Антикоррупционное бюро: как победить коррупцию по методу Бендера
13.01.2015 12:59

Это пророческое выказывание Уинстона Черчилля оказалось столь же истинным, как и то, что главные коррупционеры во власти больше всех рассуждают о борьбе с коррупцией.

Буквально в ближайшие недели в Украине полноценно заработает «Антикоррупционное бюро», споры о котором не утихают с февраля. Шокированные отсутствием денег для бюро в первоначальном проекте бюджеты Сергей Лещенко и Егор Соболев даже грозились заблокировать парламентскую трибуну. В итоге президент их услышал и дал отмашку начать бороться с коррупцией за 300 млн. в год под руководством… Михаила Саакашвилли?.. 

«Антикоррупционная бюрократия»

Заниматься дележом финансовых потоков и портфелей – это, безусловно, удел старой, «бандитской» власти, тогда как новая «демократическая», разумеется, озабочена совсем другими вопросами и расставляет приоритеты по-новому… Месяц торгов за кресла в правительстве, затем еще пара недель боёв за комитеты – беспрецедентных, надо сказать, так как даже при «диктатуре Януковича» оппозиции отдали с десяток комитетов против одного сейчас – и теперь «можновладці» добрались до «Антикоррупционного бюро».

На волне предвыборного популизма, еще 14 октября, депутаты приняли закон «О национальном антикоррупционном бюро Украины», в соответствии с которым за бюро закрепляется квота в 700 сотрудников и 7 региональных представительств. Основная декларируемая функция – расследование коррупционных преступлений в высших эшелонах власти. Орган подотчетен президенту, и именно президент с согласия парламента назначает или увольняет директора антикоррупционного бюро.

После принятия закона в середине октября антикоррупционная тема буквально исчезла – большинство тех «общественников», которые видели себя в этом органе, благополучно прошли в Раду. О бюро вновь вспомнили после появления в кулуарах первого варианта бюджета, в котором на государственных борцов с коррупцией денег не заложили.

Нардеп от «Блока Порошенко» Сергей Лещенко предостерег кабмин от «кидка» «антикоррупционщиков» апокалиптичным прогнозом: «Это обернется катастрофой, потому что срыв запуска Антикоррупционного бюро может заблокировать предоставление финансовой помощи с Запада».         

Тотчас подключился и «общественник» Егор Соболев, который прошел в Раду по спискам «Самопомощи», попутно разругавшись со своей предыдущей партией «Воля». Соболев еще с февраля старался максимально присутствовать в «люстрационной» и «антикоррупционной» темах, и именно его (правда, до получения депутатского мандата) раньше считали главным претендентом на кресло главного борца с коррупцией.

19 декабря депутат опубликовал якобы уже утвержденную в минфине смету на 119,6 млн. грн. для удовлетворения «минимальных» годовых потребностей Национального антикоррупционного бюро. Особую гордость за новое качество государственной политики ощущаешь, глядя на сделанную от руки приписку «112 млн. грн. – Национальное агентство по предотвращению коррупции».

Несмотря на то, что в суммарный бюджет уже почему-то двух государственных органов должен составить около 232 млн. грн., коллега Соболева Сергей Лещенко продолжал называть цифру 300 млн. грн.: «Вчинений галас не минувся дарма. Джерела розповідають, що на Національне антикорупційне бюро наступного року планують видатки в розмірі 300 мільйонів гривень. І це той випадок, коли я радію витратам з бюджету». О причинах своей радости бюджетным расходам, равно как и о природе расхождения в суммах (всё-таки 232 или 300 миллионов?), депутат не сообщил.      

Приглашенная звезда

Появление сразу двух антикоррупционных институций, вероятно, является следствием договоренности президента и премьера. «Бюро» де-факто подконтрольно Петру Порошенко, тогда как «агентство» создается правительством и ему же подчиняется.   

Что касается руководителей обоих органов, то пока что отечественная борьба с коррупцией прямо-таки обезглавлена. Однако по заверениям Владимира Гройсмана, в январе этот вопрос решится. И вот 22 декабря вдруг появилась новость о высоких шансах экс-президента Грузии (невъездного в свою же страну – никого не напоминает?) Михаила Саакашвили стать главой украинского антикоррупционного бюро.  

Новость запустил редактор одиозного сайта «Цензор.нет» Юрий Бутусов, снабдив ее собственной похвалой Саакашвили: «Я считаю кандидатуру Саакашвили наилучшей в виду огромного внешнеполитического резонанса и влияния Михеила как неординарной личности в мировом масштабе. Это был бы важный сигнал для инвесторов, которые получили опыт работы в Грузии, которые знают, как Саакашвили защитил права бизнеса и инвесторов в Грузии. Это был бы человек, который для Европы и Америки уже является символом успешных реформ в постсоветских странах». 

Сам же Бутусов был включен по квоте Арсения Яценюка в состав конкурсной комиссии, которая и будет выбирать главу бюро. Кроме журналиста в нее вошли правозащитники Иосиф Зисельс и Евгений Захаров, профессора Александра Яновская и Ярослав Грицак, а также председатель Меджлиса Рефат Чубаров. Еще троих членов в комиссию должна делегировать Верховная Рада, однако уже назначенная шестерка имеет право принять решение, не дожидаясь полной комплектации органа.

Грузинские дипломаты еще в начале декабря предупредили Украину о крайне негативных последствиях для межгосударственных отношений, в случае если Саакашвили получит какую-либо должность в украинской власти. Однако на данный момент кандидатура экс-президента Грузии выглядит безальтернативной (как и подобает при «развитой демократии»).

От Бандеры до Бендера

Подозрительное молчание хранит одна из авторов «антикоррупционной темы» Татьяна Черновол, которая с марта по август 2014 была правительственным уполномоченным по борьбе с коррупцией. Черновол вместе со своей бандой (государственными служащими ее команду не назовешь, а популярное слово «волонтеры» уж совсем несовместимо с их родом деятельности) неоднократно становились героями резонансных историй. «Отжатие» вертолета у Евгения Червоненко, несанкционированный обыск в доме Натальи Королевской – методы работы Черновол как нельзя кстати подходили для постреволюционной эйфории.

Однако «налеты» – это слишком мелко для столь известной «журналистки», получившей наряду с экс-министром Дмитрием Булатовым статус «мученицы Майдана». И где-то ближе к лету Татьяна Черновол взяла на вооружение тактику Остапа Бендера из знаменитого романа «Золотой теленок». Смысл операции чрезвычайно прост: находишь предприимчивого дельца, расследуешь его схему, а затем за небольшую плату продаешь ему его же дело. Для особо несговорчивых – припугнуть жертву с помощью намекающее обличительного блога на УП или поста в фейсбуке.

Когда в жарком августовском воздухе запахло досрочными выборами, Татьяна Черновол пошла ва-банк, объявив о своей отставке ввиду категорической невозможности работать в «команде гиен» Арсения Яценюка. Вышедший на «Украинской правде» блог, в котором журналистка разоблачала схемы приближенных к премьеру политиков-бизнесменов, был адресован только одному человеку.

И тот ее услышал. «Антикоррупционный шантаж» сработал, и Татьяну Черновол пригласили возглавить эту «команду гиен», включив в список «Народного Фронта». И не просто «включив», а предоставив общественной активистке второе место – аккурат между Яценюком и Турчиновым.

И вот теперь новоиспеченный народный депутат потеряла всякий интерес к своему «антикоррупционному детищу», ведь для нее действительно началась жизнь по-новому. Поучительная история, раскрывающая суть отечественной борьбы с коррупцией. Так сказать, не можешь победить – возглавь…

Антон Авксентьев
политолог