«Россия просчитала, что Запад не ответит на конфликт на востоке Украине»
09.07.2014 16:17

О том, какие есть возможности у Украины, чтобы защитить свою целостность и предотвратить в будущем военное вторжение «соседей», есть ли у Украины возможность в перспективе стать членом НАТО и нужно ли ей это, корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA рассказал политолог, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак.

Новости Украины – From-UA: - Какие перспективы вступления Украины в НАТО на сегодняшний день? И есть ли необходимость у нашего государства в этом сейчас, учитывая конфликт на востоке страны?

Валентин Бадрак: - Украина геополитически находится между двумя крупными и противоборствующими силами — Североатлантическим альянсом и Россией, возле которой тоже есть несколько сателлитов, небольших союзников. Находиться на таком геостратегическом перекрестке, сохраняя нейтральность, для Украины фактически нереально. Она и сейчас не является нейтральной, потому что на территории Украины находится военная база РФ. Но опыт показал, что даже такая ситуация, как реализация идеи внеблоковости, является ущербной и крайне рискованной — именно это и привело к тому, что в Украине идет война. Эту идею, как мы помним, реализовал предыдущий президент Виктор Янукович.

Но что на самом деле нам надо делать? Нам надо было бы и сегодня, и всегда пробовать организовывать свою безопасность в каком-то коллективном образовании — то есть войти в один из военно-политических блоков. Разумеется, что с чисто военной точки зрения Украина могла бы обеспечить свою безопасность и в блоке ОДКБ, то есть с Россией. Но мы всегда настаивали на том, что речь должна идти не только об обеспечении сугубо военной безопасности, а этот выбор еще должен подразумевать и цивилизационную составляющую, то есть, другими словами, цивилизационный выбор — куда вообще движется Украина и как она желает обустроить свое будущее.

Майдан нам несколько раз давал ответ на этот вопрос, что Украина хочет быть европейским государством,  желает все-таки интегрироваться в Европу во всех контекстах и смыслах. А значит, если мы движемся в Европу, то нам логичнее создавать систему безопасности совместно с Европой, войти и интегрироваться в европейскую структуру безопасности.

На сегодняшний день это НАТО, в какой-то степени ЕС, но он стоит во второй очереди, потому что это сугубо европейская система, и в ней военная часть как бы на заднем плане экономического образования. Именно этот фактор сделал Европу слабой в военном отношении. Я так говорю потому, что то, как действует сейчас Европа в ситуации военного противостояния с Россией, демонстрирует ее слабость и ослабляет ту евро-атлантическую систему НАТО, которая была создана Европой с привлечением США и Канады.

Возвращаясь к этой ситуации, я  хочу сказать, что для Украины целесообразно стремиться в НАТО и реализовать эту стратегическую цель в определенном будущем.

Новости Украины – From-UA: - Может ли сегодня Украина претендовать на то, чтобы стать членом НАТО?

Валентин Бадрак: - Отвечаю — нет, не может. На сегодняшний день единственный возможный вариант действий — это создание некой индивидуальной модели взаимоотношений с НАТО, в которой общее членство будет держать за скобками до самого последнего момента, потому что как только Украина заявляет о готовности стать членом НАТО — она тут же автоматически начинает находиться в состоянии войны с Россией. Войны всесторонней: информационной, экономической, политической, технической — какой угодно. И наконец, военной, что мы имеем сейчас — мы движемся к масштабной военной катастрофе.

И расклад этот может быть изменен только одним способом — если военно-политическое руководство Украины, демонстрируя политическую волю, создаст мощный сдерживающий потенциал в области обороны и безопасности. Это не только армия, это военные организации сектора безопасности — одним словом, все те силы и средства, которые могут быть мощными в современном противостоянии внешней агрессии. Я говорю не только о военной составляющей. Здесь большую роль будут играть вопросы и способности в области экономики, энергетики, налаживания информационного национального поля и т. д.

Новости Украины – From-UA: - Валентин Владимирович, Вы сказали о том, что Украина сейчас не может вступить в НАТО. А в чем заключается причина? Быть может, само руководство Североатлантического альянса против членства Украины?  

Валентин Бадрак: - Как раз из позиции самого альянса и надо исходить. Пока я назвал позиции с точки зрения угрозы с востока: мы говорим, что, вступая в НАТО, оказываемся в состоянии войны с Россией. То есть наши риски только от одного заявления, от одного стремления резко возрастают. И если мы не можем противостоять в военном отношении, то у нас получаются результаты, противоположные интеграции в НАТО.

Теперь что касается самого блока НАТО. Во-первых, сам блок НАТО ослаблен сейчас пресловутой натовской бюрократией, которая не позволяет создать консолидированные совместные усилия, шаги в области превентивной обороны (разумеется, НАТО сейчас думает только об этом). По большому счету, все, что происходит в Украине, лидеров НАТО интересует постольку-поскольку. Каждое государство наблюдает за всем в контексте реализации собственной безопасности и обороны.

Именно поэтому мы видим, что страны Центральной и Восточной Европы достаточно активно говорят о необходимости помочь Украине, тогда как страны Западной Европы в значительной степени демонстрируют торможение и не склонны к превентивному противостоянию с Россией. К сожалению, такие страны, как Франция, Австрия и Италия, делают негативные шаги с точки зрения интересов Украины, когда они отказываются от изоляции Путина, когда они продолжают военно-техническое или энергетическое сотрудничество, как Австрия, заявившая о готовности продвигать идею «Южного потока». Само НАТО не может ориентироваться на способность быстрого оперативного ответа в будущем. Я вижу сейчас НАТО как ослабленный блок, который продемонстрировал невысокие оперативные возможности по противодействию агрессии России, потому что, наступая на Украину, Россия наступает и на интересы Европы.

Теперь сама позиция НАТО по приему новых членов. Дело в том, что для того, чтобы принять Украину в члены альянса, Брюссель должен иметь определенные гарантии, что этот прием автоматически не увеличит риски стран Европы относительно нового противостояния с Россией. Заботясь о своем благополучии, НАТО не будет спешить принять Украину в члены, потому что на Украину, таким образом, будет распространяться ст. 5 устава НАТО, которая предполагает в т.ч. военную защиту Украину. Разумеется, взвесив все риски, найдутся страны-члены НАТО, которые, активно сотрудничая с Россией, безусловно, будут это решение тормозить.

На сегодня я вижу два активных потенциальных противника вступления Украины в НАТО — это Франция и Италия. В перспективе Германия тоже может выступить против. Я хочу напомнить, когда в 2007 г. решался вопрос о наделении Украины статусом государства, исполняющего программу ПДЧ — программа получения членства, так именно из Германии и Франции поступил первые сигналы отказа Украине в этой программе. Разумеется, будут у нас и лоббисты. Лоббистами традиционно выступали США и Польша. Понятно, почему Вашингтон и Варшава стремятся, чтобы Киев был стратегическим союзником на долгие времена. В силу всех этих геополитических раскладов я могу смоделировать ситуацию и сказать, что в ближайшее время Украина не может стать членом НАТО, а значит, ей нет необходимости об этом заявлять и лишний раз формировать новые риски и вызовы для себя.

Новости Украины – From-UA: - Тогда возникает вопрос: как Украине защитить саму себя?

Валентин Бадрак: - Нужно сосредоточиться на нескольких параллельных направлениях. Первое — закрепиться в военном отношении, создать оборонный потенциал адекватного сдерживания РФ. Второе — это сформировать мощные экономические связи с Европой, начать с ней взаимодействие больше по высокотехнологичным отраслям, как это делала Польша. Украина в этом отношении еще в лучшем положении, потому что, в отличие от Польши, Украина располагает мощной ракетно-космической отраслью, самолетостроением — есть, с чем войти в международные клубы, в том числе по замене в этих областях партнеров из России. Как удачный пример могу привести, что Польша, например, начала крупноузловую сборку вертолетов Сикорского. Украина сегодня открыла вертолетный проект, но когда он будет реализован, сказать трудно. Варианты, например, вертолетного проекта, создания самолетов для США, Европы (для США более реально, потому что у американцев есть желание). Украина уже участвует в ракетно-космических проектах, надо просто увеличить это участие, плюс увеличить участие западных государств в перевооружении украинской армии, то есть получить ряд западных технологий.

Вот это все станет хорошим предохранителем для нового вторжения России и одновременно сформирует возможности по быстрому вступлению в НАТО, когда альянс к этому будет готов. Здесь вопрос работы на дипломатическом фронте. Приблизительно такая должна быть стратегия. Если бы Украина отправной точкой имела сегодняшний день и мы бы считали, что удается противостоять агрессии и возвратить российских диверсантов, спецподразделения и наемников на их территорию — с того момента Украина имела бы потенциал в 6-7 лет для реализации такой программы.

Новости Украины – From-UA: - И вопрос напоследок, Валентин Владимирович, скажите, как так получается, что после нарушения Будапештского меморандума Россией, Европа ничего не может предпринять и защитить Украину? А ведь ее члены-лидеры, подписывая этот документ, гарантировали безопасность и суверенитет Украины десять лет назад…

Валентин Бадрак: - Запад не способен сегодня пойти на крайние меры для обеспечения этих гарантий. Не нужно считать Россию нашим врагом, именно путинская команда просчитала, что Запад не пойдет на выполнение этих гарантий — и осуществила агрессию, не с целью захвата территорий — понятно, что ни Крым, ни Донбасс Путину не нужен, но задачей был реванш за расширение НАТО, за развитие западных проектов, в том числе и национальной системы ПРО США. Это ответный ход Кремля на все, как они считают, потери, на все новые угрозы, которые появились за это время. Все очень просто.

Россия все просчитала и пришла к выводу, что Запад не ответит на конфликт на востоке Украины. Действительно, Запад пока не дал ответа. Что будет дальше, не знаю, но то, что мы наблюдали в июне, честно говоря, очень удручающая картина — это позиция Парижа, Вены и, в какой-то мере, Рима. Это, к сожалению, живое свидетельство отсутствия консенсуса внутри западного мира. И те осторожные колебания Меркель, которая, с одной стороны, пытается выступать за санкции, а с другой стороны, пытается уладить конфликт на востоке Украины — это неловкое балансирование из той же серии. Запад не способен сегодня дать адекватный ответ России.

Юлия Процышена
Новости Украины – From-UA