Они знали, но всё равно проголосовали
06.01.2016 09:09

Они знали, но всё равно проголосовали

Скандальная норма в госбюджете-2016 об отсрочке введения в действие электронных деклараций может сфальсифицировать взятые на себя украинской властью обязательства перед ЕС в части борьбы с коррупцией, в части создания более прозрачных моделей государственного управления, обеспечения контроля над чиновниками. Вот это все фальсификации, когда сначала вроде бы выполняются обязательства, а потом втихаря эти обязательства фактически отменяются, и происходит один шаг вперед и два шага назад.

Эта же ситуация на самом деле происходила и вокруг вопроса т. н. безвизовых законов. Напомню вам, что конфискацию и арест имущества тогда вроде бы выполнили, а потом депутаты переделали это таким образом, что, скорее всего, придется и переголосовывать эти законы. Я не исключаю, что такие же правки есть и в отношении других антикоррупционных и реформистских норм в законе о государственном бюджете.

Поскольку уже прозвучало заявление со стороны ЕС о том, что они очень внимательно изучают эту проблему, я думаю, что какого-то глобального разрушения отношений не произойдет, но все же депутатам придется в экстремальном режиме вносить изменения в закон о бюджете где-то на протяжении января, и это, безусловно, подрывает доверие ЕС к украинскому правительству, к парламентской коалиции в отношении выполнения взятых на себя обязательств. Конечно, это является дополнительным аргументом для тех стран в ЕС, которые не желают предоставлять Украине безвизовый режим.

Сегодня нас ожидает еще три шага, три этапа для получения безвизового режима — это и работа в комитетах, и решение Европейского парламента, и решение Европейского совета. И на каждом из этих этапов разного уровня чиновники, начиная от министров иностранных дел и заканчивая министрами внутренних дел ЕС, могут попытаться заблокировать этот процесс. И, к сожалению, то, что произошло вокруг бюджета, это палка в украинские безвизовые колеса, которую мы сами себе почему-то решили вставить, и за эту палку с удовольствием подержатся многие наши оппоненты в ЕС. Тем более, что правительств тех стран, которые не желают предоставлять нам безвизовый режим, в ЕС предостаточно.

Я думаю, что эта ситуация спровоцирована двумя факторами. Первый — это то, что чиновники действительно не желают раскрывать свои декларации, потому что электронное декларирование делает их моментально доступными для общества, для журналистов (сегодня их можно получить только по запросу). И второй фактор — это деньги, потому что введение этой системы требует от правительства выделения дополнительных денег как на создание программных продуктов, технологических мощностей, так и на финансирование работы людей, которые будут обеспечивать деятельность этой системы. Эти деньги надо было закладывать в бюджете. Мы помним, какие войны вокруг бюджета происходили. Эти деньги в бюджете было найти достаточно сложно, поэтому эти два фактора привели к такой поправке в законе о государственном бюджете. Я уверен, что они знали. И в правительстве, и, как минимум, в руководстве коалиции, иначе они бы не проголосовали.