Укрощение офшорного: кто и почему «топит» Порошенко?
08.04.2016 15:03

Утечки конфиденциальной информации подобного масштаба и с такими последствиями не было со времен публикаций WikiLeaks. В Исландии замешанный в «офшорном скандале» премьер-министр сразу подал в отставку, в России челядь Путина старательно отмывает его светлый лик от деловых связей с неблаговидным окружением.

В Украине же это произвело вполне ожидаемый эффект новых «пленок Мельниченко»: общество раскололось во мнениях и пока еще толком не знает, как именно на это реагировать. Теперь слово за украинскими политиками и ведущими ток-шоу. Либо они замнут эту тему, либо просто пошумят в прямом эфире, либо действительно устроят третий Майдан. Однако, являясь лишь исполнителями, не они принимают решение…

«А король-то голый!»

Проблем у нынешней власти хватает и без международных скандалов. В политике – кризис, в экономике – мегакризис, АТО затянулась в странную войну против непонятно кого, страна срывается в анархию, цены и тарифы растут. Власть изо всех пытается сохранить контроль над последним сектором – информационным пространством, не позволяя ему работать против себя. Но закрывать глаза на проблемы, делать вид, что всё хорошо, и писать о котятах невозможно, поэтому приходится работать в стиле «хвост виляет собакой» и делать слонов из блох. Мусолить тему безвизового режима, раздувать в эпопею дело Савченко, каждую неделю пугать наступлением российской армии и докладывать о выявлении информаторов сепаратистов среди слесарей мухосранского ЖЭКа.

Вот уже больше года украинцам успешно морочат их головы, благодаря чему удается кое-как сохранять общество в относительном спокойствии, без коммунального Майдана и досрочных выборов. И тут на тебе! Сразу два информационных выпада против самой авторитетной ветки власти, да еще таких, которые не проигнорируешь с натянутой улыбкой.

Сначала американская газета «The New York Times» обвинила Порошенко в том, что он не борется с коррупцией, а потворствует ей в своих политических интересах. Учитывая огромный авторитет этого издания, удар был нанесен, что называется, под дых, да еще во время визита Гаранта в США. И он не придумал ничего лучшего, чем назвать это «элементом гибридной войны против Украины». Учитывая, что своей прессе американцы доверяют больше, чем украинским президентам, нетрудно догадаться, какие выводы они сделают из этой публикации и из реакции на неё Порошенко.

Не прошло и суток, как его фамилия всплыла в скандальных публикациях «офшорного списка». И хотя по мнению украинской Генпрокуратуры состава преступления в этом нет, с точки зрения «духа закона» да и просто человеческой совести Петр Алексеевич попал в очень неловкую ситуацию. Обещал продать свой бизнес – а перевел его офшор, тем самым фактически вывел его из украинского налогообложения, а мы еще удивлялись, почему Порошенко нет в списке крупнейших налогоплательщиков Украины. Некоторые теперь даже шутят: жаль, что президент не оформил массовый офшор на всех украинцев, это была бы его лучшая реформа!

Но печальнее всего то, что главнокомандующий устраивал свой личный бизнес в офшоры именно тогда, когда украинская армия вела кровопролитные бои в Иловайском котле. Наверное, теперь вопрос, почему ВСУ претерпели тогда такую тяжелую и позорную катастрофу, больше не является открытым. И тут уже не до шуток, поскольку украинцы традиционно оценивают власть с точки зрения её моральных качеств, а не законопослушности. Если они уже привыкли к тому, что бизнес олигархов зарегистрирован в офшорах, и даже считают это нормальным, то подобное отношение к армии они не простят. Если, конечно, кто-то станет раскручивать эту тему, будоража общество.

Шанс для оппозиции

Пока что информационный камень, брошенный в украинское политическое болото, не вызвал ни кругов на ряске, ни зловонных пузырей со дна. СМИ бодро рапортуют об очередном успешном визите главы державы в Японию, с традиционными обещаниями договориться о безвизовом режиме и привлечь японцев как союзников в противостоянии Украины с Россией. Президент даже пообещал, что впредь будет бороться с офшорным бизнесом. Украинцы, плохо понимая, что же происходит в их стране, привычно зевнули и переключили телевизоры на любимые сериалы.

Единственный, кто не преминул воспользоваться поводом пошуметь, стал лидер своей партии Олег Ляшко, заявивший о намерении объявить импичмент президенту. Но пока что никто не воспринял всерьез заявление политика, который то входит, то выходит, то снова хочет войти в правящую коалицию и вообще ведет себя экстравагантно, словно пытается стать украинским Жириновским.

Тем не менее, депутаты из правящей коалиции уже поспешили заявить, что импичмент президенту невозможен в виду отсутствия закона об импичменте. И - о, ирония! - некоторые украинцы вспомнили, что однажды уже слышали эти слова лет 15 назад – из уст окружения Леонида Кучмы! Кстати, закон об импичменте за это время действительно так и не был принят, поскольку его блокировали все президенты – и «диктаторы», и светочи демократии. Что, впрочем, не помешало в 2001 году устроить акцию «Украина без Кучмы», а в 2014 году «уволить» Януковича.

Нынешнее молчание оппозиционной «Батькивщины» и практически уже оппозиционной Банковой «Самопомочи» несколько удивляет. Ведь для них это хороший шанс пойти в наступление, доведя политический кризис до перевыборов, с помощью которых они, как минимум, выбьют из парламента «Народный фронт», вынудив БПП создавать новую коалицию с ними и на их условиях. Странная нерешительность! Однако у неё есть целых три возможных пояснения.

Во-первых, досрочные выборы - это все-таки огромная работа, еще большие расходы и определенный риск неуверенности в намеченном результате. И вместо того, чтобы бороться за большее, нынешняя оппозиция может попытаться договориться о малом: какие-то портфели в правительстве, какие-то комитеты в Раде, какие-то регионы в провинции, возможно, даже недвижимость в столице. Взамен она пропустит мимо ушей всю негативную информацию о президенте, не станет раскручивать тему импичмента или третьего Майдан и продолжит выступать только против политики правительства Яценюка.

Во-вторых, в отличие от «пленок Мельниченко», которые чудесным образом рожали очень простой для понимания обывателей прямой компромат на Кучму, нынешний «слив» информации необходимо обработать и подготовить в необходимом виде, который бы вызвал у украинцев бурное возмущение «злочинной владой». Возможно, акция «Украина без Порошенко» ещё только готовится оппозицией, которая хочет действовать наверняка, а не устроить еще один фальстарт. Это мы узнаем в ближайшее время, набравшись немного терпения.

Ну и, в-третьих, что наиболее вероятно, оппозиция вряд ли пойдет на это без должной поддержки Запада, который в данном случае может быть не заинтересован в подобном развитии политического кризиса в Украине.

Американская «крыша» украинской политики

Сейчас, увлекшись «Панамгейтом» и смакуя на разные лады тему президентских офшоров, все как-то забыли о вышедшей за день до этого скандальной статье в «The New York Times». Ведь если в «панамских списках» Порошенко просто оказался в числе сотен иных политиков мира, то статья была посвящена конкретно ему одному. И в ней речь шла о куда более серьезном обвинении, чем о переводе в офшор своего бизнеса! По существу, Порошенко обвинили в том, что он не оправдал надежд Запада, оказавшись не лучше предшественников.

И хотя потом официальный представитель Белого дома заявил, что они продолжат работать с действующим украинским президентом, подобная критика для наших политиков является вылитым за шиворот ушатом холодной воды, потому что сейчас все они находятся в такой зависимости от Запада, каковой ещё не было со времен объявления украинской государственности. Кому-то из них покровительствуют западные финансовые институты, а кому-то западные внешнеполитические ведомства – и только благодаря этому они, вопреки всему, удерживаются на своих должностях. В целом же Запад выступает «смотрящим» и арбитром украинской политики, пытается полюбовно разрулить её перманентный кризис и не допустить ни еще одних перевыборов, ни еще одного Майдана. Без этого наши вожди уже давно бы сожрали друг друга в своей грызне за власть и деньги.

Однако за два года их поддержка со стороны Европы упала почти до нуля. Евросоюз настолько отстранился от украинских проблем, что уже полностью безразличен к тому, идут ли в Украине какие-то реформы, борются ли тут с коррупцией или просто лежат на солнышке и плюют вишневыми косточками в небо. Если бы не Минский процесс, ответственность за который на себя взяли Германия и Франция, то об Украине в Европе, наверное, больше бы и не вспоминали.

Поэтому последним союзником и покровителем украинских политиков, засевших в Кабмине, в Раде и на Банковой, остаются западные финансовые институты и Госдепартамент США. Но и тут всё довольно мрачно!

Так, руководящие транснациональными фондами и банками монетаристы очень недовольны вялым ходом украинских «рыночных» реформ. Они даже заявляют о возможности приостановки дальнейшего кредитования Украины, что автоматически повлечет за собой и прекращение активной поддержки их протеже в Кабмине. Но еще хуже, если они решат, что их нужно заменить на более усердных исполнителей! Тогда нынешнее правительство уйдет в отставку быстро и без возражений. Ну и совсем катастрофический вариант, если западные финансисты, напротив, захотят помочь своим украинским клеркам и убрать с их пути политические препятствия. Тогда уже кресло зашатается под самим Гарантом!

Что же касается Госдепартамента США, то он не всесилен и тем более не является «политбюро мировой империи», каковым его нередко изображала пророссийская пропаганда. Это просто американское МИД, занимающееся внешней политикой и лоббированием интересов США в других странах, причем в основном только дипломатическим путем. Да, там активно используют методы схем, подкупов, шантажа и заговоров, без чего в большой политике не обойтись. Но Госдепартамент ограничен в своих возможностях своими полномочиями и зависит от капризов американской политики.

Статья в «The New York Times» была обращена не к Украине и её президенту, а к американцам и Белому дому с прямым намеком: а стоит ли и дальше Америке поддерживать Петра Порошенко? Для тех, кто знаком с тонкостями американской политики, известно, что статьи в подобных ведущих изданиях США равносильны речи в Конгрессе. Далее, по цепочке, «мнение прессы» превращается в «мнение избирателей», которое подхватывается оппозицией, затем оно доносится до президента, а тот вызывает к себе госсекретаря и вопрошает его: а не ошиблись ли они в доверии своим партнерам в Украине?

Погрозили пальцем?

Поэтому мандраж Банковой, вибрации которого волнами расходятся по стране, вполне обоснован. Если кто-то начнет склонять общественное мнение в США к разочарованию украинским партнерами, то это может непосредственно отразиться на её поддержке Госдепартаментом. А эта поддержка, повторим, удерживает противоборствующие стороны украинской политики от взаимного каннибализма. Если только она пропадет, то в Киеве начнется такое, что Евромайдан покажется фестивалем христианской музыки!

Однако вряд ли Западу - хоть Европе, хоть МВФ, хоть Белому дому – нужно сползание Украины от политического кризиса к политическому хаосу. Поэтому, думается, что пока они могут лишь пригрозить прекратить оказывать свою поддержку украинским политикам, делая им своеобразные «последние предупреждения», причем очень серьезные. Ведь уже опубликованных материалов вполне хватает в качестве повода и для пересмотра политики Госдепартамента, и для начала «восстания» украинской оппозиции. Теперь, похлопывая по ним, Вашингтон красноречиво дает понять, что далее всё зависит только от его доброй воли, и украинскому президенту необходимо быть более покладистым и лояльным.

Но чем же он мог провиниться в глазах американцев, а точнее, заказчиков его критики? Ведь вряд ли их так уж беспокоит коррупция в Украине, которой предостаточно в любой иной стране мира, включая сами США. Что ж, тут существует несколько разных версий.

Первая версия: это был своеобразный привет от заокеанских «друзей Сени», крайне недовольных продолжающимся противостоянием Кабмина и Банковой. Возможно, с намеком на то, что любые разговоры о досрочных парламентских выборах, итогом которых станет вылет из Рады «Народного фронта», крайне нежелательны. А если произойдет переформатирование нынешнего правительства, то премьером должен стать не человек Порошенко, а кандидатура, одобренная МВФ.

Вторая версия: это был привет от «друзей грузинского хора», который был использован Банковой против своих политических конкурентов, а затем фактически брошен на произвол судьбы. С намеком на то, что «грузинскую команду» необходимо вновь вернуть в верхние эшелоны украинской власти и наделить их соответствующими должностями.

Третья версия: недовольство пассивной политикой Банковой в отношении России. Много слов, обвинений, заявлений, жалоб – но практически нет дела, да еще и работающая фабрика в Липецке. Дело даже не в том, что в интересах американской политики сделать из Украины прочный антимосковский форпост – так, на всякий случай, Путина подразнить. Дело в том, что Киев сам регулярно просит Запад о помощи против России – политической, материальной, военной, поднял на уши весь мир, но при этом самоотстранился от активной борьбы. Мол, нехай нас немцы с американцами защищают, а мы поспим! Даже реализовать Минские соглашения никто не торопится.

Четвертая версия: обеспокоенность политическим кризисом в Украине, который может привести к политическому хаосу и потере контроля над ситуацией со стороны западных институтов. В этом случае опасно как падение Украины в пучину анархии, так и возникновение в ней нежелательных для Запада политических режимов. Поэтому это мог быть четкий сигнал Банковой немедленно вернуть ситуацию в предсказуемое правовое поле или же приготовиться к тому, что с потерей западной поддержки она сама станет первой жертвой этого хаоса…

Нужно заметить, что это не первый раз когда, когда в подобную ситуацию попадали украинские лидеры. Однако у «многовекторных» всегда была возможность развернуться и побежать за политической поддержкой к Кремлю. Сегодня, не имея иных союзников, кроме Вашингтона, Банковая оказалась в крайне тяжелом и зависимом положении…

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA