Правая нога Президента
24.11.2005 09:35
…кампании, которая начнется 26 ноября. Причем бежали в основном в правую сторону…

Это неудивительно – ведь в шествии на престол Виктора Ющенко поддержали подавляющее большинство украинских национал-демократических партий и движений. А в соответствии с традицией национальной демократии «где два украинца – там три гетмана», их неисчислимое множество. И хотя с единой кандидатурой президента им тогда удалось определиться, об их объединении в ближайшем обозримом будущем не может быть и речи. Достаточно вспомнить, как долго и безуспешно пытались соединиться обратно две половинки расколовшегося Руха. Поэтому предвыборная суета правого фланга украинских политиков обещает быть оживленной.

«Собор» «Батькивщине» не товарищ!

И не просто оживленной, но и скандальной. Собственно, скандалы уже начались. Недавно вот вдруг рассорились председатель партии УРП «Собор» Анатолий Матвиенко и лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко, состоявшие в одном парламентском блоке.

Причину долго искать не нужно: после того, как Президент Ющенко «попросил» Юлию Владимировну с поста премьера, своих мест один за другим, под разными предлогами, лишились и члены ее блока. Однако руководить Крымом лидеру «Собора», видимо, было куда интересней, чем снова уходить в оппозицию. Поэтому можно предположить, что Матвиенко очень хотел сохранить свой пост. Вот только способ для этого выбрал неверный.

Вместо того, чтобы вовремя дистанцироваться от Юлии Владимировны и приблизиться к Виктору Андреевичу, он пошел на просто авантюрный шаг: депутаты от «Собора» голосовали против кандидатуры Еханурова. Как говорят злые языки, дело было, наверное, в том, что одна изобретательная женщина-политик «развела» Матвиенко на предмет того, что если «якутский бурят» не пройдет в парламенте, то Президент будет вынужден с извинениями вернуть на пост премьера Юлию Владимировну. И уж тогда…

Как бы там ни было, но соратники вдруг «побили горшки». И Матвиенко даже заявил: «В 2009 году я как председатель УРП не вижу ее президентом Украины, и моральная позиция именно поэтому скорее не идти на выборы в блоке Тимошенко в 2006 году».

Кого именно видит Матвиенко Президентом-2009, точно неизвестно, но можно предположить, что не себя, не Виктора Януковича и уж точно не Петра Симоненко. А значит остается кандидатура Виктора Андреевича Ющенко – или же, если утомленный демократией «отец нации» решит отойти от дел и сосредоточиться на пчеловодстве, кто-то из его преемников. Поэтому можно предположить, что Матвиенко своими словами просто сделал Президенту публичный комплимент и теперь запоздало ищет его «благосклонности».

Что ж, она явно не помешала бы не только Матвиенко, которому тут же уняли его тоску по госслужбе, предоставив пост заместителя главы Секретариата Президента, но и самому «Собору», чей рейтинг настолько скромен, что позволяет партии участвовать в выборах только в виде «вагона», пристыкованного к какому-либо «паровозу». В качестве последнего Матвиенко, судя по всему, видит (как лучший вариант) президентскую НСНУ.

Что же касается самой Юлии Тимошенко, то она, похоже, вряд ли сильно огорчилась потерей соратника – правда, не забыв при этом переманить в «Батькивщину» часть «соборовцев» (как жаловался Матвиенко). Тем более,что в качестве фаворита у нее, похоже, прописался лидер УНА Андрей Шкиль, чьи полторы-две сотни активных молодых людей с просветленными глазами могут быть куда более полезными для очередной революции. В свою очередь и блок Тимошенко - единственный шанс попасть в парламент самому Шкилю, поскольку рейтинг его партии начинается после нуля с запятой.

Марш, марш правой!

Если Народный Рух Украины настолько врос во власть (из которой он, впрочем, не вылезал уже много лет, практически подмяв под себя МИД) так, что избирателю уже трудно выделить его как отдельную партию и наделить рейтингом, то его «двойник» Украинская народная партия постоянно подчеркивает свою независимость и отличие от НСНУ. Вот, например, в одном из своих последних интервью Юрий Костенко немного посетовал на то, что президентский блок «либерален», не учитывает «национальных интересов». И тут же добавил, что его УНП «имеет четкую украинскую направленность».

Нужно заметить, что не один Костенко считает НСНУ «недостаточно украинским» и еще кое в чем ущербным. Потому-то и отпадают понемногу симпатии избирателей от президентского блока, приклеиваясь к другим, более «полноценным» партиям. И Юрий Иванович их аккуратно ловит – не слишком торопясь, чтобы подобно другим не навлечь на себя «государев гнев лютый», но и не упуская шансов укрепить популярность своей партии.

Такая стратегия наводит на мысль, что УНП одна из немногих партий, которая серьезно заботится о своем будущем, а не только о ближайших выборах. И исходит из разумной мысли, что власть и ситуация в Украине со временем меняются, а вот УНП должна быть на плаву всегда. Этим можно, например, пояснить, почему в отношении нынешней власти партия обозначает свою позицию как «мы поддерживаем» - что позволяет удачно разделить с Виктором Ющенко благодать Майдана и царящую среди части избирателей эйфорию, но в то же время не нести ответственность за просчеты власти.

В самом деле, разве как-то коснулись УНП все экономические и политические скандалы в команде Ющенко? Да нет, пока Порошенко и Тимошенко, образно выражаясь, таскали друг друга за волосы, а Президент сконфуженно краснел за своего сына, УНП предусмотрительно отошла за портьеру (где уже прятался Александр Мороз).

Однако в преддверии выборов УНП самое время появиться перед народом, поскольку скандалы, кажется, вроде приутихли, а значит можно использовать личный рейтинг Виктора Ющенко в свою пользу. Расчет тут, возможно, следующий: не все «фаны» Ющенко питают столь же восторженные симпатии к его НСНУ, поэтому есть шанс, что какая-то их часть проголосует не за «Нашу Украину», а за «поддерживающую Президента», но патриотичную УНП. Поэтому Юрий Костенко ставит свою партию на предвыборную марафонную дорожку с хирургической точностью – не слишком близко, чтобы не влиться в единый президентский блок, но и не слишком далеко, чтобы не оказаться вне благословенной тени.

Заметим, что это в какой-то степени выгодно и президентской партии. Какую-то часть голосов она теряет в любом случае, но ей будет лучше, если их подберет УНП, а не, скажем, БЮТ. Так что, в принципе, и сам Виктор Ющенко должен быть не против, если УНП пойдет на выборы не вместе с его партией, а «рядом».

Как заметил в своем интервью о предстоящих выборах лидер УНП Юрий Костенко, «Виктор Андреевич начал опять возвращаться к идее, о которой я ему давно говорил: идее «двух ног» на базе «Нашей Украины». Одна составляющая – с ярко выраженными национальными приоритетами, вторая – с демократически-либеральными».

Что ж, быть «правой ногой» Президента – это удачная мысль. Если у него руки ничего не крали, то ноги уж точно ни при чем, но зато именно на них возвеличивается этот «колосс демократии».

Впрочем, такая позиция показалась неудачной руководителю предвыборного штаба УНП Владимиру Мойсику – и он подал в отставку «из-за несогласия с руководством партии в видении стратегии избирательной кампании партии». По его словам, УНП не преодолеет 3-процентный рубеж, а значит необходимо идти на выборы в блоке с президентским НСНУ. Таким образом, свой локальный скандал и раскол (поскольку мнение Мойсика наверняка разделяет и часть партийцев) произошел и в УНП.

С одной стороны Владимир Мойсик прав – риск остаться за бортом парламентской политики для партии есть. Ведь это первые выборы в Украине, которые пройдут исключительно на пропорциональной основе, а значит, шансов получить несколько мандатов традиционным путем в мажоритарных регионах уже не будет. Но с другой стороны, участие в блоке заставит партию, во-первых, довольствоваться квотами на проходные места, во-вторых, лишит ее некоторой политической самостоятельности, а в глазах избирателей и «лица».

Не вписавшиеся в конъюнктуру

Но «потерять лицо», кажется, не так страшно политическому конкуренту и двойнику УНП – партии Народный Рух. Гораздо страшнее потерять свои мандаты и рабочие места в украинском МИДе, к которым «руховцы», надо полагать, уже достаточно привыкли. Поэтому не исключено, что Рух воспользуется предложением и любезно согласится пойти на выборы в едином блоке с НСНУ. Во всяком случае, самостоятельное маневрирование для него еще более опасно, чем для УНП.

Что же касается других вариантов блокирования, то БЮТ исключается по той причине, что это уже не партия власти, блок с УНП исключается потому, что эти две партии не смогли договориться в течение пяти лет – и вряд ли сделают это за несколько дней, с остальными же партиями блокироваться просто нет смысла. Поэтому и было принято решение о вхождении в блок с НСНУ партий, имеющих непосредственное отношение к властным постам – НРУ (лидер – министр иностранных дел Б. Тарасюк), КУН (лидер – галава «Нафтогаза» А. Ивченко) и ПППУ (лидер – секретарь Совбеза А. Кинах). Причем характерно, что лидеры двух чиновно-националистических партий – НРУ и КУНа – стали таковыми, уже находясь в блоке «Наша Украина», с благословения, так сказать, его величества. И до своего избрания на эти посты имели, прямо скажем, весьма косвенное отношение к возглавляемым партиям.

Можно только порадоваться за «пристроившегося» Андрея Шкиля, ведь таких перспектив у его бывшего однопартийца Эдуарда Коваленко нет, поскольку его УНА-УНСО в прошлом году умудрилось изрядно насолить всем, кто поддержал Виктора Ющенко, а с «синими» или тем более «красными» они хороших отношений и не имели.

Не повезло и лидеру партии «ОУН в Украине» Роману Козаку, прославившемуся в свое время своими специфическими предвыборными роликами, где призывал жену Ющенко принять украинское гражданство. Сначала его уволили с работы, потом и сместили с поста лидера партии, которую возглавил некий адвокат Петр Рябенко. Теперь «ОУН в Украине», похоже, больше не будет требовать чего бы то ни было от граждан США и жен «отцов украинской демократии» - новый лидер партии собирается вернуть ей «утраченное доверие».

Большой интригой является дальнейшая судьба другого видного националиста – вождя ВО "Свобода" Олега Тягнибока, известного своими скандальными выступлениями и депутатскими запросами. Как-то мало вспоминается, что он тоже «оранжевый» - очевидно, радикализм Тягнибока смущает команду Ющенко, и его даже исключили из парламентской фракции «Наша Украина». Несдержанный на язык «супер-патриот» несколько портит светлый образ новой власти. Другое дело - Конгресс украинских националистов (КУН) и его председатель Алексей Ивченко, скандальность которого чисто экономическая: на предоставленном ему посту руководителя «Нафтогаза» он практически умудрился поставить Украину на грань газового кризиса.

Конечно, вина за обострение отношений с Россией лежит на всей «оранжевой» власти, однако Ивченко оказался в этой ситуации не мененджером, «пробивающим» нужные контракты любой ценой, а типичным украинским национал-патриотом, дразнящим «Газпром» и Россию угрозами «перекрыть трубу» и забавляющимся прожектами приобретения газа в тридевятом царстве.

Заметим, что, несмотря на свои «достижения», Ивченко своего поста не лишился, что вызывает некоторое удивление. Очевидно, ссориться с национал-патриотами команда Ющенко в канун выборов не желает – зачем ей создавать себе еще одну оппозицию? Пусть тоже будут «правой ногой» власти, хотя бы до выборов (таких «ног» подле Виктора Андреевича собралось уже столько, что они напоминают висячие стволы баобаба). Правда, при этом следовало бы подумать и том, что будет, когда цена на газ превысит 100 у.е.

В свою очередь и национал-патриотам нет никакого резона отделяться от НСНУ. Хотя в настоящее время КУН, ОУН и «Братство ОУН-УПА» обговаривают вопрос конфигурации в предвыборный блок, абсолютно понятно, что самостоятельно попасть в Верховную Раду они не смогут. Украинский национализм не самая популярная в Украине идеология. Точнее, популярная только в нескольких регионах и только среди определенного процента их населения.

Судя по всему, украинский национализм изжил себя еще в начале 20 века, и движение Степана Бандеры – лишь попытка его реанимировать прививкой радикального национал-социализма. Идеология же нынешних националистов – это вообще 19 век. Чтобы увлечь ею массы, нужно, чтобы эти массы хотели жить в «пещере» или оторванном от мира «хуторе», злобно ворча на соседей. Понятно, что таких избирателей нелегко найти даже в Западной Украине. И если национал-патриоты не смогут воспитать себе новое поколение избирателей (а школьная программа по истории напоминает как раз подготовку обиженного на мир «населения пещеры»), то эти партии со временем трансформируются в малочисленные клубы престарелых чудаков…