«Через несколько лет нам никто не даст в долг»
25.09.2014 10:02

О том, какие времена переживает украинская экономика и как долго мы еще будем жить в долг, корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA рассказал экономист,  исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

Новости Украины – From-UA: - Какая на сегодняшний день ситуация с украинской экономикой (особенно в части заимствования внешних кредитов)?

Олег Устенко: - Очевидно, что экономика переживает не самые хорошие времена, в том числе это и касается долгов. И когда речь идет о них, надо понимать, что есть четыре вида наших долгов.

В общем плане у нас есть долги внутренние и внешние, и те, и другие делятся на долги частного и государственного сектора. Поэтому если говорить по поводу внутренних долгов, то внутренние долги государства достаточно большие, но тоже правда, что из-за серьезной 60%-ной девальвации они в долларовом эквиваленте достаточно резко уменьшились. Это означает, что пострадали держатели внутреннего государственного займа и, в принципе, все держатели внутреннего украинского долга, который был не номинирован в иностранной валюте.

Что касается нашего внешнего долга, то здесь надо проводить анализ и по нашему внешнему государственному долгу, и по внешнему долгу частного сектора. Вся сумма нашего внешнего долга — государства под названием Украина и частного сектора, который зарегистрирован в Украине, превышает отметку в 135 млрд. долл., из которых порядка 35 млрд. долл. - это долги, которые есть у Украинского государства. Если частный сектор объявляет дефолт или не платит свои долг — это проблема. Но это не такая серьезная проблема, если бы то же самое сделало государство, вот почему, прежде всего, надо смотреть за государственным внешним долгом. А он достаточно быстро наращивался за последние несколько лет предыдущими правительствами (заимствованиями у МВФ, Мирового банка).

Наша продажа т. н. еврооблигаций, которые делались раньше, но не делались сейчас (при этом правительстве это не проходило), тоже была формой увеличения нашего государственного долга. Я все еще считаю, что наш общий государственный долг — внутренний и внешний — находится на относительно приемлемом параметре, который соответствует величине Маастрихтских критериев — он все еще ниже 60 % ВВП, и это хорошая новость.

Плохая новость состоит в том, что наша экономика падает и наш ВВП снижается. А снижение ВВП, которое будет в этом году минимум на 7 %, означает увеличение доли государственного долга. Поэтому медленно, но уверенно мы приближаемся к опасной черте, даже по определению Маастрихтских критериев. Более того, Маастрихтские критерии выписаны для стран с более развитой экономикой. Украина точно не относится к развитой экономике. Поэтому жизнь в долг, к которой привыкли украинцы, это фактически путь в никуда, тупиковый путь.

Проблема состоит в том, что чем больше мы берем в долг, тем больше нам надо будет отдавать. А теперь представьте себе, что государственный долг Украины будет продолжать наращиваться и сейчас. Суммарный дефицит государственного бюджета в этом году (непосредственно бюджета, «Нефтегаза» и Пенсионного фонда) превысит отметку в 10 % ВВП.

Новости Украины – From-UA: - Какие мы кредиты уже получили от Запада, на что они уже пошли? И какие кредиты мы еще собираемся брать (Канада, ЕС) и на что?

Олег Устенко: - Государство Украина сейчас в большей степени пытается брать деньги для покрытия дефицита государственного бюджета. Мы расплачиваемся за многие вещи, в том числе и за популизм в украинской политике, которая десятилетиями тут существовала. Избиратели не выберут политика, который будет говорить по поводу того, что нам надо сокращать расходы на медицину, на образование, на науку, на инфраструктурные проекты, потому что мы не можем это себе позволить. Шансы пройти у такого кандидата отрицательные. Поэтому последние 23 года у нас приходили к власти, в том числе и в парламент, не прагматики и эксперты, а популисты. Им надо было обещать, но необязательно было делать. Но в какой-то момент приходилось делать, а это значит, что надо было занимать средства, причем достаточно активно. Вот почему мы видим такой большой государственный долг, который разрастается.

Но проблема не в том, что долг большой, а в том, что он увеличивается большими темпами. Деньги, которые мы получаем от МВФ, идут на покрытие дефицита государственного бюджета. Либо мы должны осознать, что денег нет, и пытаться жить по средствам, что крайне тяжело, болезненно и, возможно, сопряжено с социальными потрясениями, либо мы продолжаем эту жизнь, которую мы вели. Но тогда надо активно заниматься реформированием экономики для того, чтобы обеспечить более высокие темпы роста. Если экономика растет 10 % в год и выше, она может позволить себе гораздо больше, чем та экономика, которая растет на 5 % и ниже. Есть такая четкая зависимость. Но для того, чтобы расти, надо делать в стране реформы и улучшать бизнес-климат в стране. Должно произойти осознание и откат от популизма. Я думаю, что отрезвляющий душ уже был у многих, но, похоже, не у украинского политикума.

Новости Украины – From-UA: - За счет чего правительство собирается отдавать кредиты и на какой период времени это растянется? Мы же не можем бесконечно брать в долг.

Олег Устенко: - Нам и не дадут бесконечно брать в долг. Если экономика не станет показывать ускоренные темпы экономического роста, то я прогнозирую, что через несколько лет нам никто не даст в долг — ни мировые финансовые рынки, ни международные финансовые институты. Поэтому вопрос поведения реформ — это вопрос выживания страны в средней и долгосрочной перспективе. Не так много времени осталось для того, чтобы попытаться изменить ситуацию.

Юлия Процышена
Новости Украины – From-UA