Кому – цунами, а кому…
10.01.2005 17:23
…подготовка к очень «демократическим» выборам в оккупированном Ираке. То, что произошло в 12 странах этого региона, является глобальной катастрофой, поскольку касается не только местного населения, но и многих тысяч граждан других стран мира. Количество погибших немцев перевалило за 1600 человек, до сих пор неизвестна судьба тысячи шведов и примерно такого же числа норвежцев.

Ну-ка скиньтесь по рублю!

Надо признать, что еще никогда участие мира в спасательной операции не было столь интенсивным, но, скорее, по той причине, что никогда прежде мир «золотого миллиарда» не был столь заметно представлен в трагедии мира бедных.

Европейцы, которые отдыхают летом на Мальорке, а зимой в Таиланде, – не самые богатые граждане старого континента. Как правило, это люди средних доходов. Но в Азии они чувствуют себя господами и кичатся тем, что их деньги «кормят» миллионы бедных «туземцев».

Однако на второй день католического Рождества зажиточных европейцев и нищих туземцев постигла одинаковая судьба – и те и другие стали жертвами цунами. Воды океана безжалостно сметали каждого, оказавшегося на их пути. Что же происходило и происходит после катастрофы?

Зарубежные наблюдатели обращают внимание, что помощь, в первую очередь, достигла курортных мест, где находится больше всего иностранцев. Как пишет немецкий еженедельник «Фокус», «туристы из Европы на следующий день получили помощь с родины, и их сразу отправили самолетом домой». Правда, ничего подобного нельзя было сказать о россиянах и украинцах, которым пришлось позаботиться о себе самостоятельно. Меньше всего иностранные спасатели интересовались нищими рыбаками, многие из которых до сих пор лишены питьевой воды и продуктов питания.

Затем начались длительные пререкания, кто и сколько должен выделить средств на восстановление разрушенной инфраструктуры в пострадавших странах. На чрезвычайной международной конференции в Индонезии было решено выделить 4 млрд. долларов, хотя Мировой банк назвал цифру в 5 млрд., а независимые эксперты говорят о 12 – 15 млрд. ЕС пообещал выделить около 150 млн. в ближайшее время и примерно 500 млн. «в будущем». Колин Пауэлл заявил, что США предоставят 360 млн. Япония обещает выделить 500 млн. и т.д.

Но, как пишет британская газета «Гардиан», между обещаниями, щедро раздаваемыми правительствами, и реальными поступлениями средств может быть огромная разница. Представители иранского правительства, занимающиеся восстановлением города Бам, разрушенного землетрясением год назад, говорят, что из 1,1 млрд. долларов гуманитарной помощи, обещанных иностранными государствами, было получено только 17,5 млн. Точно так же из 400 млн. долларов, обещанных богатыми странами на восстановление Мозамбика после наводнения 2000 года, государство получило только половину.

Нам Крым все равно ближе…

Туристический сезон в пережившем катастрофу регионе продолжается до марта. Но туристы возвращаются домой сейчас, и неизвестно, прибудут ли сюда новые. Для людей, живущих за счет денег тех, кто приезжает из Европы или Австралии, пришло время экономической катастрофы.

Спустя два года после террористических актов на острове Бали туристический бизнес здесь находится в полнейшем упадке. Пятизвездочные отели, в которых останавливались обычно европейцы, австралийцы и американцы, заполнены едва ли на 10%, несмотря на значительное снижение цен. Люди боятся новых взрывов. Будут ли бояться цунами? «Не надо бояться, – говорят на таиландском острове Пхукет. – Цунами – явление очень редкое и появляется раз в тысячу лет. Приезжайте, мы ждем».

Объем туристического рынка региона действительно поражает воображение: за январь-август прошлого года курорты Юго-Восточной Азии посетили 27 млн. отдыхающих, что принесло 100 млрд. евро. То есть каждый турист оставил здесь в среднем 750 евро! Для сравнения: средняя годовая зарплата жителя Таиланда не превышает 2200 евро.

Таким образом, туризм является одним из важнейших источников доходов бедных стран Юго-Восточной Азии. Турбюро не жалуются на недостаток желающих отдохнуть, а любители «девочек» и «мальчиков» едут туда в поисках острых сексуальных приключений, чтобы дешево и без проблем позабавиться с малолетними, вытолкнутыми в проституцию беспросветной нищетой их семей.

Миллионы брошенных на произвол судьбы людей терпят в молчании. Единственная их надежда – на зарубежную помощь, ибо они знают, что от собственных правительств ее не дождаться. В этой связи не мешало бы подумать о том, как могла бы выглядеть такая помощь, если бы трагедия случилась там, где нет солнечных пляжей, курортов и туристов?