Страна безумных самураев
03.10.2005 13:50
…о чем пойдет речь в этой статье. Собственно, о японском роке.

Музыкальный застой по-японски

Во всем мире этот феномен пока еще не обрел глобальных масштабов, однако все идет именно к этому. Дело даже не в особенном таланте тех или иных джей-рокерских исполнителей, а безусловно в очаровании, присущем только Стране восходящего солнца.

Как и все в Японии, начиная от ярких юката, острого васаби и заканчивая якудза и харакири, музыка этой страны также весьма специфична и может быть понятна далеко не каждому европейцу. И если попсовые «ля-ля-ля» еще кое-как лезут в рамки их европейского взгляда на жизнь, то музыка, именуемая японским роком (J-rock), эти рамки рвет по швам.

Япония, как известно, отдалена от континента. Ее географическое положение очень сильно сказывалось на развитие культуры, в том числе и музыки, многие века. Только после реставрации Мэйдзи в 1868 г. в Стране восходящего солнца люди узнали, что, оказывается, есть и зарубежная музыка, вполне неплохая и пригодная для прослушивания.

Но лишь после окончания Второй мировой войны в Японии прочно обосновалась западная популярная музыка. Были здесь и фанаты «Битлз», и поклонники джаза, которых, впрочем, и теперь превеликое множество.

Естественно, в стране стали появляться и свои собственные группы, во многом просто копировавшие западных представителей музыкальной индустрии с одной лишь поправкой на японский язык. Рок-музыка тоже не была исключением. Японские парни с явным удовольствием подражали европейским и американским звездам. Однако все они не могли добиться маломальской популярности. Потому как оригинал всегда лучше копии. И японская молодежь продолжала отдавать предпочтение западным рок-звездам.

Х-файлы о гениях

Тогда-то и появился тот, кто и стал впоследствии одним из основателей феномена под названием джей-рок.

Речь идет о Ёшики Хаяши – лидере группы «X-Japan». В конце 1980-х мало кто подозревал, что этот молодой человек станет культовой личностью в мире шоу-бизнеса и рок-музыки.

Открыв в 1988 году собственную студию звукозаписи «Extasy Records», Ёшики (ударные, фортепиано) вместе с Тоши (вокал), Хидэ (вокал, гитара), Патой (гитара) и Хисом (басс) выпустили альбом под названием Х ("Vanishing Vision"). Это их творение получило невиданную, ошеломляющую популярность среди японской молодежи и стало началом их головокружительной карьеры.

Многие годы эта команда оставалась на вершине славы, собирая на концертах огромное количество фанатов и продавая диски миллионными тиражами. Однако в 1997 году «X-Japan» распались, шокировав этим многих верных поклонников по всему миру.

Мэрилин Мэнсон отдыхает

Особого внимания заслуживает такое явление в джей-роке, как Вижуал Кей, то есть «Визуальное направление». Вы можете получить представление о нем, вспомнив глэм-рокерские команды Туманного Альбиона 60-х - 70-х. Хотя кто их сейчас-то помнит? В Европе и Америке «вижуал» почти не прижился, если не считать тяготеющего к подобным вещам Мэрилина Мэнсона и еще пару-тройку таких же «шок-рокеров».

В Японии родоначальниками этого стиля (с поправками и дополнениями) стали все те же «X-Japan». Конечно, японский «вижуал Кей» сильно отличается от европейского, главным образом, своей идейностью, концептуальностью и особенностями, привнесенными японской культурой и менталитетом.

На сегодняшний день «Вижуал Кей» практикуют большинство японских рок-команд. Каждая из них, стараясь выделиться на фоне иных «вижуальных» групп, изобретает все новые, безумные образы, от которых у нормального европейского человека может случиться не только обморок. Эпатаж прет со сцены с неумолимой силой, изобилуя латексом, кружевами, губной помадой и прочими прелестями «джентльменского набора».

Граница между мальчиками и девочками совершенно стирается, и пред публикой предстает существо, совмещающее в себе качества обоих полов. Корни этих перевоплощений уходят еще в средние века, когда в Японии возник театр Кабуки, где все женские роли исполняли исключительно мужчины.

Также следует заметить, что в Японии слегка подкрашенный мужчина (легким макияжем, который лишь подчеркивает естественную красоту) – вполне естественное явление, не наталкивающее на мысль о нетрадиционной ориентации. Напротив, такие красавчики пользуются бешеной популярностью у женщин.

Кстати, важной особенностью японского рока является то, что его играют почти исключительно представители сильной половины человечества. Девушки в джей-роке – крайне редкое явление. И все женские группы можно было бы пересчитать по пальцам рук.