Горячая осень 2015-го
02.09.2015 09:23

В самый последний день ушедшего лета политическая жизнь в Украине внезапно вышла из сонной дремы и оживилась выстрелами и взрывами под Верховной Радой, где чуть не произошел третий Майдан. Более 130 человек пострадало, трех бойцов Нацгвардии смертельно ранило - подобного в Киеве не было с февраля 2014-го.

Формальным поводом для беспорядков, устроенных правыми радикалами, был протест против «предоставления Донбассу особого статуса». На самом деле ничего подобного в принимаемых в этот день поправках в Конституцию Украины нет и никогда не было, о чем прекрасно знали организаторы акции. Так что единственной реальной целью ура-патриотов, судя по всему, была попытка сорвать принятие изменений в систему взаимоотношений между центральными и местными уровнями власти. А заодно хорошо пропиариться и напомнить о себе в канун начала новой избирательной кампании…

Тихие выборы 2014-го

За всю историю независимой Украины выборы в её местные органы власти всегда были самыми тихими, унылыми и неинтересными. Исключение составляли только выборы городского головы и городского совета Киева – за них всегда скрещивали шпаги Банковая и оппозиция, пытаясь взять столицу под свой контроль. Оно и понятно: Киев - самый «хлебный» город, в нем живет и делает свой бизнес большая часть украинской элиты, и тут проходят все главные политические акции.

Но на фоне выборов в Верховную Раду или тем более президента Украины блекли и меркли даже избирательные кампании Черновецкого. Тут масштабы уже совершенно другие, потому как борьба ожесточеннее, и ведется она между звездами первой величины. Тут и больше политики, потому как если в мэры обычно баллотировались скучные «хозяйственники», то в Раду шли целые цирковые труппы клоунов под идеологическими транспарантами. Так было целых 23 года, но после Евромайдана всё изменилось.

В 2014-м президентские и парламентские выборы в Украине прошли как-то в спешке и без особой традиционной грызни между кандидатами, словно их участники заранее договорились не раскачивать сильно лодку. Или, как говорили злые языки, они уже получили свои кресла на Майдане, и теперь им нужно было лишь культурно легализоваться.

Избиратели тоже отнеслись к тем выборам без особого энтузиазма. Возможно, потому, что были озабочены более серьезными проблемами войны и кризиса, а может быть, потому что никто из кандидатов не раздувал эти проблемы во время предвыборной кампании, не возлагал вину за них на других. Спокойно агитировали за скорейшее завершение войны, за борьбу с коррупцией и евроинтеграцию – и тихонько провели голосование. На фоне предыдущих, это были самые спокойные выборы в Украине.

Если не мне – то и никому!

Но вот наступил 2015 год, и с каждым месяцем ближе к осени начинает муссироваться и обостряться тема предстоящих выборов в местные органы власти. Причем не только на словах. Еще в конце весны то в одном, то в другом городе страны происходили события, целью которых было сорвать будущую регистрацию и участие в выборах оппозиционных партий и отдельных кандидатов. Теперь главным объектом преследования была уже не разгромленная КПУ, а Оппозиционный блок, членов которого упорно называли «реваншистами» и «сепаратистами».

Что ж, насчет «реваншистов» это чистая правда, ведь какая оппозиция не жаждет взять реванш и снова прийти к власти? Но разве это запрещено, тем более путем демократических выборов? А вот что касается «сепаратистов», то это уже серьезное обвинение в государственном преступлении, которое так и не было подтверждено никакими фактами. Так что по сути это было традиционное политическое навешивание ярлыков.

Летом о предстоящих выборах заговорил ряд политиков ура-патриотического лагеря, поддерживающие их «общественники» и даже главы военных администраций Луганской и Донецкой областей. Заговорили о том, что проводить выборы в этих областях (на украинской половине) нельзя, потому что избиратели там такие несознательные и «зомбированные», что они проголосуют не за национал-патриотов, а за «сепаратистов», под которыми вновь подразумевали Оппозиционный блок, коммунистов и местных политически не определившихся «хозяйственников». А потому, мол, вместо выборов там нужно вообще передать всю власть военным администрациям!

Понятно, что причиной такой странной и явно антидемократической инициативы действительно являются политические симпатии тамошних избирателей: они на самом деле не будут голосовать за «украинских патриотов». Но не потому, что они сепаратисты, а потому, что за всю историю украинского государства Донбасс никогда не голосовал за национал-патриотов. Плохо это или нет – это вопрос чисто риторический, но у людей есть право голоса и право выбора, лишать которых их будет незаконно, да и политически нецелесообразно (вот тогда они точно станут сепаратистами). Принцип «если за меня тут никто не проголосует, тогда и выборов тут быть не должно» явно не соответствует интересам державы и является просто радикальным методом предвыборной борьбы.

«Зрадники» и «корупціонери»

Но не менее горячая борьба за победу на местных выборах проходит в других регионах страны, просто там она принимает другие формы. Если в Харькове пытались не допустить регистрации Оппозиционного блока, а на Донбассе вовсе отменить выборы, то в Одессе, например, местную элиту разгромили в рамках показательной борьбы с коррупцией. Нет, дело это, конечно, очень нужное. Никто не будет отрицать, что коррупция в Украине цветет махровым клематисом и её уже давно нужно было зачищать, что называется, бульдозером. Но почему это делают только в Одессе? Разве в соседнем Херсоне коррупции меньше? Разве нет коррупционеров в Днепропетровске, в Ровно или Луцке?

Вот и возникало у отдельных граждан подозрение, что дело тут вовсе не в коррупции, а в том, что в Киеве решили «взять Одессу», посадив там во власть своих людей. А чтобы эти люди получили не только назначаемые сверху должности, но и кресла мэра, депутатов областного и городского советов, то они торопятся успеть с зачистками до местных выборов. В условиях, когда местная элита будет разгромлена и потеряет админресурс, она проиграет выборы «команде Майдана», взявшей админресурс в свои руки, а также имеющей поддержку уличных радикалов и центральной власти.

С подготовкой к выборам связывали и кровавые события в Мукачево. Якобы сама перестрелка была вовсе не попыткой передела «крыши» тамошнего контрабандного коридора, а лишь хорошо спланированной провокацией, целью которой было создать шум и обратить внимание на этот регион. Чтобы затем уже с помощью Киева начать «выкашивать» какие-то кланы местных баронов – опять же, в преддверии осенних выборов в местные органы власти, чтобы закрепить свою победу мандатами градоначальников и председателей райсоветов.

В других областях предвыборная борьба не достигла накала ЧП всеукраинского масштаба, которые, возможно, создаются для того, чтобы привлечь внимание и поддержку Киева. Так что там местные группировки сражаются между своими силами, но тоже пытаются использовать методику обвинений конкурентов в коррупции, экономических преступлениях, превышениях полномочий, а особенно в «зраде». Ведь последнее обвинение не требует доказательств в виде конвертов с пачкой долларов, достаточно просто громогласно заявить, что данный чиновник или депутат «предал Украину», и требовать его отставки или увольнения.

Словом, будущую избирательную кампанию в местные органы власти усиленно политизируют, чего ранее в Украине, в общем-то, практически не наблюдалось. Ранее такие выборы ограничивались раздачей гречки, обещаний починить дороги и скандалами вокруг приватизации участков в лесопарках. Теперь же, как видим, на местный уровень подтянули тяжелую политическую артиллерию. Возможно, потому, что сейчас «взятием провинции» всерьез заинтересовались политики столичного уровня.

Что-то будет!

А ведь действительно, ранее за власть местного уровня не велось таких масштабных битв всеукраинского размаха. Все политические страсти кипели в Киеве: вокруг кресла президента, мандатов Рады, мест в Кабмине, за мандаты Киевсовета и столичного головы. Собственно говоря, этим и ограничивалась украинская политика! Уже выборы мэра Одессы или Львова воспринимались как просто выборы мэра, а не победа какой-то политической силы.

За остальную провинцию и речи не было, в лучшем случае, там избирательная борьба шла между действующими избранниками и их местными же конкурентами, в ходе которой первые записывались в партию власти (демонстрируя ей свою лояльность), а вторые в оппозиционные партии (прячась под зонтиком гонимой оппозиции). В ряде случаев пары «вечный мэр – вечный городской оппозиционер» существуют уже по 10 и более лет, сменив по несколько разных партий. И все эти годы они боролись за власть собственными силами, получая от Киева только одну поддержку – неприкосновенность. Судя по тому, что многие вечные городские оппозиционеры бесстрашно мутили воду годами, не подвергаясь репрессиям, можно предположить о существовании каких-то «договорняков» между Киевом и местными бонзами не трогать их.

Возможно даже, одним большим «договорняком» являлось то, что на уровне местной власти Украина была разделена между местными же кланами, которые держали свои области и районы, не пуская в них чужаков. Все эти «донецкие», «харьковские», «одесские», «львовские», «мукачевские» и т.д. действительно долгое время не совались на «чужую» территорию и лишь ходили походами на Киев, попытать счастья в войне за центральную власть. В свою очередь, и вмешательство Киева в драки за местную власть в регионах было редким. Даже после первого Майдана «оранжевые» не пошли дальше назначения на Донбассе своих губернаторов, но не мешали регионалам переизбираться в местные органы. Только если дело касалось выборов президента или народного депутата в каком-то округе, то это уже касалось драки за центральную власть, и тут в регионе высаживался столичный десант высшего уровня.

Ситуация несколько изменилась в 2010 году, когда «донецкие» начали не только заполонять Киев, но и пытаться захватить кресла в органах власти других регионов страны. Это вызывало огромное возмущение местных феодалов, что, кстати, было одной из главных причин их поддержки Евромайдана.

Сейчас маятник качнулся обратно с бешеным разгоном. «Донецких» не только выперли из других регионов, сейчас их хотели бы выжить даже из Донбасса. Заодно достается «харьковским» экс-регионалам, одесским экс-регионалам и т.д. Похоже, что нынешние партии власти действительно решили взять власть по всей Украине (как и грозили на Евромайдане), а не только в Киеве, чем и поясняется такое активное вмешательство центральной власти в драки за местную власть и такая политизация предстоящих местных выборов.

Но так как, даже будучи разгромленными, экс-регионалы и другие «антимайданные» местные кланы не отдадут власть просто так, то выборы обещают быть очень жаркими! Ситуацию усугубляет еще и раскол внутри «майданной» коалиции, проявлением чего были недавние трагические события у стен Рады, а затем демонстративный выход из коалиции фракции РП Ляшко. Похоже, что теперь они будут драться за местную власть еще и друг с другом!

И еще одно обстоятельство вынуждает с тревогой предположить, что политическая осень в Украине может быть жаркой в самом прямом смысле слова, и оно тоже связано с местными выборами. Дело в том, что ЦИК уже официально отменила выборы в районах восточного Донбасса, контролируемых сепаратистами. Они же, в свою очередь, заявили, что проведут их в любом случае. А это значит, что между Киевом и Донецком возникнет, мягко говоря, недоразумение, которое перечеркнет весь процесс Минского перемирия…

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA