Между Ангелой и Бесом: роль Киева в новой Европе
17.06.2014 08:00

События 2014 года навсегда изменили не только украинское государство и украинское общество. Они нарушили всё политическое и экономическое устройство Европы, созданное за последние два десятилетия, после распада СССР. И даже пошатнули всю мировую систему международных отношений…

Война или мир?

Фундаментальный вопрос, на который должна дать однозначный ответ вся Украина – по какому принципу строить теперь дальнейшие отношения с Россией? Прежнему «братству» и «тесным партнерским отношениям» пришел конец, это понятно. Делать вид, что ничего не произошло, просто не получится, даже если очень сильно захотеть. Даже если Россия и уберет из Донбасса своих «туристов», то добровольно Крым она Украине не вернет. И принадлежность полуострова еще долго будет являться главной причиной далеко не добрососедских отношений Киева и Москвы.

На этот вопрос, казалось бы, существует целых три ответа. Первый: официально объявить Россию агрессором и захватчиком, после чего полностью разорвать с ней политические отношения и свести к минимуму экономические. Объявить возвращение Крыма приоритетом украинской политики и национальной безопасности. Полностью переключить внешний вектор на Запад, отгородившись от России, в буквальном смысле, широким рвом.

Однако необходимо понимать, что для осуществления такого плана необходимо тотальное реформирование всей Украины, всё ещё неготовой к настоящей конфронтации с Россией. Подобного сценария будут избегать многие политики и многие олигархи, многие чиновники и силовики, его не поддержит немалая часть населения. Украинцы пока что проявляют свой патриотизм в основном на митингах и в блогах, и не все из них готовы пожертвовать чем-то ради державы. Среди них все ещё преобладают не мысли «как нам победить врага?», а фантазии «кто бы защитил нас от врагов?».

Второй вариант: любой ценой добиться мира с Россией, заново выстроить с ней систему тесных отношений в экономике и политике. Такой ценой будет официальное согласие Киева на переход Крыма в состав РФ, выполнение ряда политических требований Кремля (новая конституция, двуязычие, федерализация и т.д.), фактический отказ от евроинтеграции и членства в НАТО, переориентация основного вектора на восток. Взамен Украина получила бы мир на Донбассе и стодолларовую скидку на газ, а также рынок Таможенного Союза для своих нехитрых товаров.

Подобный сценарий удовлетворил бы тех украинских олигархов и политиков-олигархов, чей бизнес зависит от российского газа или российского рынка сбыта – возможно, даже, нового президента Петра Порошенко. Аплодировали бы такому сценарию и на востоке страны. Поэтому его вероятность довольно высока, особенно если остальную часть украинцев убедят с помощью «зомбо-ящика» в том, что по-другому Украине не выжить.

Однако существует немало политиков, бизнесменов и просто украинцев, которые воспримут такой шаг как измену. Кроме того, такую капитуляцию Киева не поймут на Западе. И это грозит новому президенту третьим Майданом. Учитывая, что на первом только стучали в бочки, а на втором уже бросали бутылки с бензином и стреляли из ружей, третий Майдан вполне может вылиться в танковое сражение на Крещатике, а это совсем не нужно украинской власти.

Наконец, третий вариант, чисто такой украинский: оставить отношения с Россией неопределенными, «ни войны, ни мира», что позволило бы Киеву, с одной стороны, не втягиваться с Москвой в настоящий конфликт. Не проводить нежелательные реформы, не нести нежелательные потери, не идти на нежелательные уступки - и даже попытаться спасти экономические отношения. А с другой, продолжать засыпать её нотами протеста, требовать возвращения Крыма, обвинять Москву в «газовом шантаже» и получать полную политическую и экономическую поддержку Запада. Такой вариант предусматривает и евроинтеграцию Украины, хотя про НАТО в этом случае нужно забыть.

Такая неопределенность, в какой-то мере устраивающая все стороны украинского общества, является наиболее вероятным решением новой, теперь уже полностью легитимной власти страны. Протянуть несколько лет, успешно мороча голову всем – России, Западу, украинцам, будет вполне возможно. Правда, финал этой истории видится не слишком оптимистическим, поскольку «многовекторность» никогда не доводила Киев до добра…

Что скажет White House?

Впрочем, то тяжелейшее положение, в котором оказалась Украина, даже самого закоренелого ура-патриота убедит в том, что сейчас она не способна 100% самостоятельно выбирать свою судьбу. Ибо в силу этого положения и собственной слабости очень сильно зависит от действий своих врагов и союзников – гораздо более сильных во всех отношениях.

Вообще, существует мнение, что события в Украине – это следствие борьбы между Россией и Западом. Как во времена холодной войны Москва и Вашингтон бодались друг с другом на территориях третьих стран, так и сегодня они меряются амбициями на территории Украины. Будучи втянутым в этот процесс практически насильно, Киев не может его остановить и послать обе стороны в известном направлении. Он может лишь выбирать, к какой из них присоединиться, и посильно вносить в ход событий свои небольшие поправки.

Однако стоит уточнить, что Запад большой, так что это понятие весьма растяжимое. Запад - это и Европа, и Новый Свет, и даже Израиль с Турцией. Устанавливающие правила сверхдержавы и выполняющие их посредственные «карлики», страны с разными и общими интересами. Часть из них, вместе с США, поддерживают борьбу с Россией. Часть принимает в ней участие вынужденно, с неохотой. Есть страны, которым она невыгодна и неинтересна. Есть и те, которым вообще нет дела ни до России, ни до Украины.

Что стало причиной нынешнего конфликта? По одной из версий, Запад в целом был удовлетворен ролью России как «бензоколонки Европы», которая своим экспортом (сотни миллиардов долларов ежегодно) участвует в обеспечении эмиссии кредитов американских и транснациональных банков. До последнего времени система, кажется, устраивала всех. Однако затем одна из сторон нарушила баланс, позарившись на большее. И до сих пор лишь можно гадать, что именно было этим «большим». Может быть, Запад и Россия не поделили саму Украину, 23 года находившуюся в неопределенном состоянии. А может быть, что-то иное, а кризис в Украине стал следствием этого конфликта.

Если предположить, что Россия хотела получить под свой контроль всю Украину, то Путин сделал огромную ошибку, когда решил аннексировать Крым. Обозлив этим добрые 2/3 украинцев – а «сепаратистов» негативно встречают уже в Днепропетровске и Запорожье, – он просто настроил их против России и себя лично. Теперь ни о каком полюбовном союзе, ни о каком добровольном вступлении Украины в ТС не может быть и речи. В лучшем случае – перемирие и нейтралитет. Хотя, если его целью было лишь ущипнуть уходящую в Евросоюз Украину за хвост и выдернуть из него Крым и, возможно, Донбасс, то он почти добился своего.

Вопрос в том, чего добиваются США? Оказывая Украине наибольшую политическую и экономическую поддержку, Вашингтон стал в этом конфликте основным союзников Киева. Думается, что если бы не Белый дом, то Украина не получила бы от Евросоюза ничего, кроме «глубокой обеспокоенности» Ангелы Меркель.

Есть и другой вопрос: являются ли санкции Запада против России помощью Украине или же украинский кризис стал лишь поводом для политической и экономической атаки на Москву? Ответ на него мог бы пролить свет на будущее всей географической Европы, однако пока что об этом можно лишь гадать. Большая политика умеет хранить свои тайны…

О, дивный, новый мир!

Если сложить украинские капризы с интересами Запада, то остается всего два варианта развития событий. Третий - полное примирение Украины с Россией ценой любых уступок - теперь отпадает не только потому, что может привести к третьему Майдану, но и потому что с этим не согласится Запад. А если Киев все же пойдет против «мировой общественности», то она может запросто перекрыть ему финансирование. Мол, решили вернуться к России – ну вот пусть она вас и содержит!

Между тем Россия теперь тоже вряд ли сможет втянуть украинскую экономику в свой ТС. Её экономические потери огромны: олимпиада, Крым, санкции Запада, падение биржевых индексов и курса рубля. Возможно, именно поэтому Путин оказался от идеи аннексии Донбасса – как же накормить шесть миллионов оболтусов, которые буквально разрушают собственную экономическую систему, грабя банки и захватывая заводы?! Ну хорошо, «национализировали» они комбинат, а дальше что? Куда и как они будут экспортировать его продукцию?

А Россия сама озабочена своим экспортом, ей нужно его наращивать, а для этого иметь хорошие отношения как с покупателями, так и с транзитными странами. В такой ситуации вариант жесткой конфронтации с Украиной ей никак не нужен. Раз уж не получилось быстро захватить этот мост между Россией и Европой, то нет смысла устраивать на нем войну.

Европа тоже не хочет, чтобы украинцы перекрывали газовую трубу или создавали проблемы на транзитных магистралях. Даже если в интересах ЕС немного поколотить русского медведя санкциями. Логика проста: санкции могут сделать Москву несколько сговорчивей и уступчивей, может быть, даже снизят цены на нефть и газ, получать которые в Европе хотят исправно. По крайней мере, пока американцы не начнут поставки своего обещанного сжиженного газа.

Таким образом, Украина не станет новым железными занавесом между Россией и Европой. Тем более, что нет никакого смысла делать занавес, который запросто обходится с севера и юга. Нет, скорее, это будет эдакий блокпост, во всех смыслах этого слова. Будет транзит, но будут и придирчивые насупленные «хохлы», так и норовящие устроить какие-нибудь проблемы «москалям».

Будет и новая газовая война, в сценарии которой недавно произошли неожиданные серьезные изменения: благодаря «сепаратистам» начали останавливаться многие предприятия на востоке страны, являющиеся основными потребителями российского газа. Кроме того, среди украинских политиков, где «донецкие» потеряли свой прежний вес, появилось мнение, что промышленные олигархи могут и сами добывать газ для своих предприятий, не нагружая этой проблемой государство…

Более далекие перспективы Украины определил не только нынешний конфликт с Россией, но и политический разгром регионалов и коммунистов, который наверняка завершится досрочными парламентскими выборами, после чего в стране просто не останется парламентских пророссийских партий. А это означает, что эпохе «двухвекторности» всё же придет конец. Даже в случае постепенного примирения с Россией, Украина продолжит уверенно двигаться в направлении Европы.

И вот тут российская политика 2013 года запугивания Украины экономических крахом для «промышленного Востока», а также нынешний сепаратистский мятеж этого Востока, неожиданно обернулись против Москвы. Если Киев сделает из нынешнего кризиса правильные выводы, то он сам будет заинтересован в том, чтобы зависящие от России предприятия Востока, не способные переориентироваться на вектор евроинтеграции, превратились в груды лома. Таким образом, будут отсечены большинство веревочек, за которые Украину годами дергала Россия.

С чем же останется Ненька? Думается, что вопреки пророчествам о голодающих украинцах, греющих озябшие руки у печек с кизяками, страну ожидает несколько более оптимистичное будущее. На этот раз полностью зависящее от Запада…

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA