Войны и тайны любимого художника польского короля
15.10.2012 09:00
Знаменитый художник Мартино Альтомонте прославился своими батальными работами «Битва под Веной» и «Битва под Парканами», заказанными самим королем.

Этот художник — немец по происхождению. Его немецкая фамилия — Гогенберг — со временем была изменена на Альтомонте. Детство и юность будущего живописца прошли в Италии. Он учился в Неаполе, а художественное образование получил в римской Академии Святого Луки. Учителями художника считаются Карло Маратти и Джованни Гаоли.

Так сложилась жизнь, что с конца XVII века Мартино Альтомонте работал «на короля» польского Яна ІІІ Собеского во Львове и Жолкве.

Чтобы внимательнее присмотреться к двум его известным батальным картинам, прежде всего надо вспомнить некоторые исторические перипетии…

Итак, 1683-й. Этот год вошел в историю под знаком решения многовекового противостояния Европы и Османской империи и прекращения турецкой угрозы для континента.

11 сентября объединенные силы коалиции «Священная Лига», которыми руководил польский король Ян III Собеский (1674—1696), одержали победу над войсками Османской империи около австрийской столицы, освободив Вену от двухмесячной турецкой осады.



И хотя впереди была еще одна важная битва — под венгерскими Парканами, перелом в противостоянии был достигнут, собственно, под Веной (где турецкая армия потеряла 15 тысяч убитых и 5 тысяч пленных). При этом потери коалиции составляли 4,5 тыс. человек.

Причиной поражения историки называют просчет турецкого главнокомандующего, великого визиря Кара-Мустафы-паши. Вместо того чтобы, воспользовавшись двадцатикратным преимуществом над защитниками Вены, сразу же взять город, он начал затяжную осаду. Это дало возможность коалиции, в которую входили войска Польши, Австрии и немецких государств, прийти на помощь. 84-тысячному войску христиан с 152 пушками противостояло почти 90 тысяч «воинов ислама». Но турецким войскам пришлось биться на два фронта: даже, когда подошли главные силы коалиции, они сосредоточивались на осаде Вены. В результате понесли потери.

Следующая, двухдневная битва 7 и 9 октября 1683 года под Парканами (Остригомом) оказалась фатальной для мусульман. Командующий убежал в Белград, где, по приказу султана, его казнили.

Значение этих побед трудно переоценить. Битва под Веной стала переломной. Турецкие войска потерпели сокрушительное поражение.

Недавно найденный реестр войск, с которыми король Ян III прибыл в Вену, убеждает, что основной их контингент был набран на украинских землях. Это не удивительно: ведь у Яна III столица была в Варшаве, а почти все имения — в предместье Львова.


Чтобы увековечить победу под Веной и венгерским городком Порколь (сейчас Парканы, Словакия), Ян III Собеский заказал два монументальных батальных полотна.

Польский король приехал в Вильнюс по приглашению литовского гетмана Михала Сапеги. Там находился прибывший из Рима художник Мартино Альтомонте, ученик итальянских мастеров Джованни Батиста Гаули и Карло Маратти. Пока король добирался до Литвы, Сапега умер, а молодой художник остался в Вильнюсе.

Уже в 1685 г. он работал над темой Венской битвы.

В Музее изобразительных искусств в Будапеште хранится рисунок, на котором изображены самые важные элементы будущей композиции. 1685 годом датирована картина с ее вариантом, близким к окончательному (Герцогенбург, Школа хористов).

Очевидно, пути Яна III и молодого итальянского художника в Вильнюсе пересеклись, и он показал королю картину.

Неоспоримым фактом является и то, что в апреле 1688 г. в Жолкве — имении короля под Львовом — сшивали и грунтовали полотно, на котором должны были рисовать баталии.

История не сохранила подробных обстоятельств возникновения замысла художника и его реализации. Но, как считает львовский исследователь, доктор исторических наук Владимир Александрович, Альтомонте подписал свой наиболее выгодный, по меньшей мере — самый памятный контракт.


Полотна для Яна III Собеского стали визитками итальянского мастера. Работая с начала XVIII в. более 40 лет в Австрии, он практически не прибегал к батальному жанру. Работа над «Битвой под Веной», как установил В.Александрович, началась поздней весной 1688 г.

30 апреля касса жолковского замка выплатила «портному от сшивания полотна на две войны, венскую и стригонскую, которое маляры грунтовали, четыре злотых, 15 грошей».

Под 7 июня записан расход за четыре кварты масла «на грунтование полотен к баталиям военным венским и стригонским».

В том же году замковый столяр Матияш получил 10 злотых «в столовом зале (самое большое помещение Жолковского замка. — В.Х.) за большой подрамник, где должны были рисовать венскую войну».

Кроме этого, найдена запись о выплате в 1694 г. «за деревья сосновые к венской картине восемь шнуров по шестнадцать локтей, за локоть по два гроша… выдано 816 злотых» и 820 злотых за «отрезания липового дерева на раму к венскому образу», надобно думать для изготовления багетов. Тогда же плотникам оплачено «изготовление подрамника к картине венской войны».

Альтомонте, развивая собственные эскизы, выполнил монументальное полотно в духе барочного искусства с выразительными классическими акцентами. Прежде всего в портрете короля-победителя. Картина составлена как фризовая композиция с заполненным динамическими фигурами передним планом на фоне панорамы осажденной Вены с турецким лагерем, над которым в небе ангел с лентой в руках и надписью: «Чтобы не спрашивали неверные: „Где был их Бог?“.

Еще через два года, 24 марта 1696 года, в Жолкву из Варшавы привезли вторую работу Альтомонте — «Битва под Парканами». Она больше по размеру и существенно отличается по композиции. Почти все исполинское полотно занимает пейзаж Парканов и их окраин с высоко поднятым горизонтом, и только в левом углу помещена группа всадников во главе с Яном III и его сыном Якубом, которые направляются в сторону поля битвы. Общими чертами обозначена большая пушка слева и немногочисленные фигуры на переднем плане.


В Жолковском замке раньше была серия из нескольких батальных картин. Как установил В.Александрович, картины рисовались уже после смерти короля, по контракту, приблизительно в 1697—1698 гг. Указание на контракт особенно важно.

Распространено мнение, что итальянский (так он назван в соответствующем документе) мастер был придворным художником Яна III. Но до сих пор не найден ни один документ, который мог бы это подтвердить.

В Жолкве картины пробыли до 1777 г. После кончины семьи Собеских (1740 г.) город и замок перешли к внуку сестры короля из семьи Радивилов (на польском — Радзивиллы).

В 1777 г. последний его владелец, князь Кароль Станислав Радивил, дал эти полотна для копирования последнему польскому королю Станиславу Августу Понятовскому.

Что с картинами было дальше?

Как рассказал В.Александрович, сохранилось письмо жолковского управляющего к князю Каролю Станиславу Радивилу, в котором он обращается с просьбой, чтобы жолковский художник Андрей Зашкивский (семья была родом из подльвовского села Зашкив), который к тому времени находился в Несвиже в Белоруссии, главном имении Радивилов, нарисовать «ландшафты» (пейзажи), чтобы прикрыть «дыры», оставленные от картин в залах.

Есть сведения, что в 1740-х годах полотна, в том числе «Битва под Веной» и «Битва под Парканами», были скопированы для Несвижа и других имений Радивилов. Но судьба этих копий также неизвестна.


В.Александрович считает, что их уничтожили или вывезли российские войска в 1764 г., когда, преследуя князя Кароля Станислава, разрушили Несвижский замок, как и замок в Олице около Луцка на Волыни. Тогда, очевидно, погибла и часть коллекции Жолковского замка, вывезенная в Несвиж в 1746 г.

Что же касается оригиналов батальных картин Альтомонте, то их судьба тесно связана с костелом в Жолкве. Этот городок на Львовщине мог бы стать одним из наиболее интересных туристических центров в Европе. Здесь пролегает древняя граница земель Галичины и Волыни, Звенигородского и Белжского княжеств. Когда-то Жолкву выбрали как выгодное в оборонительном плане место. И не случайно Жолковский замок с 1678 года стал королевской резиденцией Яна ІІІ Собеского. Со временем в городе действовало пять церквей, четыре костела, синагога. Большая слава сопровождала народных мастеров этого города. Были известны иконописцы и резчики Жолковского художественного центра.

Но, бесспорно, особого внимания в этом городке заслуживали батальные полотна Альтомонте…

Как известно, до середины ХХ века его картины «Битва под Веной» и «Битва под Парканами» размещались в костеле. Потом, чтобы спасти эти работы от большевистского нашествия, Борис Возницкий нашел им место во Львовской галерее искусств.


В соответствии с замыслом Возницкого, «Битва под Веной» в 2012 году должна была вернуться в Олесский замок. Ради этого в замке подняли потолок — чтобы экспонировать работу. А «Битва под Парканами» должна была занять свое место в Золочевском замке.

Но самому Борису Григорьевичу увидеть картины на предназначенных для них местах было не суждено… 23 апреля он погиб в автокатастрофе по пути в Золочевский замок. По словам Веры Отчич из главного управления по вопросам внутренней политики национальностей и религий Львовской ОГА, есть официальное письмо львовского католического архиепископа, в котором идет речь о возвращении картин в костел св. Лаврентия — как собственности римско-католического прихода в Жолкве.

По его убеждению, картины в Польше реставрировали на условиях возвращения их в костел в Жолкве, и это был только первый этап. А далее ожидалась реставрация еще двух батальных полотен.

Украинские музейщики придерживаются другого мнения.

Главный хранитель фондов Львовской галереи искусств Игорь Хомин, который готовил юридическое сопровождение проекта реставрации, отмечает, что в соответствии с соглашением картины должны были вернуться во Львовскую национальную галерею искусств, и никаких договоренностей об изменении их местопребывания не было.


Заместитель генерального директора Львовской национальной галереи искусств по научной работе Владимир Пшик убежден, что ради сохранения картины должны оставаться в музее. Там они доступны для всех. Что же касается истории, то Олесский замок также связан с фигурой короля Яна Собеского, военным победам которого посвящены картины, — ведь в Олеско он родился, Золочев тоже принадлежал к западноукраинским имениям Собеских.

«Я понимаю польскую сторону, которая настаивает на своих исторических правах на эти картины, — говорит Владимир Александрович. — Этого у них никто не отнимает, но исторически сложилось так, что владелицей уникальных баталий является Украина, и она отвечает за их судьбу. Это полотна исключительного значения, не говоря уже о том, что их рисовал немецкий художник, который родился и учился в Италии, а потом более 40 лет жил и работал в Австрии. У нас остались эти картины, и наша ответственность — их сохранить. В этой главной задаче — независимо от «прав» — костел для картин далеко не лучшее место. Достаточно напомнить, что их реставрировали в 1820-х, 1860-х и 1900-х годах, то есть почти каждые сорок лет. Восстановленная силами специалистов галереи перед 1975 г. «Битва под Веной» после 40-летнего пребывания в экспозиции Олесского замка не нуждалась в реставрационном вмешательстве. В музее картины под наблюдением специалистов и — что тоже важно — общедоступны, чего в действующем костеле, в соответствии с его назначением и особенностями функционирования, на соответствующем уровне, естественно, быть не может».

Здесь надо напомнить, что речь идет о полотнах конца XVII в. площадью более 60 кв. м, принадлежащих к исключительным объектам исторического и культурного наследия: аналогичных им в Центрально-Восточной Европе нет. К тому же они являются достопримечательностями с отдельным, специальным статусом. Такие картины, естественно, нуждаются в особых условиях. Специалистам известно: любая перемена, связанная с рисками, отрицательно сказывается на состоянии полотна и может стать причиной его повреждения.


Впрочем, очевидно, что загадочная история с картинами Альтомонте еще не завершена. Что будет дальше? Покажет время.
Василий Худицкий
Зеркало недели