Антипрокурор во главе ГПУ
16.05.2016 08:57

12 мая Верховная Рада назначила главу фракции БПП Юрия Луценко генеральным прокурором Украины. Это решение поддержали 264 народных депутата при необходимом минимуме в 226 голосов.

Для Луценко это уже не первая такая должность.С 4 февраля 2005 по 1 декабря 2006 года он был главой Министерства внутренних дел.

В связи с его нынешним назначением в Генеральную прокуратуру cтоит вспомнить, чем Луценко прославился на должности главы другого правоохранительного органа. Тем более, что аналогии с 2005 годом и так периодически проскакивают в украинской прессе, когда речь идет о кадровых решениях президента Петра Порошенко.

Революционный антикиллер

Когда Луценко командовал МВД, то у него это эффектно получалось. Видимой пользы не было, но зато у людей почему-то было впечатление, что человек внезапно оказался на своем месте.

Тогда, после «оранжевой революции», был запрос на такие якобы революционные действия и Луценко с ним справлялся. Он любил делать громкие заявления, за которыми редко следовали реальные шаги.

Практически сразу после своего назначения Луценко стал высказываться по поводу расследования убийства Георгия Гонгадзе. Потом сам глава МВД признавал, что делал свои заявления, не учитывая многие детали следствия. Как мы знаем сейчас, дело Гонгадзе так и осталось не совсем раскрытым.

Надо признать, что даже сомнительные по многим параметрам реформы Арсена Авакова сейчас носят более заметный и последовательный характер. В бытность Луценко главой МВД даже таких изменений не было видно.

Напомним, что в июле 2005 года президент Виктор Ющенко подписал указ о ликвидации Государственной автомобильной инспекции. Мера была позитивно воспринята обществом, но каких-либо практических последствий не имела.

Указ о ликвидации ГАИ не был продуман и подготовлен, никакой замены гаишникам не было, и их временно оставили на своих постах. Решение вопроса отложили до осени. Но в сентябре 2005 года «оранжевая команда» начала разваливаться, и тема реформы ГАИ была отложена в долгий ящик.

А 16 августа 2005 года сотрудники Донецкой областной прокуратуры при поддержке работников МВД провели обыск в принадлежащей Ренату Ахметову фирме "Люкс".

Это событие получило резонанс, так как обыск поводился при поддержке бронетехники. Вначале очевидцы и журналисты решили, что власть наконец-то взялась за «бандитов» и штурмует позиции олигархов. Но затем оказалось, что никакого наступления на олигархов не было.

Луценко потом признал чрезмерными действия правоохранителей во время обыска в резиденции Ахметова, назвав ответственными за это главу донецкой областной милиции и его заместителя.

Один закон для Луценко

В свое время нынешний генпрокурор боролся за голоса избирателей, представляя ющенковский блок НУНС. У этого блока был красивый слоган «Закон один для всех». Прошли годы, а реализовать этот лозунг так и не удалось. По-прежнему у нас в стране не один закон для всех граждан, а скорее замена законов под нужных людей.

Отметим, что перед назначением Луценко Верховная Рада приняла законопроект №4645, согласно которому на должность генерального прокурора может быть назначен гражданин Украины, который имеет высшее образование и стаж работы в области права или опыт работы в законодательном и/или правоохранительном органе не менее пяти лет. Из закона о прокуратуре была изъята норма о необходимости наличия у генпрокурора юридического образования.

Таким образом президентская команда создала условия, при которых Луценко смог занять место главы ГПУ. Снова сработала привычная отечественная практика написания законопроектов под конкретного человека в отдельно взятой ситуации.

Помнится, что после второго Майдана и представители политической элиты и активисты гражданского общества клялись, что теперь уж изменятся политико-правовые нормы. Произносились обещания избежать ошибок первого Майдана, так и не добившегося общественного контроля над действиями власти.

Но неумное желание президента взять под контроль различные ветви власти приводит к сохранению практики ручного управления конфликтами. Вместо пресловутой европейской практики четких правил, которых придерживаются лидеры и партии, получаем обычную для украинских реалий византийскую модель придворных отношений.

Беда только в том, что никакие благие намерения не оправдывают очередной отказ от демократической практики. Сегодня разрешили быть генпрокурором человеку без профильного образования, а завтра и безосновательный разгон парламента кому-то покажется необходимой мерой.

Солдат президента

У этой ситуации есть еще одна сторона, о которой необходимо сказать. Назначение Луценко в ГПУ стало очередным проявлением авторитарных тенденций со стороны Порошенко.

До этого весьма искусственным путем был установлен контроль президента над правительством. Яценюка вынудили уйти в отставку, а Кабинет министров возглавил ставленник президента Гройсман. Да и в самом составе двухпартийного правительства оказался заметен перекос в сторону представителей фракции БПП или просто людей близких к президенту.

И вот теперь схожая ситуация складывается и с Генеральной прокуратурой. Отметим, что ГПУ до сих пор занимает особое место в системе украинской власти. И неслучайно, что именно по ее поводу ведутся длительные разговоры о реформировании.

Генеральная прокуратура не очень то и вписывается в классическую западную схему разделения трех ветвей власти. На сегодня – это самостоятельный централизованный государственный орган, который не входит в исполнительную или судебную ветви власти. Выделенная в отдельную систему и подотчетная парламенту прокуратура в таком виде, как правило, существует в пост-советских странах.

Иная ситуация сложилась за пределами бывшего Союза. В США, Франции, Японии и Польше прокуратура находится в составе министерства юстиции. В Испании и Италии прокуратура включена в состав судейского корпуса.

Есть страны, где прокуратура отсутствует как орган власти. Среди таких государств можно вспомнить, к примеру, известную своими демократическими традициями Великобританию.

Поэтому одной из задач Юрия Луценко на посту генерального прокурора как раз должно стать изменение места органов прокуратуры в системе власти. Это и будет главной из необходимых реформ ГПУ.

Пока же складывается впечатление, что президенту просто понадобился свой человек с карающим прокурорским мечом. Этот меч уже играл важную роль в предыдущих политических конфликтах и может пригодиться в дальнейшем. А реформы подождут…

Юрий Корогодский
Новости Украины – From-UA