Кошмарный бал гражданского общества
01.04.2015 08:07

Кто сказал, что вожделенное «гражданское общество» - это обязательно что-то хорошее? Любая террористическая или просто больная какими-то идеями группа попадает под определение «неправительственная организация». При этом еще и некоммерческая. Такие группы занимаются просветительской деятельностью, воспитывают молодежь, обмениваются разного рода методическими пособиями и принимают активное участие в жизни страны. Некоторые настолько, что с ними даже торгуются по поводу вхождения в структуру Министерства обороны. То есть они действуют подобно благотворительным, волонтерским и даже экологическим организациям, которые обычно и подразумевают под «гражданским обществом».

Аполитичный и инертный гражданин, проводивший дни свои в раздумьях, что бы еще украсть, годами был настоящим бичом Украины, объектом порицания и осуждения. Равно как и бурная, но не приводящая ни к каким положительным последствиям деятельность власти. Истинным движителем в развитии общества считались люди с большими сердцами, стремящиеся накормить всех бездомных собак и за один раз собрать мусор, старательно вносимый в почву всеми остальными. Случившаяся вдруг революция вынесла такой тип поведения в образцовые. Да и сделана была в основном «гражданскими активистами». А далее, на фоне все такой же бурной, но еще менее полезной активности власти, «гражданское общество» все больше и больше стало подменять собой государство.

Но поскольку по определению это лишь способ самоорганизации людей без государства, то совершенно логично усилились как «хорошая», так и «плохая» стороны гражданской активности. Пока одни благородно красят перила и собирают на лечение тяжело больных, другие создают частные армии, вершат скорый суд и расправу над «врагами народа» или просто несогласными. Устанавливают контроль над потоками контрабанды. Налаживают добычу полезных ископаемых. Рубят лес. Да мало ли чем без лишнего благолепия можно заняться в свободной стране гражданскому активисту. Особенно если у него есть автомат.

Кстати, все эти метаморфизмы имеют один любопытный побочный эффект. Сначала восставший без определенных целей народ определил для себя власть не просто как досадное обстоятельство, но как исполнение заветных желаний. Победившее меньшинство упорно доказывало себе и окружающим, что под давлением общества власть стала демократической и социально ответственной одновременно. А народ сам хочет упражняться в стукачестве, воевать, слушать ложь с телеэкранов. Это проявление свободы его воли, выбор, а не навязанное извне. Затем доказательства превратились в догму. Победившее меньшинство знает, что все совсем не так, но, побивая всех, кто высовывается догматами о непогрешимости власти и собственной любви к Украине, стремительно прибирает ее к рукам.

Промежуточный результат такой активности – параллельная жизнь, влиять на которую государство способно все меньше и меньше. Да и что такое государство? Колоссальные долги, повышение коммунальных тарифов в среднем на 200%, жизнь пенсионеров на полтора доллара в день и абсолютное непонимание того, куда идти дальше и как распутывать колоссальную вязанку наломанных косяков. Милиция, которая не защищает, армия, которая не воюет, бюджет, которого не хватает. И Большой государственный герб, которого просто нет.

Неорганизованные граждане, ощутив всю прелесть момента, как сумасшедшие ринулись убивать животных, вылавливать последнюю рыбу и раков, выкашивать первоцветы, выкачивать до капли березовый сок, рубить лес, дергать оставшийся металл и завозить мусор на самые отдаленные поляны и лужайки. В плане реформаторских устремлений власти это такие же плохие партнеры, как и организованные молодые мужчины в пятнистой одежде. А вот «гражданскому обществу» они не помеха, поскольку перед ним стоят задачи строительства своей собственной системы власти, где управа найдется на всех. Некто Коломойский И.В. даже показал, как это можно делать профессионально и безо всяких референдумов. Вы думаете, такой человек не смог бы организовать охрану общественного порядка и сбор налогов на вверенной ему территории? Я вас умоляю!

Но Коломойский – это просто яркий пример. О том, что происходит в других регионах, можно узнать, только посетив их. Или попытавшись наладить там бизнес. Будем честны, государство не состоянии остановить дальнейшее развитие «гражданского общества». Поэтому этот процесс надо возглавить, сделав вид, что волевым решением власть и деньги передаются «на места». Например, по итогам местных выборов. И одновременно с правительства снимается всяческая ответственность – кроме ответственности за регулярное получение установленных откатов в центральный бюджет.

Можете называть это экономической федерализацией, можете приведением системы управления в соответствие с действительностью. Но нет смысла делать вид, что правительство и президент что-то реально решают в жизни, скажем, Волынской области. Не говоря уже о Донецкой и Луганской. Или пуще того, Днепропетровской. Есть здесь и глобальный аспект. Например, становится куда как проще говорить с оловянноглазыми эмиссарами МВФ. Не повышают цену электричества для Запорожской области? Так у них там АЭС, как же мы им прикажем. Надо продать землю предков за долги? Не можем, поскольку нам местная община не дает. Грозится башку отстрелить.

Всем сразу становится гораздо лучше, чем было. Под шумок можно даже вступить в продуктивные переговоры с ЛДНР, поскольку непризнанные республики становятся уже не особенными, а одними из многих. Нищета, коррупция и беспредел так и останутся привычными явлениями, но это уже будет не государственной проблемой, а местной. Зато главный феодал будет следить, чтобы никто не прятал деньги, а перечислял их на благо региона. Ну, и немного на его собственное благо. Опять же, выполнение Европейской хартии местного самоуправления, стремительное приближение к Европе. Гарантия «политической, административной и финансовой независимости органов местного самоуправления».

В этом предложении нет ничего утопического. К сожалению, политического общества, включающего в себя органы власти, политические партии и государственную экономику, у нас не сложилось. Поэтому, как говорил первый президент Украины, «маємо те, що маємо». Тем более что в ближайшие годы «гражданское общество» все равно будет править свой кошмарный бал по городам и весям, выводя из-под контроля Киева все больше и больше пространства, хочется это кому-то или нет.

Дмитрий Заборин
специально для Новости Украины - From-UA