Операция «ЮКОС»
10.01.2005 13:04
…акций «авианесущего крейсера» компании ЮКОС «Юганскнефтегаза». Счастливым обладателем акций стоимостью 9,3 млрд. долл. стало доселе неизвестное ООО «Байкал Финанс Групп». Методы фактической национализации лакомого куска преуспевающей компании не были спонтанными, это были четко выверенные действия.

Весной в заштатном губернском городище Твери в регистрационных документах появилась скромная фирма с сибирским названием «Байкал Финанс Групп». Именно ей будет суждено оказаться в конце года в нужном месте и в нужное время. Осенью правление ЮКОСа, несмотря начавшееся погашение долгов (4млрд. долл.), окончательно уяснило, что им не вырваться за красные флажки долговых обязательств. Налоговики с каждым месяцем наращивали прессинг. В ноябре топ-менеджмент компании дал понять, что в создавшихся условиях банкротство неизбежно. Был опубликован финансовый отчет, из которого следовало, что за 9 месяцев 2004 года холдинг понес убытки в размере 6,2 млрд. долл., а стоимость чистых активов оказалась отрицательной.

Таким образом, налицо был формальный признак банкротства. Это была отчаянная попытка компании частично сохранить активы под своей юрисдикцией. В случае признания юридического лица банкротом, сделки с ее имуществом замораживаются. Процедура банкротства, кроме прочего, прописывает порядок погашения обязательств. В первую очередь средства получает персонал компании, лишь затем погашаются кредиты предприятия-банкрота.

Однако государство дало понять, что оно является главным держателем кредиторской задолженности, а потому по праву будет иметь большинство голосов в комитете кредиторов ЮКОСа с последующим назначением на должность внешнего управляющего представителя государства. А он, на законных основаниях, перераспределит погашение долгов в пользу родной державы. Вопрос о банкротстве был снят с повестки дня. Последней, уже вдогонку событий, попыткой руководства ЮКОСа приостановить продажу «Юганскнефтегаза» стало обращение в суд американского города Хьюстон. Импульсивное решение хотя и вызвало сочувствие американского суда, но спасти положение дел не могло и только вызвало саркастические улыбки у госчиновников. С таким же успехом можно было обратиться в суд на хутор близ Диканьки.

19 декабря на состоявшемся аукционе по продаже основных акций «Юганскнефтегаза», как и положено по закону, приняло участие три юрлица: «Газпромнефть» (нефтяное отделение могучего «Газпрома», которое газовый монополист за два дня до торгов якобы продал, обеспечивая себе алиби на случай возможных трений), «Байкал Финанс Групп» (БФГ) и компания, чьи владельцы предпочли остаться в тени (условия аукциона сего не возбраняли).

Основанием для аукциона послужило постановление судебного пристава-исполнителя от 18 ноября 2004 года «о продаже пакета в счет погашения налоговой задолженности». Победителем, через несколько минут после открытия торгов, была объявлена БФГ, предложившая за акции 9,3 млрд. долл., на полмиллиарда больше первоначально заявленной стоимости.

На пресс-конференциях Владимир Владимирович, отвечая на вопросы дотошных журналистов о новых хозяевах «Юганскнефтегаза», хладнокровно демонстрировал нарочитую отстраненность и слабую осведомленность в нашумевшем деле.

Далее события развивались стремительно, по заранее утвержденному сценарию. ООО «БФГ» делает первый взнос в размере 1,8 млрд. долл. и через четыре дня отдается в объятия стопроцентной государственной компании «Роснефть». Купчая была оформлена в ночь на 23 декабря. Через день прошла официальная информация о слиянии в конце января «Газпрома» и «Роснефти». До середины января «Роснефть» обязана заплатить государству остаток стоимости 76,79% акций «Юганскнефтегаза», плюс 3 – 4 млрд. долл., которые ЮКОС задолжал своим кредиторам, и 4 млрд. долл. внести на счета Министерства по налогам и сборам. Таким образом, в казну государства должно поступить порядка 17 млрд. долл. Все шито-крыто. Внешние формы законности «сравнительно честного отъема» собственности были соблюдены. Ничего не поделаешь с волками…

После возможных объединительных пертурбаций к февралю 2005 года на вселенских просторах России появится крупнейшая в мире газонефтяная корпорация «Газпром» с государственной долей 50%+1 акция. Мощности корпорации через несколько лет позволят добывать порядка 150 млн. тонн нефти (примерно столько сейчас добывает Венесуэла) и более 550 млрд. куб. метров газа.

Дальнейшая судьба блистательного ЮКОСа рисуется в багровых тонах. По всему видно, холдингу можно править тризну.

Закончится ли на этом путина отлова активов несчастных магнатов – никому не дано знать. Мрачновидцы поговаривают, что на ночном столике президента лежит отчет Счетной палаты, «подаренный» ему к Новому Году земляком Сергеем Степашиным. И гарант Конституции на сон грядущий перечитывает любимые места, живописующие житие приснопамятных стяжателей славы олигархов.