Деньги не пахнут?
13.01.2005 19:14
...заслуживает того, чтобы выбить ее в качестве девиза над входом в Министерство здравоохранения Украины. Не дай Бог «среднестатистическому» гражданину серьезно заболеть или, что еще хуже, попасть в больницу – аккурат в «лапы» «бесплатной» нашей медицины.

На выяснение того факта, что лечебное учреждение не в состоянии обеспечить больного даже необходимым минимумом много времени вам не потребуется. В большинстве случаев еще в приемном покое вам выдадут аршинный список, в котором будет все – от лекарств и «приспособлений» для их введения до ваты и электрических лампочек. И предупредят, что если ваши родственники не озабочены вашей судьбой настолько, чтобы приволочь все перечисленное в течение пары-тройки часов, то все, что вам могут гарантировать – это койка, на которой вы с «отдадите концы» в относительно комфортных условиях. Возмутительно, не правда ли?

А чего возмущаться? - скажут вам. – Всем, ведь, известно, что медицина у нас – нищая, что денег не хватает, и как следствие не хватает лекарств, шприцов, шовного материала (список можно продолжать до бесконечности). А еще не хватает моющих средств (потому тараканы по столам гуляют как по проспекту) зарплат (санитарке приходится платить «вскладчину» отдельно за вытертую с тумбочки пыль и за вымытый пол), времени и порошков для стирки (глядя на «костюм зомби» на некоторых медработниках очень сложно поверить в то, что его «стерилизовали»). А также катастрофически не хватает совести у господ чиновников из Минздрава.

Ведь, если верить выводам Главного контрольно-ревизионного управления, специалисты которого в июне 2004-го проверяли, куда расходуются выделенные Минздраву средства, в стране полно всего. И препаратов, которых, якобы, нигде и никогда нет, и денег на их закупку, которых также, якобы, нет, и никогда не было. Так, за период 2002-2004 годов одних только препаратов имунопрофилактики (вакцин) было списано в связи с окончанием срока годности «на общую сумму 437 тысяч гривен». И как оказалось, это далеко не все. Просроченные вакцины общей стоимостью еще на 10 тысяч в принудительном порядке «вытрясли из загашников», где они неизвестно зачем и неизвестно для кого хранились.

Также в выводах КРУ упоминаются «неоднократные факты отказов лечебных учреждений от доставленных медикаментов с мотивацией об отсутствии потребности, в связи со значительными запасами или с неприменением в медицинской практике определенных препаратов»! Вот только некоторые факты. В 2003 году «комбинаторы» из Минздрава полностью «освоили» всю выделенную бюджетом сумму на приобретение противотуберкулезных препаратов, а это 54,7 миллионов гривен. Впору возопить: «ура! Наконец-то у нас вспомнили о больных!». Если не знать, что на момент этой «исторической» закупки остаток аналогичных препаратов вполне обеспечивал потребности Украины в них на два года вперед! Зато за приобретение инсулинов в тот же период местные бюджеты были вынуждены выложить 29,3 миллиона гривен. И это при том что бюджетные закупки инсулина были профинансированы полностью. В придачу ко всему с местных бюджетов «стрясли» еще полтора миллиона на… закупки противотуберкулезных препаратов.

И дело тут не только и не столько в том, что «озабоченный заботой» о здоровье нации родной наш Минздрав закупает лекарства, так сказать, «на вырост», нимало не смущаясь тем, что медицинские препараты имеют такую неприятную особенность как срок годности. Корень проблемы в другом - лекарства закупаются у «нужных» поставщиков. И добро бы за них просто переплачивали. Так в придачу ко всему купленные препараты или оборудование зачастую просто невозможно использовать в условиях медицинского учреждения, которому пытаются их «втюхать». Так, скажем, Сумской областной онкологический диспансер получил «Индарубицин» на сумму 123,3 тысячи гривен – препарат, применяемый для лечения острых хронических лейкозов, заболеваний, которые в этом онкодиспансере просто не лечат! А лечат их на базе гематологических отделений. Или, к примеру, в Днепропетровскую детскую областную больницу поставили компьютерный томограф. Ура? Ага! Оборудование нужное. В некоторых случаях, так просто необходимое. Только при ближайшем рассмотрении выяснилось, что по количеству «разрезов» и по интенсивности рентгеновского излучения томограф вреден для детей!

Можно вернуться к уже упоминавшимся противотуберкулезным средствам. В 2004-м для их закупки из госбюджета выделено более 50 миллионов гривен. И эту сумму «освоили», уж кто бы сомневался. Но через 4 месяца с начала года выяснилось, что в больницах этих лекарств… нет. И это при их, как минимум, годичном запасе на момент закупки! Куда же все это подевалось? Барабашки растащили? Нет, беспокоиться не стоит. Происки потусторонних сил тут совершенно ни при чем. Просто «случайно» выяснилось, что накупленные Минздравом препараты «несколько» не соответствуют стандартам Всемирной организации здравоохранения, и для лечения туберкулеза их применять никак нельзя. Разве что в случае возникновения горячего желания «искоренить» проблему туберкулеза раз и навсегда. Вместе с больными.

Ознакомившись с этими и тому подобными фактами, поневоле задаешься вопросом, а какому же это (как бы это помягче?) «специалисту» пришло в голову выбрасывать миллионные ассигнования на приобретение оборудования, которое вредит больше, чем помогает или лекарств, способных решить все проблемы страждущего самым радикальным методом? Тут то и начинается самое интересное. В Минздраве существует эдакая «система закупок» - своеобразное государство в государстве, где и решается, что покупать, почем и у кого, а каких производителей украинский рынок медпрепаратов «в упор» замечать не должен. Финансами этого замкнутого мирка руководит госпожа Карамушка Л.И., директор Департамента экономики и финансов МЗУ, бывший главбух Черноморского банка реконструкции и развития. На ее хрупкие плечи валятся все тяготы по экономическому и финансовому обоснованию тендеров по закупкам препаратов и оборудования. О юридической стороне дела денно и нощно заботится юристконсульт Чалова Ю.А., бывший юрист… Черноморского банка реконструкции и развития.

Собственно, организацией тендерных торгов заправляет тендерный комитет. А тендерным комитетом рулит господин Сафронов А.И., бывший (кто стоит – тому лучше сесть)… охранник все того же Черноморского банка и так далее.

И, наверное, никто уже не удивится, если добавить, что эта троица «высококлассных специалистов» по закупкам всего необходимого для отечественной медицины появилась в Минздраве в 2003 году, сразу после «воцарения» на должности Министра МЗУ господина Пидаева А.В., бывшего министра здравоохранения АР Крым. И то дело. Можно было бы удивляться тому, что сразу трое граждан Украины ощутили в себе столь сильную тягу к «решению» проблем отечественного здравоохранения, что разом поменяли «кормные» должности в коммерческой структуре на официальные зарплаты госчиновников. Но удивляться тому, что такая спаянная команда согласованно «переехала» с «перепаханного» поля на еще «непаханое», право дело, не стоит. Точно так же как не стоит удивляться и тому, что доходы некоторых госчиновников одними только официальными зарплатами не ограничиваются. Если один лишь «откат» на закупках оборудования для клиники «Феофания», рассчитанный КРУ «по минимуму», составил 11 миллионов, а «в реальности», как указано в аналитической записке, составляет не менее 18-ти, то ради такого вполне стоило сменить солнечный Крым на промозглые зимы Киева.

Нет никаких сомнений, что удачливые (пока что удачливые) «комбинаторы» прекрасно ведают, что творят. Нет никаких сомнений, что все они явно занимают не свое место, и специалистами в области медицины их не назовешь даже с большой натяжкой. Без сомнения, они прекрасно понимают, что попросту обкрадывают больных, вынужденных из своего кармана оплачивать и лекарства, и лечение. И, естественно, это их нисколько не волнует, как сказал один киногерой, «жить захочешь – не так раскорячишься». Хотя, с точки зрения нормального человека, последнее как раз абсолютно неестественно. Ну, так что? Будем дальше «лечить», или пусть живут?