенсов, которые в 90-е годы заработали себе неплохие состояния на продаже амулетов, лечении по фотографии и выпрямлении кармы.

Вы спросите, а при чём тут вся эта «бесовщина»? Очень просто. Во-первых, советских людей, выросших в обстановке научного материализма, подобными фокусами постепенно вводили в мир сверхъестественного. К вере в чудотворную икону многие пришли через веру в существование некой неизвестной науке энергетики. Так что церковникам стоит благодарить экстрасенсов за то, что те сделали за них всю необходимую работу – и батюшкам не пришлось устраивать фокусы в стиле «Дня святого Йоргена».

Во-вторых, что стоит особенно отметить, подавляющее число наших внезапно уверовавших соотечественников не интересовалось ни духовностью, ни христианством. Они даже Библию читали лишь отрывками, а евхаристию путали с катехизисом. Народ шел в новооткрытые храмы поставить свечку, освятить яйца, куличи, воду и прочие продукты, поцеловать привезенную чудотворную реликвию, а также совершить ставшие модными обряды крещения и венчания. Многие стали поститься, правда, считая, что для этого достаточно соблюдать вегетарианскую диету.


Но батюшек это ничуть не смущало, ведь паства смиренно слушала их наставления и указания, а это главное. Небольшой набор стандартных ритуалов и догм – вот и вся религия. Церковь не стала утруждать себя поисками своего места в третьем тысячелетии, нет. Она просто стала себя вести так, словно на дворе вновь наступило XIX столетие.

Однажды много лет назад я присутствовал при отпевании покойного. После обряда батюшка с негодованием набросился на меня за то, что совершаю крестное знамение, «как католик». Я ему в ответ заметил, что Господу это совершенно всё равно, и сейчас не времена Хмельницкого, чтобы устраивать из-за этого драму, а вот что я ни слова из его беглого чтения не понял, это довольно некрасиво. В общем, моё православие в тот день завершилось.

Но и рекламировать отечественный протестантизм я не стану. Да, он лишен устаревших и бессмысленных обрядов, в нем нет фетишизма, и прихожане хотя бы не путают Марию Магдалину с матерью Иисуса. Однако и там почему-то не видно ни традиционной духовности, ни современного духа высокотехнологичного научного века, а только краткий курс библейской истории и стандартные беседы-проповеди из методичек.

Словом, «возрождение веры» в нашей стране стало эдакой пародией на христианство, каким-то славянским вуду под руководством святых отцов, озабоченных лишь вопросами открытия новых храмов, продажи свечей и сбора пожертвований.

И тем не менее, религиозность общества стремительно росла. Думается, что у этого явления есть две причины. Первая – ухудшение качества жизни. С конца 80-х годов по народу стали один за другим бить кризисы: дефицит, развал страны, рост криминала, безработица, финансовый кризис, снова финансовый кризис, «покращення». Это сопровождалось материальными проблемами, которые порой срывали людей с насиженных мест, доводили их до отчаяния и стрессов. А медицина деградировала настолько, что помощь больному скорее могла бы оказать бабка-шептуха, чем врач городской поликлиники.

И чем больше у человека возникало неразрешимых проблем, тем сильнее становилась его вера. Ну а на что ему ещё оставалось надеяться?


Вы – нам, мы – вам!

Разумеется, никакого «возрождения» не произошло бы, не будь на то воли власти. Если до середины 80-х бюрократическая машина вела атеистическую пропаганду научного коммунизма, то после она стала активно воцерковываться и демократизироваться. Уже в середине 90-х первые лица постсоветских республик замаячили в христианских храмах, а за ними тут же потянулись губернские и районные чиновники. В исламских регионах чиновничья братия краснобаев с таким же усердием билась лбами об пол мечетей.

Власть помогала концессиям «возрождаться» не только своим присутствием и покровительством. Христианам и мусульманам стали возвращать здания старых храмов и мечетей, а также помогать строить новые. Нередко сбором средств «на храм» руководили местные власти или общественные фонды, а на постройку выделялись бюджетные средства. Нередко храмы оформлялись как коммунальная собственность города, за ремонт и эксплуатацию которой город и платил.

Именно с разрешения (а часто и по инициативе) властей на советском (а затем постсоветском) пространстве началась активная религиозная агитация. Включая т.н. уроки религиоведения (в разных республиках они называются по-разному) в школах, допуск священников в тюрьмы и армию. Кое-где даже были приняты законы, лоббирующие интересы «государственной церкви» (в России) или попытки создать такую (в Украине). Церковников наделили экономическими льготами, их интересы поддерживают различные ветки власти. Порой доходит до абсурда, когда, к примеру, Хамовнический суд Москвы назвал торговлю в православных храмах «взаимным безвозмездным одариванием по рекомендованной цене».

Показательной была реакция российской политико-бюрократической машины на череду скандальных историй вокруг РПЦ: все выпады в сторону церкви немедленно связали с «заговором против России», появились замысловатые версии об агентах ЦРУ и т.д. Впрочем, не менее политизированной и повязанной с властью является украинская церковь – точнее, церкви, поскольку только православных у нас аж три штуки. Все мы помним, как носились с идеей создания «единой державной церкви» украинские президенты.


Заметим: согласно законодательству, церковь и в России, и в Украине отделена от государства. Ни одна конфессия не может претендовать на роль «государственной» и получать помощь государства для своей рекламы в государственных учреждениях (школы, тюрьмы, армия). Никому не возбраняется посещать церкви и мечети, но только как частным лицам. Но эти законы откровенно игнорируются. Власть и религия вновь «спелись» друг с другом и, возможно, лишь ждут удобного момента, чтобы вновь узаконить свой союз, как это было до революции.

Интересы церкви понятны – она всегда была лояльна власти, поскольку искала её поддержки. Веками церковь воспевала здравницы российским императорам, а уже в марте 1917-го торжественно возвестила о «падении цезарепапизма». Пройдет год – и в церкви появится движение «обновленцев», поддержавших советскую власть. После 1943-го церковь зауважала Сталина, с началом перестройки прокляла «большевистский режим» и канонизировала «царя-мученика».

Украинские же церкви, выросшие тут в 90-е годы, как грибы после дождя, вообще мало заботятся о душах своей паствы. Большая часть их громких заявлений имеет чисто политический характер, порой очень далеких от вопросов религии. Вообще, создается впечатление, что все эти «автокефалы» и т.д. не религиозные организации, а экзотические политические партии…

Что получила от «возрождения веры» власть? Как известно, союз религии и власти объясняется очень просто: пока одни морочат людей, другие ими успешно правят (а третьи на них эффективно наживаются). Но подобный симбиоз существовал в прошлом (в Российской империи), уже в XX веке роль религии в политике резко упала в большинстве развитых государств мира. Зачем нужно было возвращаться к практике прошлого в конце 80-х годов, когда Советский Союз еще был просвещенным государством, в котором власть не нуждалась в помощи жрецов? Зачем было организовывать кампанию по превращению людей в суеверное стадо?


Неужели уже тогда власть знала, что очень скоро наступят времена, когда население можно будет удерживать в повиновении только «страхом божьим», а избирателей охмурять сказками про «Третий Рим» и «соборну церкву»? Но эту тайну устроители той трагедии заберут с собой в могилу. В которую они лягут под громкий траурный звон всех колоколов…

Виктор Дяченко
Новости Украины - From-UA