За ширмой судебной реформы. Что ждет ОСД дальше
03.08.2017 12:24

Кандидаты конкурса на должности судей Верховного суда уже определены и пошли на очередную проверку в Высший совет правосудия. Среди победителей: профессора и преподаватели высших учебных заведений, судья-доброволец, защищавший Донецкий аэропорт, правозащитники с опытом работы в Европейском суде по правам человека, адвокаты. Высшая квалификационная комиссия судей направила в Высший совет правосудия рекомендации о назначении 120 кандидатов судьями соответствующих кассационных судов в составе Верховного Суда (административного, хозяйственного, уголовного и гражданского), по 30 судей в каждом из перечисленных судов.

Провластные эксперты назвали конкурс самым открытым в истории Украины. Частично это правда. Он самый открытый, но далеко не самый объективный.

СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Всем участникам реализации судебной реформы стоило бы ожидать бурных оваций. Но при реализации ее первого этапа всплывает много «НО», которые свидетельствуют о заангажированности и субъективности конкурса. Главный рекомендательный орган судей - Общественный совет добропорядочности – всячески пытался оказать давление на Высшую квалификационную комиссии судей и при своем анализе кандидатов на отсутствие коррупционных действий часто переходил границы дозволенного. И с этим в ОСД настолько частили, что это заметили даже на Западе. В Совете Европы обвинили ОСД в давлении на ВККСУ и предвзятости при оценивании кандидатов на должности судей Верховного суда.

Так, бывшая министр юстиции, доктор права Диана Ковачева заявила о том, что в ОСД не придерживаются ряда принципов при оценивании и, особенно, это касается независимости судей.

«Независимость судей не подразумевает, что судьи не подотчетны за свою работу, но фундаментальным принципом является процессуальная система обжалования судебных решений. Судьи несут ответственность во время индивидуального оценивания, но должны существовать гарантии против злоупотребления процессом оценивания, против политического или любого другого давления на судей, кандидатов на должность судьи», – отметила она. Ковачева также обратила внимание на то, что основная задача ОСД –содействие ВККСУ, а не препятствование ее деятельности.

Но в ОСД на это не обратили никакого внимания и продолжили штамповать свои выводы без каких бы то ни было критериев. Причем часто-густо при практически идентичных вводных один кандидат был добропорядочным, а второй – нет.

К примеру, судью Апелляционного суда Львовской области Голубицкого С.С. члены ОСД обвинили в том, что он не воспользовался правом на изложение особого мнения по одному делу. При признании недобропорядочным кандидата Конюшка К.В., ОСД назвала причиной несоответствия участие кандидата в принятии спорного решения. Хотя он был единственным, кто прописал отдельное мнение по решению.

Кроме этого, в ряде случаев единственным основанием для признания судьи или кандидата недобропорядочным становились их поездки к родственникам на территорию Крыма, временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей и России. Это часто становилось основой для выводов о недобропорядочности, которые потом в ряде случаев без объяснения причин самим же ОСД отменялись.

По кандидату Ждановой В.С. было принято заключение о несоответствии в связи с пересечением контрольно-пропускного пункта в ОРДЛО в день принятия ней судебного решения. При это никто не удосужился проверить время пересечения, которое как оказалось было уже далеко не рабочим. И как результат негативное заключение было отменено самим же ОСД. Таких примеров пруд пруди. Только сами члены ОСД отменили более 30 своих выводов, на основании которых другим судьям ставились в вину.

А СУДЬИ НАД СУДЬЯМИ КТО?

Необъективность, посягательство на независимость судей и отсутствие критериев при принятии решения не являются самыми большими грехами членов ОСД. Значительно более пугающим является тот факт, что оценивали добропорядочность кандидатов люди, которые сами никогда в жизни не прошли бы этот конкурс. Все без исключения имеют скелетов в шкафу: коррупция, уклонение от уплаты налогов, рейдерство и связи с бывшей властью.

Основной фигурант Совета так называемый адвокат Майдана Виталий Титыч Член ГРД адвокат Виталий Титыч является фигурантом четырех уголовных производств по вымогательству взяток и рейдерству. И хотя он заявляет о низких доходах, но передвигается внедорожниками Lexus LX570 и Lexus RX350, ездит на европейские курорты и имеет элитную недвижимость.

Его коллега Владимир Козленко также фигурант уголовных дел по уклонению от уплаты налогов, подделку нефтепродуктов и дела о фиктивном банкротстве «Сумыхимпром». При этом в отношении компании Козленко ООО «Стратегический партнер» есть решение Бабушкинского районного суда г. Днепропетровска о способствовании в уклонении юридического лица от уплаты налогов в размере более 1 млн. грн.

Еще один «добропорядочник» Леонид Маслов (уже с приставкой экс – прим.Авт.) даже переплюнул своих коллег по цеху. В отношении его ведутся расследования по служебному подлогу, уклонению юридических лиц от уплаты налогов и т.п. Стоит отметить, что Маслов не стеснялся открыто брать с судей взятки от 50 до 150 000 долларов за вынесение положительных выводов ОСД. При этом свою бесстрашность в совершении коррупционных действий он мотивировал тем, что является участником боевых действий на востоке Украины и никто ему не указ.

Отдельно стоит остановиться на самой юной из команды ОСД Галине Чижик. Несмотря на возраст, она уже имеет несколько черных пятен в биографии. Отец Виталий Чижик – бывший прокурор Городницкого района Хмельницкой области известен своим иудиным поцелуем главе райгосадминисрации Городецкого района Владимиру Вербановскому. Последний налево-направо выдавал землю родственникам и просто заинтересованным лицам. Чижик как прокурор на это абсолютно не реагировал. После Революции Достоинства – резко стал ярым противником действий Вербановского и донес информацию до руководства области. Прикрывал тылы, чтобы остаться на должности. Но люстрация и введение конкурсного отбора на должности прокуроров отправили на пенсию Виталия Чижика. Связь с беглой властью Виктора Януковича и низкий балл по тестированию на общие способности не дали возможности ему продолжить карьеру прокурора.

Связи с беглой властью имеет и сама Галина Чижик. Во время своей учебы в Национальной юридической академии им.Я.Мудрого она заводит связь с главой Ассоциации правныкив Украины, юристов беглого младоолигарха Сергея Курченко Денисом Бугаем (бывший председатель наблюдательного совета «Брокбизнесбанка», ныне глава Ассоциации юристов Украины. Обвинялся в ряде рейдерских захватов в пользу Сергея Курченко– прим.Авт.).

О дальнейшей поддержке связей между Бугаем и Чижик говорит и голосование во время конкурса на прохождение в ОСД. Денис Бугай также баллотировался в члены Совета. На него выявили несколько компроматов: связи с Партией Регионов и открытое уголовное производство. И единственной, кто не проголосовала против кандидатуры Бугая в ОСД стала именно Галина Чижик.

Вот такая компания собралась. Самих впору признавать недобропорядочными. Или общественники могут заниматься рейдерством, уклонением от уплаты налогов, фиктивными банкротствами и иметь связи с властью Виктора Януковича?

Получается, что непрописанная подробно процедура отбора в Общественный совет добропорядочности, отсутствие тщательной проверки кандидатов в ОСД привели к тому, что в Совете стали заправлять лица, которые сами вряд ли прошли тест «объективный общественник» и «законопослушный гражданин». К сожалению, такие «добропорядочники» дискредитируют сам орган и порочат идею создания контроля гражданского общества над государственными органами. А также вполне может привести к тому, что судебную реформы начнут на «бис», но уже с более незапятнанными общественниками. Потому, что сейчас начнутся судебные разбирательства относительно объективности вынесения выводов членами ОСД.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В своем заключении директор Центра восточноевропейского права Института законодательства Верховной Рады Украины Антон Монаенко четко разъяснил права и обязанности Совета добропорядочности как исключительно консультативного органа и указал, что ОСД может быть надлежащим ответчиком в суде, исходя из норм Кодекса административного судопроизводства Украины. Так что продолжение саги о добропорядочных общественниках и недоброчесных судьях еще впереди.