Народные депутаты хотели вернуть методы инквизиции в уголовный процесс
10.01.2013 14:07
"Вчера, на заседании Согласительного совета Парламента прозвучала идея "взорвать мосты" между двумя основными этапами уголовного производства – досудебным расследованием и судебным рассмотрением по сути, разделив их между предметами ведения двух различных комитетов Парламента. Причем так, чтобы досудебное расследование вывести из подведомственности комитета, к чьему ведению отнесены вопросы правосудия и судебного процесса", - пишет в своем блоге на страницах интернет-издания Новости Украины – From-UA народный депутат Украины от фракция Партии регионов, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам верховенства права и правосудия Сергей Кивалов.

"Эта идея – вредна, и даже опасна. Так как в своей основе направлена против действующего конституционного порядка. Ее авторы хотя бы потрудились лучше "замаскировать" свои намерения! Всем очевидна их нехитрая задумка: дистанцировать расследование от судебного рассмотрения, чтобы затем шаг за шагом выхолащивать контрольные функции суда в этой стадии уголовного процесса", - заявил депутат.

"Допускаю, что кому-то симпатичен инквизиционный уголовный процесс, свободный от суда и судебного контроля, оставляющий простор для произвольных арестов, обысков, прослушивания, пыток и тому подобного. Кто-то хочет, чтобы адвокат был сильнее ограничен в доступе к суду для защиты своего подзащитного, и по любому вопросу должен был всякий раз упрашивать следователя, чтобы тот «снисходил» до соблюдения закона.

Но это – пережиток прошлого. Права подозреваемого и обвиняемого в Украине гарантируются, пытки – запрещены. А после принятия Конституции 1996 года, арест или обыск жилья стали невозможны без решения суда. Эти конституционные принципы реализованы в новом УПК. Им же введен институт следственных судей, который буквально "встроен" в досудебную часть уголовного производства.

Показательно, что Конституционный Суд в решении 23.05.2001 года по обращению Уполномоченного Верховной Рады по правам человека – включил деятельность органов следствия, прокуратуры и суда по возбуждению и расследованию уголовных дел в состав «уголовного судопроизводства», подчеркнув неделимость этого процесса с точки зрения Конституции.


Так что идея "оторвать кусок" уголовного процесса от правосудия по уголовным делам, с прицелом на умаление контрольной функции суда – не пройдет", - подытожил Сергей Кивалов.