Время безумцев
25.01.2005 13:30
…наблюдая последние события, удивляешься, что не больше. Особенно после того, как по всем телеканалам показали юношу с горящими глазами и всклокоченными волосами, который грозился положить свою жизнь, лишь бы один из кандидатов не был президентом…

На минувшей неделе Украина присоединилась к Европейской декларации по охране психического здоровья. Ратифицировали декларацию представители 52 стран. Церемония подписания состоялась по окончании Европейской конференции Всемирной организации здравоохранения на уровне министров «Охрана психического здоровья - проблемы и пути его решения».

Мировое сообщество давно требовало от постсоветских стран в рамках борьбы за права человека провести деинституализацию в отношении людей с психическими отклонениями. Нечто подобное проделали США, отпустив психически больных на свободу. Стало ли от этого лучше и кому, однозначного ответа нет. Ясно одно – многие из отпущенных пополнили тюремные камеры, остальные – ряды бездомных.

Поэтому давайте разберемся, что такое свобода для психически больных. Свобода идти на все четыре стороны? Ведь у людей, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, как правило, нет работы, нет семьи, нет друзей и близких.

Или, может быть, свобода – это возможность получить лечение? Но, насколько мне известно, в больницу им. Павлова в Киеве надо приходить со своими лекарствами, в психоневрологические интернаты стоят очереди, нет достаточного количества хосписов.

Никто не имеет права мешать человеку сходить с ума, говорил чеховский герой, волею судеб сам оказавшийся в палате для умалишенных. Так что, как говорится, от тюрьмы да от сумы…

Царит в психиатрии шизофрения, а все мании достаточно подробно описаны и особым разнообразием не отличаются. Человеку вдруг начинает казаться, что его преследуют, хотят отравить или уже отравили, что все вокруг – роботы. Или, наоборот, что он Наполеон и сможет завоевать весь мир. Или изменить его. Дней за 100. Обычно в таком состоянии он и попадает в больницу. Можно ли говорить о том, чтобы он пришел туда по доброй воле, вопрос риторический.

Сходные симптомы и у острого психоза. Часто даже опытные специалисты не могут отличить одно заболевание от другого. Чем и пользовалась карательная психиатрия. Тем не менее разница состоит в том, что после соответствующего лечения больной острым психозом сможет вернуться к нормальной жизни, заниматься своей профессией и жить с семьей. При шизофрении же происходит снижение личности и рано или поздно - инвалидизация.

Сходят с ума независимо от возраста, профессии и социального положения. Но пока художники со странностями рисуют картины, а поэты пишут свои полусумасшедшие-полугениальные стихи, они не представляют для общества никакой опасности.

Гораздо менее опасны, чем принято считать, психически больные в быту. Даже при приступе их можно сбить с линии бреда отвлеченными разговорами, скажем, о работе, погоде или детях.

По-настоящему опасным такой человек становится, когда он рвется к власти. А случается это не так уж редко. Мания величия – одна из самых распространенных.

Обычно делает он это с маниакальным упорством и изворотливостью, характерной для болезненного состояния психики. А получив неограниченную власть, способен натворить много бед.

История знает немало примеров, когда самые абсурдные, самые нелепые идеи находили поддержку, и лишь много лет спустя все удивлялись – ведь это же клиника! Поэтому иногда звучащие требования о медицинском освидетельствовании претендентов на высшие государственные должности отнюдь не лишены оснований. Только найдется ли врач, у которого хватит смелости поставить подобный диагноз?