Почему Путин слил Новороссию?
02.06.2015 20:59

Проект «Новороссия» заморожен во исполнение Минских соглашений, заявил «председатель объединенного парламента ЛНР-ДНР», бывший украинский нардеп-регионал Олег Царев. Озвучив то, что уже и так было очевидным, он всё же ошарашил этим своих единомышленников.  Многие из сепаратистов отказывались ему верить и пытались уверять самих себя, что «Новороссии быть» и «скоро войдем в Мариуполь». Некоторые из сепаратистов даже попытались этому возражать, но они были быстро выведены из игры…

Скрипач не нужен!

23 мая в Луганской области в засаду попал кортеж Алексея Мозгового, одного из самых известных и харизматических командиров сепаратистского «ополчения». Его смерть не стала неожиданностью: о том, что Мозговому не жить, уже несколько месяцев говорили многие, о том, что ему угрожают, неоднократно признавался и он сам. Сенсацией было лишь одно – эти угрозы он получал от «своих», со стороны лидеров ЛНР-ДНР и даже, возможно, из самой Москвы, и вот они оказались не пустым звуком.

Поэтому сразу же после известия о его убийстве пропагандистская машина «СМИ Новороссии» оперативно начала навязывать общественности версии ликвидации Мозгового то силами разведгруппы ВСУ, то руками неких проукраинских партизан, и даже выдала версию о причастности к этому ЦРУ! Версии сыпались одна за другой, вперемешку с заявлениями неких «соратников Мозгового», которые в лучших совковых традициях клялись отомстить врагам за погибшего товарища.

Было сделано все, чтобы этим информационным поносом срочно залить-заболтать ходящие в народе разговоры о том, что Мозгового заказал  «глава ЛНР» Плотницкий, занимающийся исключительно двумя вещами: спешным вывозом в Россию леса, угля и металлолома, и ликвидацией своих конкурентов и недовольных таким «руководством республики». Или что его убрали по указу кремлевских кураторов проекта «Новороссия», которые еще с прошлого года зачищают его от неуправляемых, зарвавшихся или политически опасных персонажей…

Одним из первых, кого убрали в рамках этой зачистки, был одиозный Игорь Безлер, отличавшийся не только воинственностью и жестокостью, но и своим презрительным отношением к ДРН, которую называл «банановой республикой». Он даже однажды пытался совершить вооруженный переворот и захватить Донецк. Чтобы отправить его «на отдых в Крым», задействовали несколько подразделений «ополчения».

Если беспредельщика Безлера просто вытолкали в шею, то почти лояльный Александр Беднов (отряд «Бэтмен») был расстрелян из гранатометов в личном броневике группой «спецназа МВД ЛНР» якобы по причине отказа «подчиняться сотрудникам полиции». По словам друзей Беднова, единственным поводом для его ликвидации была жесткая критика Минского мира с упреками «Россия нас предала».

Более осмотрительный Игорь Стрелков-Гиркин явно чувствовал на себе внимательный взгляд кураторов из Москвы, а потому всегда придерживался верноподданнической прокремлевской позиции – по крайней мере, пока командовал сепаратистами в Славянске. Однако его растущая политическая популярность в России, грозившая конкуренцией самому Путину, стала причиной внезапной загадочной отставки Стрелкова. Вернувшись на родину, он маргинализовался до уровня блогера и свадебного генерала на фуршетах российских ультра-патриотов.

Весьма одиозные донские казаки Козицына и Дремова планировали, ни много ни мало, создание на территории Донбасса небольшой Донской казачьей республики – с порядками и традициями времен Всевеликого Войска Донского. В Москве к подобным планам казаков отнеслись весьма настороженно, опасаясь, как бы «казацкий сепаратизм» не перекинулся на Ростовскую область и другие российские регионы. После разговора с некими «людьми в серых костюмах», Козицын спешно покинул Донбасс и уехал к себе в станицу, устраивать сабантуи «ряженых», а остатки казаков во главе с Дремовым превратились в мелкую банду, шалящую на Бахмутском шляхе...

На фоне этих персонажей Алексей Мозговой был не самым строптивым из командиров сепаратистов, и его вполне можно было  вынудить подать в отставку и тоже отправиться на покой в Крым или в Россию. Однако на свою беду Мозговой был не только популярным среди сепаратистов комбригом, но и политиком. Он постоянно подчеркивал, что воюет против олигархии, высказывал идеи социализма и «народной власти», направлял в Москву какие-то свои проекты «возрождения славянского мира».

И тут нетрудно догадаться, что подобный человек был бы очень неудобным, можно даже сказать опасным для нынешних хозяев Кремля, никак не заинтересованных ни в социализме, ни в народовластии. Для них Мозговой был бы причиной для беспокойства даже в далекой ссылке, откуда он мог бы продолжать смущать умы  верноподданных Путину россиян.

Утилизация отходов

В итоге в ЛНР-ДНР остались только такие аполитические командиры, как Моторола и Гиви, которые, в отличие Мозгового, не жалели своих бойцов во время февральских боев. «Идет утилизация пассионариев», - философски замечали некоторые аналитики, намекая на то, что одним из «секретных протоколов» Минского соглашения может быть нейтрализация самых активных сепаратистов (со стороны Донецка) и самых непримиримых добровольцев (со стороны Киева). Бессмысленная бойня за донецкий аэропорт и кровавая дебальцевская мясорубка не давали иных логических объяснений, зачем обе стороны кладут столько своих людей ради нескольких пятачков земли.

Что ж, в таком случае утилизации подвергли не только сепаратистов Донбасса, но и прибывших к ним на помощь из России сторонников «русского мира», «возрождения империи» и разных радикальных славянофилов. Похоже, что неспроста российские власти смотрели сквозь пальцы на то, как в Петербурге, Москве, Екатеринбурге собирали отряды добровольцы, зазывая желающих чуть ли ни объявлениями на столбах! Слишком уж нетипичное для России попустительство органов, на глазах у которых создавались «незаконные вооруженные формирования», но вполне укладывающееся в традиционный еще со времен КГБ метод выявления потенциальных смутьянов для их последующей нейтрализации.

Действительно, ведь проблемой российской власти является не только прозападная оппозиция, но и находящиеся в полуоппозиции к Путину славянофильствующие русские национал-патриоты самого разного направления: от бородатых «бердяевцев» до отмороженных скинхедов. Кремлю не нужен прозападный Майдан наподобие украинского, и он сделал немало для его профилактики, в том числе насаждая среди россиян антизападные идеи.

Но как некоторые антибиотики, убивающие микробы и вызывающие рост грибков, это привело к появлению слишком активных и трудно контролируемых славянофилов, ультра-левых и ультра-правых, которые тоже начали критиковать Путина. А «русский Майдан» Владимиру Владимировичу не нужен так же, как и «белоленточный».

Сублимировать энергию прозападных активистов можно в виде митингов на Болотной. Однако допустить вдобавок еще и антиправительственные митинги «антизападников» - это значит сильно раскачать ситуацию. Поэтому Кремль и придумал, видимо, этот экспорт агрессивного славянофильства в Украину, предоставив всем желающим побороться за «возрождение великой России» сделать это на Донбассе.

Разумеется, что, сливая в Украину своих отморозков, Кремль вряд ли будет рад, если из Украины в Россию будут прибывать тысячи экс-ополченцев «Новороссии» - с хорошим боевым опытом и готовностью воевать против регулярных войск. И уж тем более, если в Россию переедут их лидеры: неуправляемые, харизматические, с популярными и опасными для Кремля политическими идеями.

Я тебя породил, я тебя и солью!

Массовый исход наиболее активных и непримиримых сепаратистов из Донбасса в Россию был бы неизбежным следствием реализации Минских соглашений, которые сегодня определяют развитие событий на востоке Украины.

Во-первых, они предусматривают возвращение мятежных регионов обратно в состав Украины, в украинское правовое поле, под юрисдикцию украинской Конституции, украинского президента и парламента – пусть и в качестве «районов с особым статусом». Никаких ЛНР и ДНР уже не будет, они упразднятся. А это уже неприемлемо для идейных сепаратистов, мечтавших о присоединении Донбасса к России или о создании «независимой Новороссии». И им ничего не остается, кроме как выступать против Минского мира, пытаться сорвать его, или смириться с поражением и готовить чемоданы к выезду в Россию. И нужно заметить, что в Россию они будут выезжать с чувством огромной обиды на Путина. Разумеется, там таких гостей видеть не желают.

Во-вторых, после превращения ЛНР и ДНР в «районы с особым статусом» Луганской и Донецкой областей Украины уже не будет ни «вооруженных сил» бывших «народных республик», ни сформировавшегося за это время их управленческого аппарата. Пристроиться в местные советы «районов с особым статусом», разделить между собой несколько мажоритарных мандатов в Верховную Раду сможет лишь часть нынешнего «руководства республик». Они же пристроят на работу в будущую муниципальную милицию лишь часть нынешних ополченцев. Куда же деваться остальным? Опять же, в Россию…

Исходя из всего изложенного, кажется, что взятый Кремлем курс на реализацию Минских соглашений противоречит его интересам. Прежде всего, это политическое поражение в борьбе за Украину (или её части), которое непосредственно отразится на рейтинге команды Путина. Удачное начало путинской авантюры в Крыму будет перечеркнуто конфузией на Донбассе, и российской пропаганде потребуется много времени и усилий, дабы убедить россиян в том, что Минские соглашения  - это «убедительная победа Путина над Америкой».

Но пропагандировать это будет весьма трудно, если из Донбасса в Россию приедут тысячи обозленных ополченцев и добровольцев, разнося по стране мысль, что «Путин слил Новороссию». Приходится ломать голову, как избавиться от самых активных, языкастых, принципиальных из них. Проблемы, проблемы…

И, тем не менее, Путин всё же закрывает проект «Новороссия». Думается, что многострадальный Минский мир является для Путина именно механизмом постепенного ухода из Донбасса, тихого и медленного ухода, «без кипиша». Об этом красноречиво говорит сама суть Минского соглашения, возвращающая ЛНР-ДНР обратно в состав Украины. Если бы целью Путина было создание реальной «государственности» Новороссии  (под протекторатом России), то суть Минских соглашений была бы совершенно иная.

Ну что ж, как говорится, он его породил – он его и закрыл! Несмотря на все негативные последствия, которые возникнут в ходе этого процесса. Это говорит о том, что последствия в случае продолжения путинской авантюры оказались бы гораздо плачевнее для Кремля. Судя по всему, доллары, западные товары и западные технологии оказались для него гораздо важнее, чем «духовные скрепы русского мира». Путину будет гораздо легче удерживать в руках Россию, обиженную на  него из-за «слива Новороссии», чем удержать Россию нищую, без денег на новые «айпады» и «нассаны», без денег на медицинское обслуживание стариков и высокие пенсии силовикам.

Что ж, можно сказать, что события разворачиваются как нельзя удачно для Киева: нагадив на Донбассе, Россия не только уберется из него восвояси, но еще и сама немного приберется за собой…

Виктор Дяченко
Новости Украины - From-UA