Газ и нефть – на всех не хватит!
17.11.2004 09:54
…в силу ограниченности разведанных запасов, имеет конечный предел. Причем тенденции постепенного и достаточно существенного сокращения запасов этого сырья проявляются уже по всему свету, как Новому, так и Старому.

В ожидании Апокалипсиса

По данным экспертов, отслеживающих процессы добычи и потребления нефти и газа в мире, пик добычи только в странах ОПЕК ожидается в 2020 году и составит около 40 - 45 млн. баррелей в сутки. В странах СНГ, принимая во внимание запасы новых месторождений в Каспийском море, пик добычи будет достигнут в 2010 году — порядка 10 млн. баррелей в сутки. Но это и все. В остальном мире добыча нефти и газа будет снижаться – нефтяная Ойкумена будет только сокращаться. Скажем, промышленно развитая и нефтедобывающая Великобритания уже четвертый год как импортирует нефти больше, чем экспортирует, что свидетельствует о том, что в общем-то давно не секрет – о продолжающемся после 1999 г. падении добычи нефти в Северном море.

Если верить данным британских ученых, совокупные извлекаемые мировые запасы нефти составляют примерно 2200 млрд. баррелей, а пик добычи (до 80 млн. баррелей в сутки) ожидается с 2010 до 2020 г. Если прибавить к этому также некондиционную нефть и другое жидкое топливо (нефть из угля и сланцев, битум, синтетические продукты и т.п. – в общей сложности до 800 млн. баррелей), добыча которых затратна сама по себе, к 2050 г. максимум их добычи составит до 20 млн. баррелей в сутки.

Арифметика такова, что сегодня в мире ежесуточно добывается 75 млн. баррелей нефти. Вместе с тем, к моменту достижения пиковых значений добычи нефти открытие новых месторождений нефти на нашей планете будет маловероятно. То есть запасы мировых залежей непрерывно сокращаются в среднем на 4 - 6% в год. Практически никаких иных регионов, которые можно было бы освоить, за исключением Северного и Южного полюсов, не остается (правда, имеются надежды на то, что где-то в Арктике или Антарктике на сверхглубинах имеются запасы нефти и газа, но добыча последних будет связана с проведением работ в экстремальных условиях и сверхзатратами). Уже сегодня в ряде стран, прежде всего в Венесуэле и Канаде, осуществляется производство некондиционной (и убыточной, но что делать?) сырой нефти.

Понятно, что никакой иной альтернативный источник первичной энергии в кратко- или среднесрочной перспективе нефть и газ не заменит. Думать об этом страшновато – судите сами, если, согласно оценкам экспертов, сегодня в мире на нефть приходится 40% всей торгуемой энергетики и не менее 90% транспортного топлива. Без нефти мировая экономика попросту встанет – некоторое подобие этого явления Запад испытал на себе, когда в 1973 г. арабские страны ввели эмбарго на поставки нефти в ответ на поддержку западными державами Израиля. Но масштабы катастрофы будут поистине вселенскими: встанет транспорт, остановится промышленность, останутся на земле самолеты и вертолеты, не смогут выйти в море корабли. Это не говоря уже о том, что под угрозой окажется национальная безопасность стран – как же ее обеспечивать в таких условиях? Но как бы нам того не хотелось, а именно такая перспектива ожидает землян уже в ближайшем будущем.

Протянем, сколько сможем?

Когда это произойдет? Согласно расчетам экспертов, эта самая «нефтяная развязка» должна будет произойти где-нибудь между 2010 и 2015 годами, а то и раньше. Что делать? Наверняка, надо полагать, лидеры ведущих промышленно развитых стран постараются обеспечить свои страны нефтью (чем не наглядный пример – захват англосаксами в 2003 г. нефтеносного Ирака?), стремясь как можно дальше оттянуть неизбежную развязку по мере истощения мировых запасов.

В качестве иного пути ученым видится и такой, как переход на использование возобновляемых источников энергии, введение жестких требований к энергоэффективности и взятие курса на последовательное сокращение применения нефти. Придется отказаться от бензиновых двигателей, как непозволительной роскоши, да и вообще надо будет во всех сферах жизни как-то избавляться от углеводородов, заменив их на альтернативные материалы. Естественно, что для этого почти наверняка потребуются огромные инвестиции в генерирование энергии и транспортные технологии.

Беда в том, что не все и не всегда прислушиваются к голосу ученых. В результате тот оказывается уподобленным тому же гласу вопиющего в пустыне. Причем – в ближневосточной, под которой пока что скрываются гигантские залежи углеводородов, особенно в Ираке. Особенно консервативны в своем мышлении политические лидеры США. Известно, что именно там на законодательном уровне в свое время было закреплено решение не использовать разведанные запасы нефти и газа с тем, чтобы сохранить их на будущее. Но сегодня Белый дом явно пока не готов идти по второму пути, очевидно, стремясь оттянуть это на потом, когда закончится нефть и можно будет говорить о разработке новых технологий всерьез.

Во всяком случае, показателен тот факт, что США пока больше ориентируются на увеличение закупок нефти за границей. Только для нужд США импорт нефти или иных источников, таких как сжиженный природный газ, должен возрасти к 2020 году с 11 млн. баррелей до 18,5 млн. баррелей в сутки(!). А это, кстати, примерно столько же, сколько сегодня в сутки потребляют Индия и Китай, вместе взятые. Не в этом ли кроются глубинные причины проводимой янки вкупе с Туманным Альбионом военно-нефтяной политики на всем Ближнем Востоке. Причем, судя по всему, Ирак – это только первый объект этой политики «нефть для Америки любой ценой» – война за ресурсы в ключевых нефтедобывающих регионах.

То, что происходит сегодня в Ираке, – пример последствий, которые ожидают США в случае продолжения ими нынешней военно-нефтяной политики (похоже, янки уже осознают, что даже им в одиночку из этой переделки победителями не выйти).

Украинская альтернатива

Итак, человечество как можно скорее должно перейти к планированию всеохватывающего перехода на возобновляемые источники энергии, причем чем раньше, тем лучше. Любопытно, что украинские ученые и практики вполне могли бы внести свой посильный вклад в дело разработки альтернативных источников энергии. Например, разработкой технологий утилизации отходов полимерных материалов для получения альтернативных энергоносителей, которые бы по своим характеристикам могли заменить автомобильный бензин и дизтопливо, занимается Центр перспективных энергетических технологий Украинского государственного морского технического университета им. Адмирала С. О. Макарова в г. Николаеве.

По результатам выполненных там исследований уже создан ряд опытных установок по переработке отходов полимеров, которые дали первые практические результаты. Так, из 1 тонны отходов вполне реально получение до 400 л бензина, 450 л дизтоплива и 50 кг мазута. В Центре также разработана технология утилизации отработанных автомобильных покрышек путем деполимеризации. Затем методом крекинга из полученного сырья может быть получено альтернативное топливо. В числе последних разработок (разработчик – Б. Томашевский) – специальная установка для получения водорода.

Другой изобретатель из СНГ – казахстанский ученый-изобретатель Е. Шаптенов – предложил получать энергию, используя для этого силу гравитации, расположив особым, по его словам, образом магниты, заставляющие вращаться якорь электрогенератора. Изобретение, по данным казахстанских СМИ, якобы зарегистрировано в РФ и Узбекистане, но вот только у изобретателя этого perpetum mobile нет средств для изготовления даже опытного образца. Во всяком случае, есть надежда на то, что умельцы на просторах бывшего СССР отыщут некий альтернативный путь получения нетрадиционных источников энергии. А надежда, как известно, умирает последней.
З.Вильданов
специально для <b>From-UA</B>