«Желать мы можем многого, но ресурсов для исполнения желаний у нас нет»
12.05.2014 14:00

Европа в одностороннем порядке открыла для многих украинских товаров свои рынки. Министр экономического развития и торговли Украины Павел Шеремета призвал украинских производителей в связи с этим увеличить поставки товаров в ЕС:

«Если Украина безотлагательно начнет поставки товаров на территорию ЕС, украинские экспортеры дополнительно получат около 500 млн евро», - заявил министр.

Кроме того, министр отметил, что в настоящее время от ввозных пошлин освобождены 83% всей сельскохозяйственной продукции, поставляемой в страны-члены ЕС, а также почти все промышленные товары. Еще на 16% товарных позиций в сельском хозяйстве Украина получила нулевые тарифные квоты, а это означает, что производители могут поставлять в Европу столько товаров, сколько смогут.

Осталось только понять, нужны ли наши товары Европе в таком количестве…

О том, какое значение для украинской экономики может на самом деле иметь отмена пошлин, сможет ли торговля с Европейским Союзом компенсировать убытки от уменьшения экспорта украинских товаров в Россию, а также в какие сроки возможны глобальные изменения и при каких условиях они произойдут, корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA рассказал доктор экономических наук, Президент Центра рыночных реформ Украины Владимир Лановой.


Новости Украины – From-UA: – Здравствуйте, Владимир Тимофеевич! Как Вы считаете, сможет ли отмена пошлин с ЕС спасти украинскую экономику или хотя бы как-то компенсировать тот ущерб, который причинен ей из-за проблем с экспортом в РФ?

Владимир Лановой: – Рекомендация, данная Шереметой, – это, конечно, слишком узкая рекомендация. По существу, отмена пошлин ничего не прибавляет. Это говорит только о том, что если мы ввезем товары, то с наших поставщиков не снимут пошлины на границе со странами ЕС, но никак не об увеличении продаж.
Для того, чтобы увеличить продажи, нужно все-таки кое-что сделать. Например, если мы начали говорить об аграрной продукции, то европейцы поставили определенные квоты на ввоз украинской продукции, поскольку большая часть нашей продукции не соответствует качественным требованиям - стандартам, рецептурам, химическому составу, другим требованиям безопасности продуктов питания. Так что перед нами еще большая работа в сельском хозяйстве: нам нужно производить органическую продукцию земледелия и экологически чистые животноводческие товары. Нужно перезаключить договоры, провести новую стандартизацию, представление о своей продукции и так далее.

Так что призыв-то правильный, но пока только на уровне лозунгов. Получим мы эти 500 миллионов или нет – неизвестно. Для того, чтобы их получить, нам нужно поставить высококачественную продукцию.

Новости Украины – From-UA: – На сегодняшний день мы не можем быть конкурентоспособными на европейских рынках?

Владимир Лановой: – Конечно, нет. Продукция у нас низкого качества. Даже российские покупатели или органы по надзору за качеством могли предъявить определенные претензии (и не всегда они были безосновательны). А европейские стандарты еще более высокие. Плюс вспомним, что европейский рынок аграрной продукции – самый защищенный в мире. Самые высокие таможенные пошлины по ввозу продукции из третьих стран (стран третьего мира и вообще неевропейских стран) служат высокими ограничениями для поддержки внутреннего производства.

Мы сможем конкурировать в Европе по пищевым продуктам, только если произведем экологически чистые товары, которые будут лучше по качеству и при этом, естественно, ниже по цене, чем в ЕС. Поэтому перед нами большая работа. Пока что это только слова.



Новости Украины – From-UA:– Кроме того, вероятно, потребуются еще и вложения на модернизацию производств, расходы на введение новых технологий?

Владимир Лановой: – Ну, вот смотрите: прежде всего, нам нужно стимулировать экологически чистые производства в сельском хозяйстве. Это возможно только на базе небольших фермерских хозяйств, когда можно качественно обработать каждое растение органическими удобрениями, а не химическими. Это довольно трудоемкое производство, возможно оно в основном только на базе хозяйств фермерского типа. Поэтому государственные субсидии, которые направляются в сельское хозяйство, должны идти не на крупные производства – мукомольные комбинаты, огромные птицефабрики, гигантские мясокомбинаты, как у нас шло всегда.

Огромные субсидии, до десяти миллиардов гривен в год шли неизвестно каким партнерам Министерства агропромышленной политики. Мы знаем, что там огромные коррупционные связи, самое большое увеличение доходов латифундистов. Они просто истощают наши земли, а мы гордимся, что увеличиваем производство и вывоз зерна. А на самом деле это зерно вывозится в азиатские страны, а не в ЕС, потому что оно некачественное. Лучше бы оно служило для внутреннего оборота, для производства высококачественных продуктов животноводства.

По существу, нужно провести аграрную реформу, переориентироваться на фермерские хозяйства. Дальше нам нужны определенные технические возможности для контроля качества продукции, которую поставляет сельхозпроизводитель и которую перерабатывает промышленность и производители пищевых продуктов. У нас не хватает таких технических средств. Вот тут бы нам очень помогли методы контроля Евросоюза.

Новости Украины – From-UA: – Насколько востребована в ЕС какая-то более сложная наша продукция, промышленные товары, к примеру?

Владимир Лановой: – Правда в том, что самый большой ресурс у нас – это сельскохозяйственная и пищевая продукция для Европейского Союза. В этих направлениях мы можем быть высоко конкурентными – опять же, в том случае, если экологическая безопасность и другие характеристики будут подтверждены.

Что касается более сложной продукции, такой, например, как машиностроительная или продукция легкой промышленности – то есть те, где требуется искусство практически, умение и творческие конструкторские решения, – там нужны определенные серьезные подходы. И прежде всего – кооперация с панъевропейскими машиностроительными производителями, например, производителями космических аппаратов, самолетов, суден, представителями автомобильной промышленности – для того, чтобы мы поставляли комплектующие. Отдельные элементы мы можем производить.

Что же касается изделий легкой промышленности – одежды, обуви и так далее, то тут должна быть высокая кооперация с различными брендами. Потому что только брендовые изделия, которые подвергаются постоянному контролю со стороны дизайнеров этих брендов, позволяет гарантировать сбыт продукции на конкурентных рынках, прежде всего – в странах Европы.

Нужны разные решения, и реформаторские в том числе. Нужны материальные вложения, какие-то финансовые процессы, потому что нужны средства, нужны кредиты. Кредитная система с низкой процентной ставкой нам просто необходима.

Но правительство пока откладывает эти задачи на завтра и послезавтра. Так что желать мы можем, но ресурсов для исполнения желаний нет и не будет, пока не пройдут серьезные и многоплановые реформы.

Новости Украины – From-UA: – Владимир Тимофеевич, а если попробовать хотя бы навскидку предположить – насколько быстро можно будет увидеть экономический эффект отмены пошлин в нашей стране?

Владимир Лановой: – Тут я повторю, что вхождение в кооперационные связи вне этих пошлин создает для нас огромные возможности выхода на рынок. Если мы выпускаем военно-техническую продукцию достаточно высокого качества, но она идет на их вооружение, на их самолеты, корабли, на пусковые комплексы, например «Град» - это все наша продукция. Средства наведения, средства связи – все это производится в Украине.



Конфликт с Россией и агрессия с ее стороны связаны, в том числе, и с тем, что РФ боится перехода нашего военно-промышленного комплекса на западные рынки. Это будет потеря со стороны России даже возможностей производства определенных видов такой техники.

Это я привожу как пример того, что на самом деле интеграция в ЕС - это не только отмена пошлин. Пошлины – это касается сырья, продуктов питания, других простых, элементарных товаров. Того, что мы могли бы массово поставлять при определенных улучшениях производства – масло, например, и тому подобное. Это компенсировало бы действительно потери этого года, которые мы понесли от уменьшения экспорта в РФ.

Но главный эффект все-таки не в этом. При интенсивной работе, года через три эффект от налаживания кооперации с крупными европейскими производителями будет просто взрывной. Я в этом уверен. Мы сразу раза в два увеличим ВВП и занятость населения. Но должны быть предпосылки, и в первую очередь финансовые: стабильные цены, стабильная денежная единица, ее платежеспособность, доступные процентные ставки. И весь этот комплекс надо решить в течение нескольких месяцев. А правительство пока что не видит такой необходимости, поэтому я сказал о трех годах, но это может быть и больший срок.


Александра Кошурникова
Новости Украины – From-UA