Донбасс возвращается, но он никому не нужен
04.06.2016 14:33

Больше года с момента своего подписания Минска-2 был всего лишь договором о перемирии. Причем, перемирии, рассматриваемом обеими сторонами как временное, регулярно нарушаемое артиллерийскими дуэлями и попытками захвата кусочков нейтральной полосы. О Минских договоренностях много говорили, их по-разному трактовали, но никто не торопился их выполнять. Переговорный процесс намертво застыл на вопросе проведения местных выборов в «отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (ОРДиЛО), в котором никто не хотел уступать оппоненту.

Но прошедший май принес много политических сюрпризов. Неожиданную настойчивость в вопросе о Донбассе начали проявлять лидеры Евросоюза и представители Госдепартамента США, один за другим летавшие в Киев к Порошенко и в Москву к Путину. И вот два публично непримиримых политических противника заявили о том, что полностью поддерживают скорейшее проведение выборов на Донбассе и возвращение этого региона обратно в Украину. Вскоре после этого об этом заговорили и главари сепаратистов.

Однако большинство украинцев отреагировали на эту новость без особого энтузиазма. Одобряя возможность скорейшего прекращения конфликта, они в тоже время весьма скептически отнеслись к идее возвращения мятежных территорий на условиях Минского мира. Особенно негодовали национал-патриоты, называя это предательством Украины и победой гибридной войны Путина…

История одного предательства

Конечно, стоит учитывать, что неприязнь национал-патриотов к Донецку и Луганску возникла еще в 90-е, когда эти области были самыми «красными» в Украине. Потом они «посинели» и стали главной электоральной базой Виктора Януковича и Партии Регионов, противопоставив себя «оранжевой» половине страны. Из года в год «донбасяне» и «бандеровцы» смотрели друг на друга, как бык на тореадора. Так что в 2014-м некоторые национал-патриоты были даже рады, что Крым и Донбасс «свалили нафиг», и уже не будут избирать в Киев «антиукраинских» политиков.

Это было еще по-доброму. Вот национал-радикалы в своем кругу общения вообще высказываются за то, чтобы депортировать жителей Донбасса в Россию, оставив лишь тех, кто пройдет фильтрацию и докажет свой украинский патриотизм (интересно, как?). При этом лишив их лет на 10 право голоса, чтобы не голосовали за «врагов Украины», к которым радикалы причисляют всех, кроме себя. Кстати, вот почему они выступали против проведения выборов даже на украинской половине Донбасса.

Но всё же «синий» имидж Донбасса негативно воспринимался только самыми фанатичными «оранжевыми», да и вообще теперь это перевернутая страница истории мятущейся украинской демократии. Сегодня этот регион вызывает у многих украинцев иные претензии и эмоции.

Давайте вспомним события двухлетней давности. В самых первых числах марта 2014-го, когда вся страна с напряжением следила за событиями в Крыму, на Донбассе началась своя «движуха» с целью «сделать как крымчане». Уже 1 марта в Донецке прошел первый массовый митинг под триколорами и лозунгами «Донецк – русский город», «Донбасс – Россия». Через два дня огромная толпа захватила здание ОГА и начала требовать выхода Донецкой области из состава Украины (провозгласить «республику» тогда еще не додумались).

13 марта донецкие сепаратисты напали на проукраинский митинг, убив одного и покалечив 26 его участников. Это был первый подобный случай, после которого в других городах страны сепаратисты методично нападали на акции сторонников единой Украины и Евромайдана – так продолжалось вплоть до событий в Одессе 2 мая.

Тем временем в поселках Донецкой и Луганской областей появились какие-то непонятные агитаторы на автомобилях, призывавших местных маргиналов «не допустить ввод войск на Донбасс». Но происходило это в марте, когда еще никто не посылал в Донецк спецназ и Нацгвардию (еще несколько дней назад разгонявших Евромайдан), а ВСУ разворачивались на востоке Украины по плану её защиты от возможного вторжения российских войск. И вот кто-то начал срывать это развертывание, собирая толпы придурков и алкоголиков, которые блокировали собой дороги на пути колонн украинских силовиков. Пока маргиналы просто голосили, организовавшие их провокаторы толкали перед солдатами заученные речи «мы вас не хотим, зачем вы пришли нас убивать, убирайтесь домой». Ошеломленные солдаты молча сидели на броне своих БМП, не понимая что происходит.

Это было повторение крымского сценария, хотя и в более худшем исполнении. Да и «зеленые человечки» появились на Донецкой области лишь в апреле, уже после провозглашения «республики», и называли себя «ополчением Донбасса». Потом был захват ими Краматорска и Славянска, ставший началом кровопролитного военного конфликта….

Таким образом, Россия воткнула Украине нож в спину, воспользовавшись хаосом и захватив Крым. Причем, на медалях за «возвращения Крыма» стоят даты «20.02-18.03», то есть операция захвата началась еще до свержения Януковича и заявлений Мосийчука про «поезда дружбы». Крымчане же, поддержав российскую аннексию на референдуме, стали в глазах украинцев, мягко говоря, просто козлами. Ну а участники «русской весны» Донбасса, приветствуя российскую оккупацию Крыма и устроившие вооруженный мятеж с целью спровоцировать такую же оккупацию своего региона, выступили не против «хунты», а против Украины и украинского народа. Тем самым создав себе имидж предателей и коллаборационистов.

Ирония судьбы: годами клеймившие ОУН-УПА как пособников немецких оккупантов, украинские сторонники «русского мира» сами стали пособниками российской оккупации Украины. При этом называя себя «антифашистами» и выбрав своим символом гвардейскую ленточку.

Разумеется, в этих событиях участвовали менее 1% населения Донбасса, причем их организаторами и подстрекателями были местные или присланные из России агенты ФСБ и ГРУ. Даже на прошедшем потом «референдуме» проголосовало менее трети избирателей областей. Свыше миллиона жителей захваченных сепаратистами городов выехали из них, бросая близких, имущество, работу. А население центральных и северных районов Луганщины оказало сепаратистам вооруженное сопротивление еще до прибытия ВСУ и добробатов, выбив их из Старобельска и Сватово.

И всё же сепаратизм, усугубленный расправами над сторонниками единства Украины и убийствами украинских солдат, лег грязным пятном на весь Донбасс и всех его жителей – на которых сегодня косо смотрит вся страна. А развернувшаяся затем война с многотысячными потерями поставила под сомнение и практический смысл возвращение этого региона.

Полковнику Донбасс не нужен

После недавнего заявления Кремля о поддержки возврата Донецка и Луганска в Украину, среди сторонников «русского мира» вновь раздались уже знакомые вопли «Путин слил Донбасс!». Знакомые, потому что они периодически раздаются с мая 2014 года, когда Москва официально заявила, что не собирается рассматривать вопрос о включении новоявленных «республик» в состав Российской Федерации. Сразу после этого заявления был отменен второй референдум сепаратистов, намеченный на 18 мая, и о неудачной попытке «воссоединения» больше никто не вспоминал.

Потом Путин сливал Донбасс еще несколько раз: когда подписывался первый и второй Минский мир, когда ликвидировались не подчинявшиеся кремлевским кураторам лидеры боевиков, когда строилась железная дорога в обход Донбасса, когда Москва заставляла сепаратистов забыть о «контрнаступлении» и «освобождении Новороссии», когда она вынудила их отказаться от попыток провести местные выборы в одностороннем порядке. И т.д. и т.п.

Но при этом Путин не давал Украине по-своему закрыть вопрос мятежного региона. Летом 2014-го он послал на Донбасс своих «отпускников» и военную технику, сорвав план АТО по быстрому разгрому сепаратистов. После он снабжал «республики» не только оружием, но и деньгами с продовольствием, чтобы они не загнулись от экономической блокады.

В чем смысл этой игры кошки с мышкой? Никто не знает, какие планы на Донбасс были у Путина до мая 2014-го, но затем он стал ему не нужен в качестве новой части России. И Донбасс превратился для Кремля в расходный материал, в орудие политического шантажа Украины. При этом истинную и полную картину этой задумки знает лишь ограниченный круг лиц, поскольку правду от своего народа скрывают не только российские, но и украинские политики. Когда на публике перед телекамерами они обвиняют друг друга в агрессии и геноциде, а потом в кулуарах заключают выгодные сделки, понять суть происходящего просто невозможно.

Тем не менее, читая между строк бесконечного потока новостей, можно сделать кое-какие умозаключения. Во-первых, Европа и США единодушно и синхронно надавили на Москву и Киев, требуя от них ускорить Минский процесс и поскорее закрыть вопрос Донбасса. Во-вторых, замечания и пожелания сторон при этом, похоже, даже не рассматривались. То есть Запад не поддерживает украинский план жесткой «десапаратизации» Донбасса, равно как не поддерживает и путинскую затею его «особого статуса». Всё только в рамках пунктов Минских договоренностей: демилитаризация, децентрализация, выборы, передача границы, амнистия, возвращение в украинское юридическое поле. Никаких «зачисток», никаких «федераций» и «автономий».

В-третьих, надавить на Путина было в разы труднее, чем на Порошенко. Но Западу это удалось, и Путин «поплыл», хотя и предпочел объявить о «сдаче Донбасса» устами своего пресс-секретаря, чтобы минимализировать падение своего рейтинга. Кремль мог бы вообще промолчать, но он все-таки сказал, как будто это было условие сделки. Зачем? Официально подтвердить свое согласие, чтобы потом не включить задний ход?

Ну и, в-четвертых, самое главное: Кремль официально подтвердил, что Донбасс ему не нужен ни в каком статусе – ни как часть России, ни в качестве непризнанной «республики». Ему не нужна территория Донбасса, ему не нужны его шахты и заводы, ему не нужно его население, Путину даже не нужно разыгрывать перед россиянами спектакль о новом «возвращении русских земель». Будь иначе, Москва бы никогда его отдала, а аннексировала бы как Крым или устроила там второе Приднестровье.

«Что же мы будем пилить?!»

Но вот незадача – в Украине тоже не ждут ОРДиЛО с распростертыми объятиями, тем более на условиях Минского мира. Единственные, кто этому искренне обрадуются – беженцы из Луганска и Донецка, которые наконец-то смогут вернуться к своим родственникам, к своим брошенным домам, магазинам и предприятиям, пусть даже разрушенными войной и разграбленными сепаратистами. Даст Бог (и Минэкономики), со временем восстановят!

Одну из причин такого отношения украинцев к Донецку и Луганску мы рассмотрели выше: нигде и никто не любит сепаратистов и коллаборационистов, легче помириться с внешним врагом, чем простить предателя. Вторая причина заключается в том, что теперь Донбасс представляется украинцам как огромная экономическая проблема, на решение которой придется тратить десятки миллиардов (из которых половину украдут чиновники). А вот третья причина - это постоянная пропаганда национал-патриотов, два года настойчиво втирающих всё это в мозги украинцам. И у них это отлично получается!

Можно сказать, что в Украине сформировалось мощное «антидонецкое» лобби, основную ударную силу которого составляют национал-патриоты. Их меньшее, но радикальное крыло, это ультраправые и добробатовцы, выступающие за жесткую силовую зачистку ОРДиЛО с последующей «десепаратизацией» и украинизацией тамошнего населения. В противном случае, считают они, лучше сразу навсегда отгородится от Луганска и Донецка глухой стеной. Этот вариант как самый оптимальный поддерживают умеренные национал-патриоты, считающие, что официальный отказ от этого региона принесет Украине больше пользы, чем убытков. Их принцип: ампутировать воспаленный аппендикс, чтобы сохранить весь организм.

Национал-патриоты люди весьма горластые и упертые, и сейчас их влияние на власть еще значительно, поскольку та всё время пытается превзойти их в «патриотизме», в результате совершая массу глупостей. И всё же, зная подноготную украинской политики, можно с уверенностью сказать, что за нашими национал-патриотами, и тем более за национал-радикалами всегда кто-то стоит. И кто же пользуется их услугами, чтобы заблокировать возвращение Донбасса?

Сразу можно отмести Евросоюз, который сам был инициатором заключения Минского мира. А после визитов в Киев и Москву Виктории Нуланд, убедивших их форсировать его реализацию, можно исключить и Америку. Неужели Вашингтон решил пока больше не поддерживать «управляемый хаос» в Восточной Европе?

Под вопросом остается Владимир Путин, который ранее уже использовал украинских национал-патриотов в своих интересах. Что, если дав себя уговорить публично выступить за возвращение Донбасса Украине, он затем инициирует их громкое возмущение этой «зрадой»? И если они вновь сорвут реализацию Минских договоренностей, как уже сделали это в 2015 году (блокируя принятия изменений в Конституцию), то Кремль вновь умоет руки и обвинит во всем Украину. При этом, у Кремля есть и еще один механизм срыва мирного процесса: какие-нибудь «неизвестные» боевики Донбасса всегда могут спровоцировать кровопролитное сражение. Причем, они успешно работают в паре с украинскими национал-патриотами, давая им провод еще громче орать «з ким ви зібралися миритися, з вбивцями наших хлопців?!». Путин знает, как успешно манипулировать людьми.

Но и с украинской стороны есть люди, заинтересованные в продлении этой зависшей и непонятной ситуации в зоне АТО. Ведь это «черная дыра», через которую проходят миллиарды гривен, гигаватты электроэнергии, сотни тысяч тонн угля. Это блокада, которая, похоже, создана только для того, чтобы драть с перевозчиков деньги за провоз грузов. Это возможность убрать с украинского рынка производителей, оставшихся в Луганске и Донецке. Это возможность распиливать бюджетные деньга на военных поставках и строительстве укреплений. «Большие люди» уже приспособились к этой ситуации, наладили потоки, обустроили схемы - а дальнейшая реализация Минских соглашений просто разрушит их. Что же они будут «пилить», на чем они будут «зарабатывать»?

На языке так и вертится фраза «на восстановлении Донбасса». И действительно, в отдаленной перспективе, после полного урегулирования конфликта на востоке Украины, в регион будут направлены большие средства на его восстановление. И причастные к этому делу чиновники и бизнесмены смогут заработать на нем миллиарды – и совершенно легально, получая подряды, и различными коррупционными методами.

Однако чтобы стать к нему причастными, необходимо либо занимать соответствующую должность в Киеве, либо работать в местной власти на Донбассе. И вот тут и возникает камень преткновения: если провести выборы в ОРДиЛО в ближайшее время, по минском сценарию, то у «проукраинских» партий и кандидатов там будут весьма минимальные шансы на победу. А значит, они не смогут получить мэрские кресла и большинство в городских советах, и в дальнейшем руководить распределением средств на восстановление региона…

«Finita la commedia!»

И всё же о серьезности намерений Киева всё-таки пойти путем Минских оглашений говорит хотя бы резко изменившаяся риторика Луганского экс-губернатора Гергия Туки, который перебрался в столицу на повышение - в кресло замминистра оккупированных территорий.

Еще два-три месяца назад он был радикальным сторонником блокады ОРДиЛО и непримиримым врагом сепаратистов (Тука – один из основателей скандального сайта «Миротворец»), которому «ватники» мерещились даже среди собственных сотрудников. Во времена его губернаторства большинство пропускных пунктов были закрыты, Тука охотился на «контрабанду, словно ездил на сафари, а областное УСБУ нещадно боролось с получателями украинских пенсий из Луганска. Теперь же он называет блокаду «глупой и недальновидной», говорит о перспективах экономической реинтеграции, и даже считает, что часть бывших сепаратистов может быть пристроена на работу в местные силовые структуры.

В отличие от тех национал-патриотов, которые вопят про «зраду», Тука подкрепил свое мнение практическими аргументами, а не политическими эмоциями. И это наводит на мысль, что власть начинает агитационную компанию убеждения украинцев в необходимости следования минским сценарием. При этом она пошатнет политический рейтинг национал-патриотов, которые будут упорствовать в своем непринятии Донбасса из политического принципа. Думается, что победит в этой битве за настроения электората тот, у кого будут более веские доводы, красноречивые ораторы и популярные СМИ.

Что это даст? В первую очередь, это устранит угрозу «майдана патриотов» при следующей попутке принятия поправок в Конституцию и законодательной базы выборов в ОРДиЛО. А заодно подстегнет проголосовать «за» большинство депутатов. Таким образом, после устранения всех этих барьеров с украинской стороны, заминка будет только за Донецком и Луганском, а точнее за курирующей их Москвою. Ведь существует угроза того, что у Путина вновь может «переклинить» и он найдет способы сорвать процесс. Вот только, а нужно ли ему это?

Существует мнение, что Кремль блокирует выполнение Минских договоренностей для того, чтобы вернуть в Украину собственный вариант Донбасса: в виде совершенно неуправляемой автономии, которая будет лишь сосать из Киева деньги и полностью игнорировать украинские законы. Что такой вариант Донбасса выгоден донецким олигархам, которые бы смогли превратить его в такой себе внутриукраиский экономический и юридический оффшор. Что при этом управлять регионом будут и дальше Захарченко с Плотницким, а Гиви с Моторолой изберут в Верховную Раду, где они будут драться на кулачках с Парасюком и Березой. Это тот вариант «особого статуса Донбасса», которым пугают украинцев национал-патриоты, вопящие о «зраде».

Однако если отбросить домыслы и преувеличения, то никакого «особого статуса Донбасса» в Минских соглашениях нет. Есть лишь «временный особый режим управления в ОРДиЛО», который регулируется соответствующим украинским законом. Таки образом, бывшие сепаратисты просто не смогут существовать вне украинского юридического поля. Кстати, никаких «республик» тоже не будет, поэтому Захарченко и Плотницком придется попытать счастья на выборах Донецка и Луганска, если они захотят остаться хоть при какой-то руководящей должности. Законы же не позволят баллотироваться на выборах всем гражданам России, включая скандально известного Моторолу, а также бывшим боевикам, не попавшим под амнистию за тяжестью преступлений. Кроме того, выборов народных депутатов в Раду в ОРДиЛО тоже пока не предусматривается – только в местные органы власти.

Возникает вопрос: ну и как же Кремль сможет вот этим далее пакостить Украине? Думается, что никак. Донбасс, присоединенный к России, Путину был не нужен. Донбасс, интегрированный обратно в Украину, для Путина станет бесполезен. Путин манипулирует неопределенным статусом Донбасса, извлекая выгоды от затягивания процесса мирного урегулирования.

Если Запад действительно сумел надавить на него так, что он отказался от намерений играть с Донбассом, словно бумажкой на веревочки, то он уже не будет использовать его против Украины. А если нет? Тогда Минский процесс может затянуться еще ни на один год.

Ведь местные выборы – это только первый шаг. Далее необходимо еще провести амнистию сепаратистов, отсеяв при этом военных преступников и мародеров. Необходимо вернуть под контроль украинских пограничников восточный кордон державы. Нужно узаконить и сформировать местную милицию ОРДиЛО, уточнив, что же она будет из себя представлять - полицейскую службу или мини-армию с танками и пушками? И каждый этот шаг может сопровождаться скандалами, демаршами и новым обострением. Хватит ли у Европы и Америки терпения каждый раз летать в Киев и Москву, принуждая их лидеров к миру и согласию?

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA