Куда ведешь нас, рулевой?
17.11.2004 09:03
…политической беговой дорожки, присоединившись к «группе спортсменов в оранжевых спортивных костюмах».

Ты в море, я в небо

Отказ лидера СПУ от политических амбиций в пользу «народного кандидата» выглядел бы несколько иначе, если бы случился при старте президентского забега. Предпосылки к присоединению Александра Александровича к Виктору Андреевичу, в принципе, были. Однако после долгих и мучительных потуг сколотить некий оппозиционный альянс А. Мороз все же выдвинулся в Президенты лично. И причин тому было несколько.

Во-первых, только самостоятельное участие Сан Саныча в гонке могло уберечь СПУ от наметившейся угрозы раскола. Назревал серьезный конфликт между тяготеющим к правой оппозиции Ю. Луценко и склоняющимся к уходу «влево» и «в центр» И. Винским. Пошли даже слухи, что последний собирается «уйти» из партии неугодных ему персоналий.

А. Мороз справедливо рассудил, что отвлечь партийцев от дрязг и выстраивания элементов собственного имиджа могла только «драка за булаву».

Во-вторых, кандидатской самостоятельности вождя СПУ способствовал провал переговоров между социалистами и «нашими украинцами». Александр Александрович не простил Виктору Андреевичу его настойчивого блокирования политической реформы.

Третьей причиной, по которой А. Мороз решил побыть кандидатом в Президенты, стала осознанная необходимость напомнить о себе избирателю в канун парламентской гонки-2006. СПУ, как партия одного лидера, не может позволить себе лежать на печи во время столь крупного избирательного процесса, как президентская кампания.

Факир был … слаб, и фокус не удался

Однако это президентская гонка стала самым крупным поражением А. Мороза за всю его политическую карьеру. Он пришел к финишу третьим, однако с мизерным результатом в 5,81% голосов.

Жесточайшая поляризация электората по принципу симпатий к двум основным кандидатам привела к тому, что Сан Саныч оказался тем самым третьим лишним.

По всей видимости, вождь социалистов показал столь слабый результат и потому, что с момента последних выборов заметно истощились ресурсы и казна СПУ. На фоне размашистой предвыборной кампании двух Викторов А. Мороз со своими агитационными газетками-листовками выглядел Золушкой.

Кроме того, можно говорить и о том, что над фиаско Александра Александровича основательно попотел Виктор Ющенко. «Народный кандидат» лично и его команда не только поработали над переманиванием сторонников А.Мороза под свои знамена, но и всю кампанию портили ему имидж. Достаточно вспомнить выступление Виктора Андреевича с парламентской трибуны после триумфального возвращения из Австрии, в котором он высказался в том духе, что А. Мороз вовсе даже не настоящий оппозиционер, а приспешник Банковой. Можно также вспомнить обвинение Евгения Червоненко в том, что лидер социалистов причастен к отравлению «нашего украинского» вождя.

Любовь нечаянно нагрянет

Последнее кандидатское фиаско наверняка заставило Александра Александровича стать еще более рьяным приверженцем политической реформы и перехода к парламентско-президентской республике. Нынешней популярности А. Мороза еще хватит для того, чтобы провести СПУ в следующий состав парламента. А, по всей видимости, влиять на государственную политику социалистам грозит только из парламентских кресел, а значит им страсть как нужно сделать их устойчивее и массивнее.

На утро после ночи выборов лидер социалистов принялся с молодецким задором реанимировать политическую реформу, здраво рассудив, что нынешнее «междутурье» – идеальный временной промежуток для ее принятия.

Экстренное (и результативное!) голосование по политреформе могло бы спасти реноме Александра Александровича, сделав его едва ли не спасителем «украинской демократии». Но для того, чтобы можно было смело выставлять реформу на голосование, А. Морозу нужно было добиться твердых гарантий о ее поддержке от «наших украинцев». Лидер СПУ решительно торговался с В. Ющенко, используя свой излюбленный метод под кодовым названием «Утром реформа – вечером поддержка». «Наши» должного рвения насчет реформы не проявляли и попросту тянули время. В конечном итоге у Сан Саныча, по-видимому, сдали нервы, и он 6 ноября подписал соглашение с Виктором Андреевичем, тем самым фактически отказавшись от идеи протолкнуть реформу в «междутурье».

Создалось впечатление, что В. Ющенко не сильно переживал по поводу возможного отказа А. Мороза встать под оранжевые знамена. В штабе «НУ» господствовало убеждение, что даже в случае нейтралитета Александра Александровича большая часть поклонников СПУ и так перепадет ему во втором туре. Хотя, пожалуй, те, кто страстно хотел поддержать Виктора Андреевича, переметнулись к нему от Мороза уже в первом туре.

Что заставило вождя социалистов с такой поспешностью «перекраситься» в оранжевый цвет, доподлинно неизвестно. Не исключено, что ускорение этому процессу придала внутрипартийная оппозиция в лице любителя «уличной демократии» Юрия Луценко. А. Мороз мог пойти на соглашение, дабы уберечь партию от раскола и ухода части СПУ «в свободное плавание» по направлению к «нашей» гавани. Возможно, Сан Саныча заставили поторопиться, припомнив ему некоторые особенности сценария «Украины без Кучмы» и «пленок Мельниченко». По крайней мере, какими-то более «мирными» причинами столь стремительное вывешивание А. Морозом белого флага пояснить довольно сложно.

Ключевой момент

Особенно учитывая тот факт, что после подписания соглашения между Александром Александровичем и Виктором Андреевичем перспективы политической реформы стали гораздо туманнее. А. Мороз и В. Ющенко договорились о принятии политической реформы до 1 января 2005 года при условии ее вступления в силу не позже 1 января 2006 года.

Однако буквально через пару дней после публичных лобызаний с Виктором Андреевичем вождь социалистов вновь принялся настаивать на том, что политическую реформу нужно принимать здесь и сейчас, мотивируя это тем, что «после выборов в голосование будет привнесен субъективный фактор…».

Его соратник Николай Рудьковский добавил: если Ющенко не поддержит конституционную реформу, «он вычеркнет шансы на победу» во втором туре. Народный депутат пояснил это тем, что именно реформа – это та политическая гарантия для «бизнес- и региональных элит», которые иначе «не полезут из окопов и не бросятся на амбразуру власти».

Александр Мороз отлично понимает, что в случае победы Виктора Ющенко у политреформы практически нет шансов. Сам Виктор Андреевич, пожалуй, не станет истово открещиваться от конституционных изменений, но всегда сможет списать провал голосования на депутатов, которые, дескать, отказываются слушаться «царя» и блокируют реформу.

Поэтому не исключено, что если Конституционная реформа все же будет выставлена на голосование до первого тура и «Наша Украина», вопреки договоренностям, ее не поддержит, А. Мороз «взбрыкнет» и «покажет зубы». Впрочем, формальных поводов у него для этого будет не много, ведь в соглашении указано намерение «НУ» поддержать реформу до 1 января. До которого еще жить и жить…

Тяжело нести и жалко бросить

Как бы там ни было, нынешнее положение Александра Мороза выглядит политической ловушкой.

Не исключено, что себе лично, благодаря присоединению к «нашим», Александр Александрович обеспечил кое-какие преференции на будущее. Однако при этом он вполне может потерять свою партию.

Пожалуй, идеальным решением для Александра Мороза было бы не поддерживать ни одного участника второго тура президентских выборов, поскольку выбор в пользу любого кандидата вновь обострит давние внутрипартийные распри. В конечном итоге вся эта партийная «грызня» может привести к тому, что к 2006-му году основная часть Соцпартии разбредется по «соседним» партиям и фракциям (в основном, БЮТ и КПУ).

Впрочем, даже если этого не случится, перспективы СПУ в парламентской кампании-2006 выглядят довольно сомнительными.

Свои лучшие времена социалисты переживали тогда, когда можно было делать жесткое противопоставление «преступного режима» и «демократической левой оппозиции». Сейчас же, когда «коварная власть» взяла на вооружение основные лозунги левых, в том числе необходимость проведения политической реформы, риторика А. Мороза стала несколько смазанной. В случае если победит Виктор Янукович, он не откажется при этом от Конституционной реформы и продолжит социальную политику для снижения протестных настроений, социалистам будет практически не с чем выйти к своему избирателю в 2006 году. В частности, и потому, что СПУ к тому времени окончательно растворится на фоне оранжевых флагов.

Не спасает социалистов и победа Виктора Ющенко. Шансов долго задержаться в «партии власти» у социалистов мало – нет достаточных рычагов. А после совместного хождения на выборы на «наших» (то бишь уже своих!) не сильно-то и понаскакиваешь…

Капитуляция опытного «сапера», доселе довольно успешно лавировавшего между опасными участками отечественного политического «минного поля», может стать началом конца и его лично, как политика, и всей его маленькой, но сплоченной социалистической армии. Которая и держалась, по сути, на плаву лишь благодаря талантливым маневрам вождя, ежеминутно находясь под угрозой «расплющивания» более массивными соперниками за место под парламентским солнцем.

Одним словом, очень может быть, что парламент состава 2006 года может оказаться первым украинским парламентом без социалистов. И лично без Александра Мороза.