Human Rights Watch: Армия Асада применила химоружие в Алеппо, есть жертвы. ВИДЕО
14.02.2017 11:06

Войска президента Сирии Башара Асада применяли токсичные химикаты по подконтрольным оппозиции районам Алеппо в течение заключительного месяца битвы за город. Об этом сказано в заявлении международной правозащитной организации Human Rights Watch (HRW), передает Обозреватель.

"На основании телефонных и очных интервью со свидетелями и анализа видеоматериалов, фотографий и постов в социальных сетях мы задокументировали по меньшей мере восемь эпизодов за период с 17 ноября по 13 декабря 2016 года, когда вертолеты правительственной авиации сбрасывали хлор на жилые районы, иногда – по несколько баллонов", - отметили правозащитники.

В результате погибли по меньшей мере девять гражданских лиц, в том числе четверо детей, и около 200 получили ранения.

"Картина эпизодов сброса хлора свидетельствует о том, что мы имеем дело не с личной инициативой отдельных, вышедших из под контроля военнослужащих, а с частью общей военной стратегии занятия города. Совет Безопасности ООН не должен спускать применение химического оружия ни сирийским властям, ни кому-либо другому", - сказал замдиректора Human Rights Watch по чрезвычайным ситуациям Уле Солванг.

"У пострадавших наблюдались удушье, сильный кашель, тошнота, иногда – потеря сознания, у кого-то шла пена изо рта. Больше всего от этих химикатов дети страдают, они это вдыхают и в результате задыхаются", - рассказывал спасатель, выезжавший на несколько мест химического поражения.

По словам одного из местных жителей, запах был похож на бытовую хлорку, только резче: "Вонь невыносимая. Чуть только внутрь попадет – горло огнем горит, как будто туда раскаленный штырь загнали. Ни глотнуть, ни вздохнуть. Шея как кипяток. Тошнота накатывает. Глаза режет, слезы сами текут. Рано или поздно уже дышать не можешь. Не то чтобы, там, рот или нос забиты – нет, просто организм больше воздух не принимает".

Свидетели также говорят, что по меньшей мере в четырех случаях видели рядом с местом сброса зеленовато-желтый дым. В двух случаях такой дым был заснят находившимися неподалеку журналистами. Хлор в газообразном состоянии имеет похожий цвет.

Поскольку хлор тяжелее воздуха, он опускается вниз, превращая в смертельные ловушки подвалы, в которых люди укрываются от обычных бомб. Местный журналист, решивший после первого применения хлора переехать, сказал Human Rights Watch: "К обстрелам и бомбежкам мы привыкли. А от хлора не спасешься, никак. Задушит".

"По пяти эпизодам мы отсмотрели фотографии или видеокадры с остатками кустарных боеприпасов с химическим веществом, которые были размещены в интернете или предоставлены нам непосредственно. Свидетели иногда называли их бочками или бомбами. Во всех пяти случаях это были однотипные желтые газовые баллоны. На одном из них сохранилась предупреждающая надпись о том, что в баллоне содержится газ", - говорится в заявлении HRW.

При этом, связанные с оппозицией группы, спасатели, активисты и журналисты сообщали, что в тот же период правительственные силы применяли отравляющие вещества и в других районах Сирии.

"Мы не располагаем фактами, которые указывали бы на прямую причастность к случаям применения отравляющих веществ России – единственной кроме сирийского правительства стороны, чья авиация наносила удары по восточному Алеппо в рассматриваемый период. Однако российская авиация играла решающую роль в наступлении на контролируемые оппозицией районы города. Будучи союзником Дамаска, Россия выигрывала от применения сирийскими правительственными силами химического оружия", - подчеркнули правозащитники.

"История показывает, что мир, установившийся при безнаказанности за совершенные преступления, нередко оказывается хрупким. Если так, то почему бы не начать с приведения виновных к ответственности за химические атаки в Сирии? Практически весь мир считает химическую войну настолько аморальной, что она подлежит безоговорочному запрету. Позволять Дамаску демонстративно бросать вызов этому запрету и избегать ответственности – это опасная игра. Отсюда недалеко до негласного попустительства и подрыва одного из самых признаваемых в мире разоруженческих режимов, ведь возникает опасность смещения "красных линий"и для других государств", - резюмировал Солванг.