Убийство бездомных собак — хуже аннексии Крыма
11.04.2016 08:25

Референдум в Нидерландах, который так долго и с таким волнением ожидали в Украине, состоялся. Но его результат лишь подтвердил худшие опасения: 61% «против» при явке всего 32%. Политологи еще долго будут спорить о том, можно ли считать это «нет» мнением всего голландского общества. Однако стоит признать факт, что голландцы однозначно не сказали Украине «да». Но почему? И как это повлияет на дальнейшую перспективу украинской евроинтеграции?

Страна контрастов

Реакция украинцев на итог этого референдума была весьма эмоциональной. Некоторые поспешно обозвали жителей Нидерландов «предателями» и «путинскими прихвостнями». Многие просто плюнули и пробурчали «не очень-то и хотелось!». Тем не менее, все озадачились вопросом, как же так получилось? Почему негативный настрой голландцев, о котором было хорошо известно еще несколько месяцев назад, так и не удалось изменить на позитивный?

Сейчас это пытаются объяснить то внутренними проблемами Евросоюза, то успешной пропагандистской работой агентов Кремля, то малой информированностью голландцев об Украине. Но почему-то думается, что они, напротив, узнали о нас предостаточно, в том числе благодаря усердной работе журналистов, получивших заказы из Кремля. И прагматично решили, что добавлять еще одну проблему вдобавок к тем, которые уже терзают как Евросоюз в целом, так и Нидерланды в отдельности, не стоит.

Поэтому не нужно считать голландцев «зомбированными», как мы привыкли сгоряча называть всех тех, кто имеет отличную от нашей точку зрения. Они сделали вполне осознанный вывод, основанный на полученной информации.

Ошибка украинцев в том, что мы пытаемся убедить окружающих видеть нас такими, какими мы себя лишь воображаем: современными европейцами, лишь волей случая оказавшимися за дверями Евросоюза и настойчиво требующими впустить нас обратно. Но какими мы является в реальности? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным, потому что Украина слишком контрастная страна, а украинцы - это 45 миллионов (считая с Крымом и Донбассом) очень разных людей. Разных порой настолько, что они уже убивают друг друга из-за разной трактовки истории.

Действительно, где еще в мире можно найти страну, в которой учебники истории, по сути, стали самой настоящей экстремистской литературой, ибо именно с них начался гражданско-политический раскол общества! А есть ли в Европе пример правительства, которое, превратив экономику своей страны в пепелище, называет себя «самым успешным»!

Разумеется, украинцы не монстры какие-то, у нас много положительного, даже такого, чему европейцы могут только позавидовать. Но сейчас оно густо перемешано с негативом, у нас даже собственные украинские СМИ дают в эфир сплошные скандалы, конфликты и махновщину. Думается, что если бы голландцы смотрели только украинские телеканалы, то они дали бы «против» все 80%!

В этой ситуации для усугубления негативного имиджа Украины не нужно ничего сочинять и придумывать, достаточно лишь выделить и гиперболизировать реально существующие проблемы. Именно так и поступает путинская пропаганда с декабря 2013 года, успешно стращая зрителей «России 24». Не исключено, что на «спецзаказ» поработали и некоторые голландские СМИ.

Однако нужно понимать, что и независимая европейская пресса, в первую очередь, занимается освещением скандалов и конфликтов. Она не станет размещать на своих полосах репортаж о «европейском утреннике» в киевском детском саду, потому что это в Нидерландах никому неинтересно. Но она профессионально опишет беспорядки на улицах украинской столицы или столкновения на «янтарных приисках» Волыни, причем не с «проукраинской», а со своей точки зрения.

Гуси спасли Рим, а собаки погубили Украину

Чтобы не выглядеть голословными, или тем более «агентами Путина», стоит привести немного конкретики: какие же именно новости из Украины вызвали у голландцев негативное представление о нашей стране? Но прежде следует сделать одно важное уточнение о менталитете жителей Нидерландов, который почему-то никогда не брался в расчет украинской стороной.

Бурные события 2001-2016 годов создали у многих из нас несколько ошибочное мнение о том, что весь западный мир только и озабочен, что судьбой Украины. На самом деле активное участие в украинских делах принимают только американцы, а живой интерес проявляют поляки да прибалты – и, в общем-то, всё! Немцы, британцы, французы ведут себя в отношении Украины довольно сдержанно. Румыния вообще, отхватив себе кусок шельфа, с алчностью посматривает на Южную Бессарабию и Буковину.

Нидерланды же в отношении Украины не имеют никаких интересов, планов и эмоций, мы им глубоко по барабану! Голландцы не собираются устанавливать у нас (или где-то ещё) демократию, Нидерланды не имели с Украиной общей истории и не желают заключать с нами стратегические союзы, они даже не видят в Украине большого экономического потенциала. Поэтому украинская евроинтеграция вызывает у них скептический вопрос: а зачем нам Украина? Ради расширения ЕС? А зачем расширять ЕС? Ведь многим голландцам не нужен Евросоюз до самых Уральских гор и Персии, им вполне уютно жилось в рамках «Старой Европы».

И вот тут им предлагают ответить на вопрос референдума, поддерживают ли они ассоциацию с Украиной. Как показали опросы, 9 из 10 голландцев с сутью этого документа не знакомы даже понаслышке, но подспудно понимают его как попытку Украины постепенно стать членом ЕС. И тогда они начали почесывать свои растаманские дреды и вспоминать, что же они слышали о далекой стране Украина за последние годы. А голландские СМИ, особенно газеты консерваторов, им в этом активно помогали.

Прежде всего, сегодня Украина ассоциируется у них с гибелью авиарейса MH17. Неважно, что до сих пор официально так и не объявлены виновники этой трагедии, сам факт того, что она произошла над украинской территорией, уже создает негативное впечатление о стране. Попытки же украинских политиков «донести правду» и объяснить всё «агрессией России» лишь усугубляют этот негатив. Во-первых, голландцы не воспринимают мнение официального Киева как истину, а чем больше тот усердствует в своих заявлениях, тем меньше ему верят.

Вообще следует понимать, что за границей наш конфликт видят несколько иначе, чем его изображают украинские власти и патриотические СМИ. Там не считают украинских силовиков «армией света», защищающей Европу от «орд тьмы». Украинская война при взгляде со стороны – это весьма запутанный «гибрид» гражданского конфликта, в которой одну из сторон всесторонне поддерживает Россия, а другую лишь финансово и политически Америка, усугубленный прямой аннексией Крыма. При этом нужно понимать, что далеко не все европейцы в нем симпатизируют Киеву. В тех же Нидерландах перевес общественного мнения на стороне сотрудничества с Россией, а не оказания помощи Украине.

Но война не единственная, хотя и очень весомая причина отказать Украине в ассоциации. Охвативший страну в последние два года общественно-правовой хаос шокирует европейцев, привыкших жить по правилам. Для некоторых украинцев это торжество революции, свободы и патриотизма – голландцы же видят лишь группировки каких-то вооруженных битами или даже автоматами людей, откровенно попирающих закон и порядок. Европейского обывателя пугают вовсе не сами украинские ультраправые, которых полным-полно и в странах ЕС (тут зря напрягается кисилевская пропаганда), а то, что многие из них ведут себя как отмороженные экстремисты. Европеец не понимает разницу между «активистом» и «ватником», но крайне негативно воспринимает их столкновения между собой или с полицией.

А ещё Украина – страна непобедимой коррупции, которая поглотила и нынешнюю «проевропейскую» власть. Украина – страна деградирующей экономики и разваливающейся инфраструктуры. Последняя по уровню жизни населения и рождаемости среди европейских государств. Зато мы лидируем по уровню преступности, убийств, смертности, заболеваниям.

Список, который можно продолжать бесконечно, включает в себя и пункт об отношении украинцев к домашним животным. Отечественные политики могут воспринять это как неуместную шутку: мол, мы тут серьезными делами занимаемся, страну евроинтегрируем, а вы с кошечками да собаками лезете! Однако для европейских политиков это серьезная тема, потому что европейская общественность реагирует на убийство бездомных собак в Украине куда более болезненно, чем на аннексию Крыма. А ведь эту тему регулярно поднимают еще с 2005 года, засыпая Европу жалобами на украинских коммунальщиков-живодеров и «дог-хантеров», на «приюты смерти» и «передвижные крематории».

Теперь же проблема усугублена тысячами брошенных собак и кошек Донбасса, растерянно жмущихся у разрушенных домов. Всего несколько таких кадров – и не только голландцы придут к выводу, что Украине еще очень далеко до статуса европейской державы.

Попытка номер два

Всё это привело к тому, что голландцы смотрят на Украину так же, как украинцы смотрят на Сирию или Ирак: могут лишь искренне посочувствовать, но не имеют никакого желания пускать к себе домой. Чтобы изменить их мнение, потребуются годы, причем не очковтирательства и пустых деклараций, а реальных действий. И одного только голосования за «евроинтеграционные» законы будет недостаточно. Украина напринимала этих законов немало, а толку? Разве это помогло разрешить хоть одну из вышеупомянутых проблем?

И хотя формально референдум в Нидерландах назвали лишь консультационным и исключительно выражением личного мнения голландцев, он будет иметь куда большие последствия, чем даже это представляют себе скептики. Теперь шансы Украины на членство в ЕС оценивают уже не как перспективу далекого будущего, а как чисто гипотетические. Более того, под вопросом оказалась сама ассоциация.

Есть мнение, что итогами этого референдума воспользуется не только правительство Нидерландов, но и политики других стран ЕС. Воспользуются для постепенного «отшивания» Украины в плане ассоциации, так же как 10 лет назад они постепенно отказывали ей в членстве в Евросоюзе. Механизм, возможно, будет следующий: Нидерланды, опираясь на общественное мнение, заявят, что подпишут ассоциацию только после её редактирования. Идею пересмотра ассоциации поддержат и другие европейские страны. После чего, в лучших традициях тамошней бюрократии, затянут процедуру на годы. А там уж либо ЕС разберется со своими проблемами, либо Украина разрешит хотя бы часть своих или же просто рухнет под их тяжестью.

Но, независимо от исхода, уже сейчас украинскую евроинтеграцию нужно начинать если не с чистого листа, то с новой главы. Следует понимать, что её нынешний этап начался в 2006-2007 годах, когда ситуация во многом была совершенно иная: Евросоюз оптимистически расширялся, а Украина была перспективной молодой демократией с быстро выздоравливающей экономикой. Под те критерии и «лепили» ассоциацию, но сегодня мир сильно изменился: Евросоюз охвачен евроскептицизмом, а Украина конфликтом, хаосом и разрухой. Отношения Киева и Брюсселя в любом случае нужно было бы пересматривать, так что референдум в Нидерландах просто стал хорошим поводом для этого давно назревшего шага.

Хуже всего, что Евросоюз не может заявить об этом прямо, хотя это бы значительно ускорило перестройку мышления украинских политиков. Увы, но подобное заявление просто добьет нынешнюю украинскую власть, и без того терпящую одно поражение за другим: вслед за правительством Яценюка и «Народным фронтом», политическим банкротом может стать президент Порошенко и его БПП. Более того, крах евроинтеграционных надежд общества привел бы к еще большим потрясениям, усилив позиции сторонников российского вектора и приведя национал-патриотов к идее самоизоляции. Возможно даже, это вызвало бы взрыв сепаратизма в западных регионах страны, которые могут захотеть войти в Европу хоть «Западноукраинский республикой», хоть «Галицким воеводством».

Поэтому Европа будет придерживаться своей привычной тактики обещать Киеву перспективы и тянуть время настолько, насколько это возможно. Соответственно, ободренные этим украинцы будет и дальше полагать, что они продолжают успешно евроинтегрироваться, не понимая, что этот процесс основательно завис и требует срочного перезапуска.

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA