Отлучение Донбасса
19.11.2014 17:00

Отлучение Донбасса

В своих предвыборных речах будущий президент П.Порошенко заявлял, что и Крым, и мятежные регионы со временем сами вернутся, когда Украина обеспечит людям достойную жизнь. Да, достойная жизнь – весомый аргумент в споре: что лучше – независимость или жизнь в едином государстве. Достойная жизнь для большинства населения, по меркам прошедшего года, уже определяется не маркой личного автомобиля и количеством звезд отеля во время второго отпуска за год. В первую очередь – это возможность дожить до зарплаты после уплаты коммунальных платежей и процентов по «беспроцентному» кредиту. А очень хорошей зарплатой считается такая, от которой хоть что-то еще осталось на тот момент, когда нужно получать следующую.

Лозунг про единую страну все ещё актуален в украинских средствах массовой информации, но привлекательнее для мятежных областей Киевская Украина никак не становится. Ни уровнем жизни, ни своими заявлениями, ни действиями. Могут ли вызвать любовь и симпатии населения мятежных областей слова, сказанные президентом Украины в ноябре сего года в адрес жителей Донбасса, что они «нічого не вміють робити», и такие предупреждения, как - «у нас робота буде, у них немає, у нас пенсії будуть, у них немає…», и такие угрози, как - «у нас діти підуть до школи, до дитячих садків, у них вони будуть сидіти в підвалах..». Оказывается, это способ выиграть войну: «..і так, саме так ми виграємо цю війну!» Впрочем, обещания, что в Украине будут и пенсии и работа – могут так и остаться обещаниями, как это было практически со всеми обещаниями нынешней власти.

В добавление к этому планируется окончательно отрезать Донбасс от банковской системы Украины, «вывести» госучреждения из Донбасса на территории, подконтрольные Киеву или закрыть их. Вывести вряд ли удастся, так как это требует значительных финансовых затрат, да и практически не выполнимо – надо решать проблемы, связанные с переездом большого числа сотрудников и их семей, которые вряд ли с восторгом примут идею о переезде, зная отношение к жителям Донбасса на остальной территории Украины.

Так каким образом будет происходить объединение Украины по планам Киева? Созданием привлекательного рая на подконтрольной Киеву территории, восстановлением разрушенного на Востоке Украине или обречением на голодную жизнь в разрушенных домах жителей Донбасса, а их детей на жизнь в подвалах?

Заставить любить себя насильно невозможно, но вызвать ненависть своими действиями очень легко. Отказ в материальной поддержке вряд ли станет поводом для положительных эмоций у жителей Донбасса в отношении киевской власти. Причем, социальные выплаты были остановлены Киевом четыре месяца назад, а Донбасс продолжал выплачивать налоги в бюджет Украины, по крайней мере, до октября включительно. Да, вследствие войны, выплаты в бюджеты всех уровней сократились на 19,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но все же они осуществлялись. Лишь за сентябрь и октябрь только город Донецк заплатил в госбюджет Украины 711 млн. грн. Так неужели претензии пенсионеров Луганска и Донецка не обоснованы? Даже если бы пенсионеры Донбасса совсем выехали на постоянное место жительства в дальнее зарубежье, это, в соответствии с законом (как Украины, так и любой нормальной страны в аналогичной ситуации) вовсе не избавляет украинское государство выплачивать пенсии своим  гражданам, уже отработавших на благо страны многие годы!

Вряд ли жители Донбасса согласятся с закрытием учреждений – эти учреждения все равно нужны для функционирования экономики этой территории, какая бы власть на них ни была. А добровольный уход украинских банков вовсе не означает, что иные банки там не появятся – Донбасс будет вынужден создавать свою банковскую систему для обеспечения нужд экономики. И если гривна будет выведена из обращения, то значит, в обращение будет введена иная валюта, изобретенная заново или привлеченная из списка ныне существующих, по примеру Черногории, использующей евро вместо собственной валюты.

Так чего хочет добиться киевская власть в отношениях с Донбассом? И почему, в очередной раз не изучает опыт других стран, прошедших через схожие проблемы?

Грузия пыталась трижды заставить себя любить силой Абхазию и Южную Осетию – в 20-х и начале 90-х годов ХХ века, в 2008 году. Все закончилось окончательным уходом этих территорий от Грузии после боевых действий начатых грузинскими войсками.

Сербия потеряла фактический контроль над Косово и Метохией в 1999 году. Но продолжала выплачивать внешний долг Косово и Метохии в размере 150 миллионов долларов ежегодно до 2009 года (до того времени, когда Косово стало самостоятельным членом Всемирного Банка и МВФ – 29 июня 2009 года), стремясь обосновать свое историческое право на эту часть страны. И по сей день Сербия поддерживает своих граждан на территориях, действительно отобранных у нее в нарушение всех норм международного права. Сегодня Сербия имеет полное моральное и юридически обоснованное право претендовать на возврат оторванных от нее исконно сербских земель.

К счастью, Министр иностранных дел Украины заявил, что, несмотря на то, что украинская армия за последнее время существенно усилилась и приобрела боевой опыт, власти Украины видят решение проблемы на Донбассе только политическим путем. Это спасло бы множество жизней по обе стороны линии фронта. Однако надеяться на это сложно, так как решать проблемы не военным путем следовало изначально, но после первого выстрела, после первого погибшего в гражданской войне идеология отступает на второй план и начинается месть за погибших. А, следовательно, в угоду Западу война будет продолжена, и вместо заживления нанесенных ран, скорее всего, будут появляться новые. И уж совершенно не вериться в искренность слов наших политиков про «єдину країну».