Театр строгого режима
14.07.2004 15:47
…и с откровенной насмешкой следили за манипуляциями заграничного актера Йона Йонсона, который пытался растолковать о непростой жизни зеков Швеции и Америки.

Своеобразное турне по украинским колониям совершил на днях шведский актер, режиссер и писатель Йон Йонсон со своим спектаклем «Кое-что по-серьезному». Спектаклем, честно говоря, это можно было назвать с большой натяжкой – он скорее напоминал экскурс в ту часть жизни Йонсона, когда молодой, подающий надежды актер решил посвятить себя обучению театральному искусству людей, лишенных свободы. Его постановку следовало бы назвать «Как я ставил спектакли на зоне», ибо все представление – это множество маленьких историй о судьбах людей, которые провели большую часть жизни за решеткой.

Йонсон говорит, что по сравнению с Америкой и Швецией в Украине удивительно щадящий режим для заключенных. На Западе попасть на территорию тюрьмы очень сложно – на каждом шагу тщательные проверки и досмотры, поэтому и оборудование у актера – самое скудное. В украинских же тюрьмах обстановка почти сердечная, Йонсон даже задумался, не поставить ли у нас что-нибудь этакое.

– У ваших заключенных особые лица, особые глаза, – делился своими впечатлениями с журналистами режиссер, – они подходят ко мне после каждого выступления и просят взять играть в какой-нибудь спектакль. Уверен, среди украинских заключенных немало талантов...

Обычному зрителю спектакль может показаться скучным – ни декораций, ни ярких костюмов, да и действия почти нет. И все-таки двухчасовой монолог Йонсона осужденные смотрят с удовольствием – интересно, как живут зеки за границей.

А порассказать было о чем. Как вам, к примеру, такая история? Спун Джексон, осужденный за убийство, долго не решался подойти к режиссеру. А когда все же решился и его утвердили на роль, целыми днями только этим и занимался. Репетиции уже подходили к концу, и одна молодая художница вызвалась нарисовать лица осужденных актеров. Спун влюбился в нее без памяти и поведал об этом режиссеру. Интересно, что и сама художница воспылала страстью к заключенному актеру. Они поженились в доме, на котором с одной стороны висела табличка «Дом венчаний», а с другой – «Газовая камера». И несмотря на все преграды, прожили в браке они долго и счастливо.

Вообще, порядки в Швеции сильно отличаются от украинских своим демократизмом. Так, там совершенно нормально относятся к желанию зеков сбежать на волю.
«Это же нормальное стремление любого человека!» – говорят местные чиновники. Поэтому максимальным наказанием для беглецов могут быть лишь приплюсованные дни, проведенные на воле, к общему сроку.

Правда, и в благополучной Швеции не обходилось без курьезов с актерами. Местные власти настолько свыклись с мыслью о необходимости такого театра, что даже разрешили зекам гастролировать по стране. Но в первый же день гастролей звезды тюремного театра дали деру – после окончания спектакля они попросту вышли в открытые двери театра вслед за зрителями.

И неизвестно, пустили бы после этого Йонсона в какую-нибудь другую тюрьму, если бы на следующий день зеки сами не позвонили и не объяснили причину своего побега. Оказалось, что среди охранников были и такие, которые сильно недолюбливали искусство и жестоко издевались над актерами. Беглецы заявили, что вернутся в тюрьму лишь после того, как начальство уволит их истязателей. И что вы думаете? Таки уволило.

Кто же такой, этот Йонсон, спросите вы. До того как посвятить себя тюремной режиссуре, он был самым обычным актером королевского театра. Жизнь его текла размеренно и спокойно, пока в один прекрасный вечер к нему в гримерку не заглянул начальник тюрьмы из города Кумла с просьбой показать свое мастерство для его подопечных.

После постановки пьесы Самюеля Беккета «Ожидая Годо» в шведской тюрьме, Йонсона пригласили для постановки этой же пьесы в тюрьму «Сен-Квентин», большинство из осужденных которой – пожизненники.

– Работать в такой тюрьме для меня было настоящим испытанием, – рассказывает Йонсон, – только представьте себе: везде развешаны таблички с призывом «В воздух не стрелять!». То есть, если произойдет что-то, что не должно произойти, человека застрелят тут же на месте, без какого-либо предупреждения.

Обитатели колонии строгого режима №85 в Буче встретили выступление заграничного режиссера с огромным вниманием.

– Я бы очень хотел поучаствовать в таком спектакле, – мечтательно поведал Сергей, осужденный за грабеж, – я бы прекрасно сыграл Отелло...