21.03.2011 15:29
Запад опоздал с военным вмешательством в Ливию, и теперь участие в боевых действиях может иметь самые непредсказуемые последствия. Об этом корреспонденту From-UA заявил глава центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.

«На мой взгляд, вмешательство было необходимо в том смысле, что активно применялась авиация и другие средства поражения против мирного населения. В стране началась гражданская война. Каддафи на призывы к прекращению огня не реагировал. И очень показательно, что, как минимум, за введение бесполетной зоны выступала даже Лига арабских государств», - отметил он.

«Уже был прецедент в Косово, который до сих пор оценивается неоднозначно, но тогда это на тот момент войну остановило, хотя в итоге привело к разделению государства. Я не исключаю, что одним из последствий нынешней ситуации тоже может быть разделение Ливии. Как будет развиваться ситуация дальше, во многом будет зависеть от эффективности этой спецоперации. Она, как минимум, способствовала тому, что удалось сохранить от захвата Бенгази и защитила от полного подавления движения протеста, которое было в Ливии. В этом смысле определенный эффект уже есть», - признал эксперт.

В то же время Фесенко выразил озабоченность временем реакции мирового сообщества на насилие в Ливии. «На мой взгляд, Запад явно запоздал. Если бы подобная операция началась в самом начале, когда были массированные бомбардировки и когда Каддафи стал активно применять военную силу для подавления протестов, тогда, может быть, удалось бы, если бы был жесткий контроль за доступом наемников и использованием авиации в этом конфликте, избежать многих жертв и не допустить эскалации конфликта. А сейчас по сути Запад принимает участие, пусть не прямо, в гражданской войне на стороне повстанцев. Эта ситуация является очень противоречивой и неоднозначной, не все влиятельные участники международного сообщества поддерживают такой формат военной операции. Многие боятся прецедента, что потом это может быть использовано против других государств», - отметил он.

«Риск есть и для Запада очень серьезный, хотя и меньший, чем в случае с Афганистаном и Ираком. К сожалению, здесь нет универсальной правовой базы и системы ценностей, которая бы могла позволить оценить эту операцию только позитивно или только негативно. Здесь есть свои плюсы и минусы. В конечном итоге, как это часто бывает в политике и в истории, все будет зависеть от результата», - считает Фесенко.

С мнением других экспертов вы можете ознакомиться ЗДЕСЬ