«Нацарювали та і втекли»: Неуловимые Джо украинской коррупции
24.02.2017 18:48

«А кого ловить-то, Юр?!» - Генеральная прокуратура Украины, ныне руководимая неподражаемым Юрием Луценко, умудрилась объявить в розыск… неизвестного анонима. Беспрецедентно курьезная история произошла 14 февраля нынешнего года, когда пресс-служба ГПУ опубликовала на своем сайте официальное сообщение о начале международного розыска некоего экс-генерала СБУ, обвиняемого по статье 109 УК Украины (попытка насильственного захвата власти). Но при этом почему-то не сообщила его имя-фамилию и не показала народу лицо «заговорщика».

Интересно, почему? Неужели родные правоохранительные органы теперь начали скрывать от собственных граждан даже личности разыскиваемых преступников? Может быть, они бояться, что украинцы не станут помогать им ловить пытавшегося свергнуть власть генерала-путчиста, а будут его укрывать? Или же в ведомстве Луценко царит такой бардак, что, объявляя обвиняемого в розыск, они просто забыли сообщить о ком же идет речь? Но, пардон, а как и кого тогда искать?! Представляете себе этот стенд «Их разыскивает Генпрокуратура»!

Это далеко не единственное дело, с которым облажалась ГПУ. Так, самый разыскиваемый украинский политик Виктор Янукович, оказывается, уже давно не находится в розыске. Дело в том, что Генпрокуратура вот уже три года никак не может не только не только доказать свои обвинения в адрес экс-президента Украины, но и толком их сформулировать.

Напомним, что Виктора Федоровича объявил в розыск 26 февраля 2014 года и.о. генпрокурора Олег Махницкий – тот самый, о котором потом говорили, что заняв место Виктора Пшонки, он торговал креслами начальников областных прокуратур и за деньги разваливал резонансные дела. Махницкий же «сшил» дело Януковича по статьям 115 (убийство), 121 (тяжкие телесные) и 365 (превышение служебных полномочий), пытаясь подвести их под «преступления против Майдана». Потом Махницкий с позором ушел, а вот глупое обвинительное дело осталось. Адвокаты Януковича настаивали на том, что эти обвинения бездоказательны и политизированы, в итоге в 2016 году Интерпол снял экс-президента с розыска. И сейчас генпрокурор Луценко пытается вернуть фото Януковича на сайт Интерпола, обвиняя того уже в государственной измене (письмо с просьбой о введении российских войск от 1 марта 2014 года).

Но кажется, что всей этой шумихой о «преступлениях против Майдана» и «государственной измене» тщательно замалчивают два вопроса. Первый: почему Генпрокуратура не предъявила Януковичу обвинений по его действиям, совершенных до Майдана, в течение 2010-2013 года, неужели его свергли ни за что? Второй вопрос: почему у Генпрокуратуры не возникли вопросы к происхождению огромного богатства экс-президента? Конечно, сказки про груженные долларами КамАЗы это майданный фейк, но ведь были факты, которые украинцы, в буквальном смысле, щупали руками. В конце концов, стоило бы открыть дело о «золотом унитазе», то есть о колоссальных растратах казенных средств – если не в отношении самого Януковича, то против его челяди. Но, видимо, расследование «мега-распилов бабла» представителями старой домайданной власти может затронуть и некоторых высокопоставленных лиц из новой постмайданной власти, а также кормящихся при любой власти олигархов.

Аналогичные вопросы возникают при ознакомлении с обвинениями в адрес сбежавшего Виктора Пшонки – одного из «папередников» Луценко, занимавшего пост генпрокурора с ноября 2010 по февраль 2014-го. Махницкий и на него завел дело лишь по «преступлению против Майдана», причем, не сумев найти вины в выполнении Пшонкой своих прямых обязанностей (арестами буянивших протестующих), Махницкий начал «вешать» на него участие в «расстреле Майдана». Эти обвинения так и остались бы риторическими, если бы в марте 2014 года ЕС и Канада, неожиданно, не включили Пшонку и его сына Артема Пшонки в «санкционный список лиц свергнутого режима».

Вот только претензии к Виктору Пшонке возникли задолго до Майдана – и они стали одной из главных причин «антидонецкого восстания» киевлян. Пшонка был главой той самой «прокурорской мафии» Украины, созданной еще Геннадием Васильевым в 90-х, и находившейся в союзе с донецким кланом Ахметова (но не подчиняясь ему). Тысячи уголовных дел, открытых для вымогательства денег, сотни «отжатых» предприятий – от прокурорского беспредела стонали не только Донбасс и Киев. По выстроенной Пшонкой коррупционной пирамиде наверх «заносили» колоссальные суммы – на которые, в частности, был выстроен его роскошный особняк в Гореничах (в марте 2014-го дочиста разграбленный неизвестными «патриотами»).

В разграбленном доме Пшонки: мародеры вынесли даже оконные и дверные рамы

Но только в августе 2014 года на Виктора Пшонку были заведены уголовные дела по статье 364 (злоупотребление властью), да и то лишь по двум эпизодам: попыткой завладеть землей «Агрофирмы Корнацких» и растратой средств АО «Банк Первый». Что же касается остальных бесчисленных эпизодов деятельности «прокурорской мафии», то в Генпрокуратуре развели руками: мол, нет заявлений от пострадавших! Но, как поговаривают в народе, всё дело в том, что созданная Васильевым-Пшонкой «прокурорская мафия» никуда не делась, её члены продолжают работу в органах украинской прокуратуры, некоторые даже пошли на повышение!

Кстати, семейная чета Пшонок доила украинский бизнес не только через прокуратуру, но и с помощью Торгово-промышленной палаты Украины (ТППУ), которой «рулила» Ольга Николаевна - супруга генерального. После Майдана мудрая Ольга Николаевна уступила руководство ТППУ своему «человечку» Геннадию Чижикову, которому даже разрешили критиковать «деспотию Пшонок», лишь бы оставаться и дальше на своем посту. И по сей день люди Ольги Николаевны полностью контролируют ТППУ, делясь с ней «наваром» - так что беглому экс-генпрокурору наверняка не приходиться побираться.

Его бывший босс и наставник Геннадий Васильев исчез из Украины тоже после Майдана, однако объявлять его в розыск никто и не подумал: к тому времени о его прошлых «подвигах» все основательно забыли. Более того, в 2010-2011 г.г. у Васильева произошел конфликт с главой президентской Администрацией Левочкиным, с которым они не поделили Кредитпромбанк (концерн «Энерго») и ЗАО «Донецксталь» (включающее в себя Донецкий металлургический комбинат, Ясиноватский коксохим, ЗАО «Макеевкокс», ОАО «Шахтоуправление Покровское»). Так что Васильев вполне сам мог изображать из себя жертву «режима Януковича».

А в 2011-2013 г.г. Васильев начал рейдерские операции в России, пытаясь отжать ряд предприятий в Кемеровской области (шахты «Заречная», «Карагайлинская», «Красная Горка», «Грамотеинское ЦЭММ» и др.) у Виктора Нусенкиса - своего старого партнера по угольному и металлургическому бизнесу еще с 90-х годов. Однако личное вмешательство губернатора Амана Тулеева, являющегося другом Нусенсика, вынудило Васильева отступиться, и с лета 2014 года о нем никто ничего не слышал.

Ренат Кузьмин, еще один донецкий татарин (наряду с Ахметовым, Брагиным, Узбеком, Бахтеевой, Такташевым и др.), входил в число верхушки «прокурорской мафии» и при генпрокуроре Васильеве (был прокурором Киева), и при генпрокуроре Пшонке (зам генпрокурора). И с ним вновь повторилась та же самая история: второму лицу в Генпрокуратуре, которого называли главным оператором механизма отъема денег и бизнеса, инкриминировали статью 371 (незаконные аресты) не за то, что он «выжимал» бизнесменов, а лишь за «преступления против Майдана».

Как итог, уже в начале 2015 года адвокаты Кузьмина сумели убедить Интерпол в политическом подоплеке его дела, и Рената Равельевича сняли с международного розыска. Вернуться в Украину он всё еще не может (тут его с нетерпением ждут), но зато свободно перемещается по всему миру – как и большинство сбежавших «бывших». Но если они, обычно, живут где-то тихо и «не отсвечивают» то Кузьмин решил поглумиться над новой властью и особенно над генпрокурором Луценко – которого он в свое время сажал в 2011 году. Создав в Украине «Адвокатское объединение Кузьмин и партнеры», он заделался правозащитником, регулярно доставая Генпрокуратуру многочисленными обвинениями в затягивании резонансных расследований. В ответ Юрий Луценко возбудил уголовное дело… против работников прокуратуры, ведущих уголовное дело Рената Кузьмина – за то, что до сих пор его не посадили. В общем, цирк – да и только!

В добровольных бегах, и тоже уже давно не в розыске, находится и Андрей Портнов – знаменитый украинский рейдер №2 (номером первым называют Геннадия Корбана). Цепочка обвинений в криминальных делах тянется за ним еще с 2001 года, когда его заподозрили в причастности к убийству коллеги по работе в Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР), ставшей первой рейдерской площадкой Портнова. Хотя следствие так ничего и не доказало, Портнов впоследствии всегда очень нервно реагировал на обвинения в убийстве или угрозах убийства – хотя с улыбкой встречал обвинения в рейдерстве. Видимо потому, что он всегда осуществлял только юридические захваты (манипуляции с акциями), в то время как тот же Корбан активно использовал для захвата предприятий «титушек».

В 2001-2004 Портнов работал на Леонида Кучму и Дмитрия Табачника (захват ОАО «Столичный»), в 2005 перешел в команду Тимошенко и развел там такую бурную деятельность, что БЮТ называли «партией рейдеров»: 75% рейдерских захватов в Украине в то время были связаны с Портновым и Тимошенко. Последним аккордом Портнова в составе БЮТ была конфискация у «РосУкрЕнерго» 11 миллиардов кубометров газа – именно он работал над юридической стороной этой крупнейшей экспроприации. А с 2010-го Андрей Портнов так же успешно работал на Виктора Януковича, засветившись в скандалах вокруг ЗАО «Житомирські ласощі» и фирмы «Ивала», помогал расти агрохолдингу «Кернел» (крупнейший латифундист Украины). Заодно Портнов помогал Януковича подготавливать разные реформы законодательства, концентрировавшие всю власть в руках президента.

Чего уж говорить за самого Портнова, если его старинный друг и бизнес-партнер Сидор Кизин (глава известной рейдерской группы «кизинцев») отжал себе… Житомирское областное отделение ВО «Свобода»! Благодаря чему с марта по июль 2014 года он даже поработал губернатором Житомирщины, а после увольнения начал делать себе карьеру адвоката «украинских патриотов» - например, Игоря Гуменюка, подозреваемого в теракте 31 августа 2015 года под стенами Верховной Рады.

И с Портновым тоже крепко облежалась украинская Генпрокуратура! Оказалось, что объявив о его розыске весной 2014-го, она забыла направить соответствующие документы в Интерпол. Это было сделано лишь в январе 2015, после уточняющих запросов адвоката Портова – требовавшего от Генпрокуратуры ответа, находится ли его подзащитный в официальном розыске. А в ноябре того же года решением Печерского суда розыск Андрея Портнова был отменен по причине «установления места нахождения»: ведь он жил в России и не скрывал этого. Более того, Портнов всячески потешался над недалеким украинским правосудием, позируя в своих блогах в футболках с надписями «разыскивается» и т.п.

Бывший глава Минтопэнерго Украины Эдуард Ставицкий бежал из страны так торопливо, что забыл дома заботливо приготовленные 5 миллионов долларов наличными, 42 килограмм золотых слитков и несколько десятков дорогих швейцарских часов. На всех пачках с валютой стояла одна и та же дата 14 февраля 2014 года – наличность снималась оптом, в своих банках, явно в подготовке к бегству. Впрочем, за границу он уехал не в одном исподнем, поскольку уже в апреле 2014 году он материализовался в Израиле с паспортом на имя Натана Розенберга. Понятно, что он лишь гомерически хохотал над своим фото на сайте украинской Генпрокуратуры в рублике «розыск».

При этом Ставицкий не просто поправлял свое здоровье на берегах Мертвого моря, но и продолжал вести в Украине полукриминальный бизнес через свою компанию «БРСМ-Нафта», буквально занимавшуюся разбавлением бензина какой-то ослиной мочой! А партнерами «БРСМ-Нафта» поочередно выступали олигарх Сергей Курченко (в 2012-2015), Николай Герасимюк (заместитель Генпрокурора Виталия Яремы в 2014 году), и некие адвокаты бизнесмены, связанные с окружением Петра Порошенко (в 2015-2016). Схема работала весьма интересно: основные собственники «БРСМ-Нафта» менялись, отжимая друг у друга этот бизнес (при каждом таком отжатии взрывались и горели нефтяные базы компании), а вот доля Ставицкого всегда оставалась при нем и его теще!

Владислав Каськив, бежавший из Украины в марте 2014 года и тогда же объявленный в розыск, осенью 2016-го стал очередной неудачей Генпрокуратуры – которая, похоже, вообще не ловит «мышей». Карьера этого политического и финансового афериста началась еще во время первого Майдана, на который он пришел «полевым командиром» и возглавлял объединение «ПОРА», кормившееся западными грантами. Затем он возглавил одноименную партию, после пристроился директором «Института политического развития», был советником премьера Тимошенко, считался одним из убежденных национал-патриотов. Но после избрания Януковича «патриот» перебежал к «донецким», пристроившись сначала советником министра топлива и энергетики, а с декабря 2010 главой Государственного агентства по инвестициям и национальным проектам.

Коррупционные скандалы с упоминанием фамилии Каськива вспыхивали еще с 2011 года: сначала речь шла о десятках миллионах, затем уже о миллиардах! Но он оставался в своем кресле, видимо, будучи лишь зиц-председателем, хотя и очень оплачиваемом: позднее представители МВД заявляли, что Каськив вывел в оффшоры 255 миллионов гривен и прикупил себе недвижимости в Латинской Америке. Там (в Панаме) его и арестовал Интерпол в сентябре 2016 года. Но уже через месяц Каськив внес за себя залог в 600 тысяч долларов и вышел на свободу, после чего сразу же попросил в Панаме политическое убежище. В украинской Генпрокуратуре лишь привычно развели руками…

А вот бывший столичный городской голова Леонид Черновецкий, известный также под прозвищем «Лёня Космос», сделал ноги задолго до Майдана – еще в 2012 году, как только проиграл очередные местные выборы. Дело было не только в трениях с «донецкими»: за время руководством Киева (2006-2012) команда Черновецкого наворотила таких дел и перешла дорогу стольким большим людям, что от досрочной расправы над Лёней Космосом его спасало лишь покровительство Виктора Ющенко. Он был благодарен Черновицкому за неоценимую поддержку «мессии» во время первого Майдана, на который тот привел тысячи прихожан «Посольства Божьего».

Черновецкий был не только киевским рейдером и «крышей» таких застройщиков как Андрей Иванов и Василий Хмельницкий, но и аферистом: достаточно вспомнить скандал с «Элита-центром». Мошенническую схему создал бизнесмен Александр Волконский – близкий друг сына Черновецкого Степана, прокручивавший все деньги клиентов через «Правэкс-банк». Сам же Леонид Черновецкий в своё время начинал с того, что в конце 80-х выкупал за копейки квартиры у выезжающих в Израиль киевских евреев. А в 90-х он не гнушался выдуривать квартиры у доверчивых старушек, уверовавших в проповеди Сандея Аделаджы, и продавал им под видом «намоленого елея» просроченное оливковое масло. К слову, нигерийский пастор поспешно покинул Украину вслед за Черновецким – как говорят, на собственном «каддилаке».

К моменту бегства Леонида Черновецкого его состояние оценивали в 700 миллионов долларов, которые он разделил между членами своей семьи. Однако регионалы объявили на них общую охоту: Генпрокуратура под руководством Пшонки и Кузьмина достала его сына Степана аж в солнечной Испании, и едва не арестовала его зятя Вячеслава Супруненко – но тут грянул второй Майдан, и новый генпрокурор Махницкий сразу снял семейство Черновецкого с розыска. Однако в Украину, где к власти в Киеве пришел его заклятый противник Кличко, Леонид Черновецкий возвращаться не стал – и направил свои стопы в Грузию, где организовал собственную партию «За счастливую Грузию» и даже участвовал с ней в выборах. Вот так: мы к ним – Черновецкого, а они к нам - Саакашвили!

Иван Пургин
Новости Украины – From-UA