Призрачная надежда Яценюка
02.12.2015 11:33

Призрачная надежда Яценюка

Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что едва ли не основной проблемой Украины является коррупция. Очевидно, что для борьбы с ней необходимо объединение усилий всего украинского общества, системная работа власти и помощь международного сообщества. Но как видят эту самую помощь в борьбе с коррупцией наши власти?

Премьер-министр Арсений Яценюк предложил весьма радикальный механизм создания антикоррупционной структуры, заслуживающий подробного рассмотрения. «Мы обращаемся к нашим европейским партнерам: нам нужна помощь в том, чтобы искоренить коррупцию», - сказал он на международной антикоррупционной конференции в Киеве.

«Нам необходимо на протяжении двух лет ввести фонд стимулирования госслужащих, чтобы именно из этого фонда доплачивать прокурорам, судьям, государственным служащим, таможенникам, которые будут реально проводить реформы и которые не будут задействованы в коррупционных схемах», - заявил Яценюк.

Кроме того, глава правительства предлагает создать Международную антикоррупционную миссию, которая могла бы возбуждать дела против украинских чиновников и за пределами Украины. «Обращаюсь к вам за поддержкой относительно необходимости создания в Украине на ближайшие два года постоянно действующей Международной антикоррупционной миссии», - заявил Яценюк.

«Нам необходимо, чтобы наши партнеры из Европейского Союза и Соединенных Штатов Америки на постоянной основе делегировали сюда следователей Федерального бюро расследований, следователей правоохранительных органов отдельных стран-членов ЕС, которые бы взяли на себя помощь всем правоохранительным органам Украины в вопросе организации борьбы с коррупцией, помощь в расследованиях тех фактов коррупционных действий, которые появляются в СМИ, в виде заявления представителей разных правоохранительных органов», - добавил он.

«И в том случае, если такие факты коррупции проходят (не) в Украине, то эта Международная антикоррупционная миссия, которую бы представляли представители правоохранительных органов других стран, имела бы возможность возбуждать соответствующие уголовные производства за пределами Украины – ведь коррупция не имеет границ», - сказал премьер.

Поэтому «предложение следующее: обратиться к странам-членам ЕС и США (с идеей) основать на постоянной основе международную антикоррупционную миссию», сказал Яценюк. «Дать этой антикоррупционной миссии на основе совместных меморандумов, – а если необходимо, внести изменения в законодательство, – доступ к базам данных, как Службы безопасности Украины, так и Национального антикоррупционного агентства, Национального антикоррупционного бюро, Государственного бюро расследования, Генеральной прокуратуры», - заявил он.

«И дать возможность этой Международной антикоррупционной миссии возбуждать уголовные производства по фактам коррупции за пределами Украины – если такие коррупционные действия осуществляются украинскими государственными чиновниками за пределами Украины, там, где есть иностранные компании, иностранная собственность, иностранные счета», - заявил Яценюк.

По его словам, «это нам позволит, в том числе, избежать тех проблем, которые были во многих странах-членах Европейского Союза на первой стадии формирования антикоррупционных бюро», ведь по отдельным странам первые директора антикоррупционных бюро сидели в тюрьме.

«Для того, чтобы пройти этот этап эффективно, нам необходима международная поддержка, международная поддержка как по антикоррупционной миссии, так и по увеличению социальных стандартов и размеров заработных плат для тех, кто в Украине борется с коррупцией, и для тех, кто в Украине способен проводить реформы», - сказал Яценюк.

Не ставя под сомнение необходимость кардинального усиления антикоррупционных мер, попробуем оценить реальность предложенного Премьером механизма. Если оставить за скобками весьма сомнительную вероятность того, что украинские парламентарии согласятся оперативно изменить Конституцию Украины и процессуальное законодательство, предоставив чрезвычайные полномочия некоей надгосударственной правоохранительной структуре, остаётся ещё и сугубо экономический аспект проблемы.

Очевидно, что структуры Евросоюза и США вряд ли ринутся доплачивать нашим вновь рекрутированным прокурорам и фискалам из собственной казны – уж больно прожорлив украинский аппарат поддержания правопорядка и правосудия: только за январь-сентябрь 2015 г. его бюджет составил 35,2 млрд грн., что приблизительно равно $1,45 млрд. Понятно, что «доплатить» нашим западным коллегам предлагается как минимум столько же. Для сравнения: бюджет ФБР, у которой Арсений Петрович хочет «взять напрокат» следователей (кстати, оперативных работников в этой структуре всего лишь около 13 тысяч человек - $8,2 млрд). И это на 320 миллионов населения…

Уж тем более ясно, что командировать в Украину сколь-нибудь значимое количество персонала правоохранительных структур наши западные партнёры тоже не в состоянии – у Евросоюза хватает собственных проблем с беженцами и «беженцами» из Африки и Ближнего Востока, США вовсю втянулись в борьбу с ИГИЛ. Да и кто командировочные оплачивать будет – если что? Тут ещё не успели освоить в полном объёме финансовую помощь на реформу полиции и прокуратуры Украины, а она уже – устами премьера – просить прислать ещё денег и людей, чтобы присматривали за правильностью расходования этих денег.

Насколько Запад «щедр» в предоставлении собственного полицейского персонала, можно понять из официальной статистики ООН: по состоянию на 30 сентября 2015 г. 124 государства откомандировали 13 606 полицейских. Из этого количества на долю США приходится 39 человек, Франции – 38, Германии – 20, Великобритании – 5. Эти цифры показывают, что на создание масштабного международного антикоррупционного органа Украине рассчитывать в обозримом будущем не приходится.

Уже сегодня очевидно, что рассчитывать на помощь взятых напрокат «следственных интербригад» Украине не стоит. Бороться с коррупцией украинскому народу предстоит самостоятельно – никто извне нам демократию и цивилизацию не инсталлирует.