День Победы: по-сталински или по-европейски?
07.05.2015 08:07

Украинский парламент в апреле принял решение об установлении 8 мая Днем памяти и примирения, а также о сохранении 9 мая Днем победы над нацизмом. Таким образом, украинские власти нашли «соломоново» решение в вопросе выбора советской или европейской даты празднования окончания Второй мировой войны. Как это и раньше бывало в истории постсоветской Украины, выбор сделан в пользу дальнейшей балансировки между двумя идейными векторами. Только вот условия для этой балансировки становятся все менее подходящими.

Два мира, две даты

Вариант перехода от празднования советского Дня победы 9 мая к его европейскому аналогу Дню памяти и примирения 8 мая спорадически обсуждался в украинском обществе. Но по инерции решение этого вопроса откладывалось на потом.

В частности, вариант с переносом празднований на 8 мая рассматривался в период правления президента Виктора Ющенко. Но, как и многие другие инициативы того периода, это начинание осталось в сфере рассуждений.

Стоит отметить, что в Европе, особенно во Франции, 8 мая празднуется День победы, но его значение ближе к «дню памяти», чем к дню воинской славы.

История с двумя датами празднования уходит своим корнями в 1945 год, когда гитлеровцы дважды подписывали акт о капитуляции. Первый раз это произошло 7 мая, и вступившую в силу 8 мая капитуляцию принимали западные союзники, к которым присоединился советский представитель. Второй раз акт о капитуляции немцы подписывали 8 мая уже с командованием советских войск, к которому присоединились представители западной коалиции.

Дело было в том, что Сталин возмутился подписанием капитуляции в Реймсе, при котором ведущую роль играли англичане и американцы. Он отказался признать этот акт, потребовав нового подписания и попросив союзников не делать официальных объявлений до вступления в силу акта о капитуляции от 9 мая.

Затем эти две даты стали символически обозначать разное видение итогов Второй мировой войны: советское и «натовское». Таким путем календарный вопрос превратился в идеологический спор.

Сегодняшний дрейф Украины от советского прочтения событий Второй мировой войны к ее европейскому видению закономерно ставит вопрос о том, когда праздновать День победы. И ситуация на Донбассе только ускорила ход принятия решений по этому поводу.

Чем стал плох День победы?

Еще задолго до событий в Крыму и на Донбассе Российская Федерация сделала ставку на «приватизацию» победы. Государственная пропаганда стала вбрасывать в массовое сознание тезисы о том, что именно Россия, а не СССР, победила во Второй мировой войне. Наряду с этим говорилось о якобы ничтожном вкладе других союзных республик в победу над нацизмом. Муссировался тезис о якобы высоком проценте коллаборантов в украинской среде и практически полном отсутствии таковых на территории России.

В таких условиях День победы стал все больше превращаться в праздник современной российской военной и политической мощи. Путин и его окружение уже не столько вспоминали события 1941-1945 годов, сколько думали о дне сегодняшнем и грезили о будущем. Сначала было непонятно, что они точно имели в виду, но затем ситуация стала проясняться.

При таком раскладе украинская сторона могла бы совсем отказаться от празднования 9 мая и, образно говоря, перейти на отмечание Победы «по Гринвичу». Но условия для отказа от советской символики еще не созрели. Даже невзирая на наспех принятый закон о декоммунизации, украинская элита еще не может предложить обществу полноценную замену памяти про Красную Армию, красный флаг и советских солдат под рейхстагом.

В нашем постмодернистском обществе многие вещи трудно понять сходу. Вот и в рядах сил Антитеррористической операции воюет немало ветеранов Советской армии, для которых является праздником именно 9 мая, а не мутный день памяти 8-го числа. Позицию этих людей тоже стоит учесть.

Поэтому украинские власти продолжили принятый еще при Кучме курс на идеологическую «многовекторность». Было принято решение предложить два праздника в одном, совместить память и победу, примирение и славу, скорбь и траур.

Рабочий День памяти

Итак, согласно указу президента Петра Порошенко, 8 мая в Украине вводится новая памятная дата - День памяти и примирения.

Новый памятный день устанавливается для "чествования подвига украинского народа, его выдающегося вклада в победу Антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне, выражение уважения всем борцам против нацизма, увековечение памяти о погибших".

Власти удержались от возможности подарить украинцам еще один выходной день в первой декаде мая. В таком случае эта часть месяца осталась бы практически без рабочих дней.

"8 мая не будет выходным днем. Это день памяти, а 9 мая остается выходным", - пояснил заместитель главы Администрации президента Украины Ростислав Павленко.

Таким образом, Украина будет праздновать окончание Второй мировой войны два дня. Первый день это будет происходить вместе с пресловутыми европейскими союзниками, а второй – вместе с Россией и Беларусью. Учитывая сегодняшний характер отношений с Россией, такая ситуация вызывает усмешку. Но таковы реалии нашей постсоветской Украины, в которой патриоты так до конца и не определились, к каким символам обращаться в качестве своего первоисточника.

Дрейф в сторону от 9 мая имеет еще одну причину. Надо признать, что из поколения воевавших в живых сейчас остались лишь единицы. Тем весьма немногим, кто встретил войну в 18-летнем возрасте, должно быть не менее 92 лет, близко к 90 уже и тем, кто был призван в 1945 году.

По данным украинских общественных активистов, живых ветеранов той войны осталось примерно 30 тысяч. Их участие в праздновании невелико или, говоря точнее, символично. День победы постепенно превращается в обычный исторической праздник, уходя от своей атмосферы «праздника со слезами на глазах». Возможно, что в этом кроется еще одна причина неактуальности празднований именно 9 мая…

Федор Михайловский
Новости Украины - From-UA