В ожидании чуда: традиции каждого дня предпасхальной недели
10.04.2017 17:01

Последняя неделя перед Пасхой имеет несколько названий: Белая, Жильная, Чистая, Вербная и т.д.

В древности эту неделю называли Чистой, так как шесть дней было принято очищать огнем дом, хозяйство, род, а позже и саму деревню. Считалось, что все должны были очиститься перед великим праздником от всякой нечисти и злых сил. Дома должны были быть почищены, побелены. Все скамейки во дворе покрашены, вся утварь выпарена, белье выстирано до последней тряпочки, пишет Обозреватель.

Все дни недели были заняты, а работа распределена так, чтобы к Чистому четвергу все главные работы в поле и огороде были закончены.

Понедельник

Утром мылись сами женщины и начинали "водой" омывать дом - белили потолок, стены, печь, пол вымазывали желтой глиной, а красной подводили вокруг. Далее мыли стол, скамейки, полки для посуды, перекладины, окна, двери, косяки. Остальное время тратили на работу в огороде. Некоторые огородные растения должны были быть к большому четвергу посеянные, грядки упорядочены.

Вторник

У хозяев этот день был занят практически весь. Все, что было в доме, в этот день должно быть выстиранное и высушенное. Хозяин работал в поле, а когда было время - готовил сухие дрова "под кулич" - сносил с чердака лучшие, которые были отобраны во время поста. В этот день убирались двора, конюшни, скотный двор и хлева. Хозяйка уже со вторника готовила и отбирала яйца для покраски. Писанки же писали девушки, если были в семье, а если не было, то писала сама хозяйка. Заканчивали красить писанки в первые три дня Белой недели.

Среда

В среду хозяйка должна была закончить с посадкой огорода. В этот же день она готовила все для освящения куличей: лучшее белье, новую праздничную одежду, обувь для всей семьи. Хозяин заканчивал работу в поле, убирал двор, амбар.

Четверг

К полудню в Чистый четверг хозяева должны были закончить с тяжелым трудом: не работать ни в поле, ни в огороде. Нельзя было трогать землю, чтобы не "присыпать душу". После полудня хозяйка закладывала "рушники" за иконы, украшала цветами, разрисовывала печь, а в некоторых регионах и стены.

В четверг хозяин готовил "троицу" и свечи. "Троица" - это три больших грубых свечи, в которые вкладывались освященные "купальские", "маковейские" и "зеленосвятские" сухие цветы. С этой "троицей" хозяин стоял с зажженными свечами на Страстях, на Плащанице. Но "троицу" имели только те хозяева, у которых была собственная пасека. Три свечи определяли так: одна - уважение солнцу, вторая - покойникам, третья - на счастье и здоровье всем живым.

В Чистый четверг до восхода солнца матери купали маленьких детей, чтобы были здоровы, чтобы отмыть и заворожить болезнь и смерть, ибо "ворон купает своих воронят", а живут вороны по сто лет. Обед в этот день короткий, потому что главное - это ужин, который происходит после Страстей, поздно ночью.

В четверг начинали печь "бабы" - желтые сдобные куличи. Также готовили все составляющие освящения, в том числе - соль. "Баб" выпекали в специальных формах. Ранее они достигали одного метра в высоту. В них клали 60-120 желтков, масло, сахар, разные ароматы, лили ром. Месили и "выбивали" "бабы" два-три часа. Куличи в разных регионах имели свои особенности. Их выпекали желтые, белые и черные. Старожилы объясняли, что желтые - это посвящение солнцу, белые - воздуху, чтобы не приносил бедствия и смерти, а черные - плодородной земле. В древности в чистый четверг разжигали печь под куличи живым огнем, а в пятницу и субботу - зажигали со страстной свечи.

Когда тесто для "баб" подходило, то в доме должна быть полная тишина. Хозяйка сажала куличи в печь очень осторожно, чтобы не стряхнуть тесто, что они не "сели". Это был своеобразный ритуал, сопровождавшийся сакральными формулами: для каждого кулича существовала своя присказка.

Великая пятница

В пятницу день делился на две части: до Плащаницы и после нее. В этот день замолкали колокола, в доме говорили тихо, нельзя было ругаться, нельзя сердиться, петь и играть музыку. Никто, кроме малых детей, не ел до Плащаницы. Шить, прясть, рубить, тесать, ни стирать или белить уже было нельзя. Хозяйка могла только выпекать белые куличи и готовиться к Пасхе.

Великая суббота

Хозяйка пекла черные куличи (лепешки). После них кладет в печь поросенка, ветчину, колбасы.

В горячую печь ставили запекаться писанки, а вынув, вытирал их тряпкой, которая приобретала волшебные и целебные свойства. Хозяин красил яйца.

Варились яйца на освящение, из которых затем обирали скорлупу и пускали на воду или забрасывали на крышу дома.

Хозяйка и хозяин готовили "дору" - все для освящения: куличи, из ржаного хлеба "целушку", яйца и писанки, творожную пасху, масло, сало, колбасу, поросенка, ветчину, пшено, соль, хрен, нож и иглу.

Вечером зажигали лампадку и свечу в доме. Спать взрослым в эту ночь было нельзя. Молодежь шла в церковь и слушала или читала "деяния" ... Вся подготовка к Великому Дню заканчивалась.